Разделы
Рекомендуем
Счетчики
А. Кемпинский. "Меланхолия"
Руф Эфесский (между I и II вв.) дал описание предболезненного состояния меланхолика, подчеркивая у него наличие артистических способностей, а также взаимосвязь меланхолии с весной и осенью. Его трактат меланхолии оказал значительное влияние на арабскую медицину и взгляды средневековья в Европе.
См. работы 207, 250, 603
Закат Римской империи и раннее средневековье (до завоевания Александрии арабами, 200—640 гг.)
В первых столетиях нашей эры усиливается влияние мистических и магических верований Египта и Востока и их проникновение в классическую философию и основы христианства. Примером этого является деятельность гностиков (Филон и Акиб, I век). Происходит слияние методов народной и научной медицины. Плотин, связавший науку Платона с теорией Птолемея о небесных сферах, оказывает значительное влияние своим неоплатонизмом на теорию меланхолии эпохи Возрождения.
Идеалами жизни этого времени становятся пассивная созерцательность, мистика и аскеза. Усиливается крайний пессимизм. Миланским эдиктом 313 г. христианство объявляется государственной религией. Запрещается изучение сочинений Платона и Аристотеля. Синод в Лаодикее (343) осуждает магию, признавая тем самым косвенно ее действенность. В эту эпоху демонологическая теория психических заболеваний заменяет классическую медицину. Душевнобольные переходят из-под опеки врачей в руки церкви.
Сочинения в области медицины этого периода в целом лишены оригинальности, обычно они повторяют концепции греческих и римских авторов. Посидоний (IV век) отвергает демонологическую этиологию психических нарушений и ищет их источники в желудочках мозга.
Александр Тралльский (525—604), византийский врач, произведения которого будут высоко оценены в арабском мире в период эпохи Возрождения, отметил взаимосвязь меланхолии и мании, описал классические типы конституции и дал первое описание получившего позже большую популярность психологического приема, назначавшегося при лечении маниакальных состояний. Один из таких приемов описан в работе средневекового историка. Безумного Карла VI пытались напугать двенадцать мужчин, наряженные дьяволами, угрожавшими унести его в пекло, для того чтобы заставить принять его ванну (J. Huizinga «Jesiefi Sredniowiecza», 1961, str. 38). Тралльская медицина представляет из себя соединение традиций Гиппократа и Галена с восточными суевериями. Рекомендованные им лекарства являются примерами средневековой «Drekapotheke». Даренберг (Dahrenberg) назвал его «софистом-мясником» (17).
Павел Эгинский (625-690) обнаруживает слепую эклектическую веру в авторитет древних, ставшую типичной для средневековья. Идеализация vita contemplativa приводит к возникновению монастырей, которые становятся центрами традиционного врачевания, а монастырские приюты становятся прообразами средневековых госпиталей (75). Крайним проявлением медитативного ухода от мирской жизни становится монашество (например, святой Симеон Слупник, умер в 459 г.).
Откровения святого Августина (354—430) являются примером глубокого самоанализа, который Александер (19, стр. 54— 59) сравнивает с произведениями Кьеркегарда и Фрейда, считая его предшественником психодинамического направления.
См. работы 19, 559, 660.
Дальнейший упадок медицины в Европе
Расцвет арабской медицины (VII—XIII вв.)
В 632 г. умер Магомет. Вскоре арабы захватывают Ближний Восток, Северную Африку и Испанию. Идеология Корана непосредственно влияет на гуманное отношение к душевнобольным. Традиции Ближнего Востока по уходу за больными являются очень древними, поскольку первое лечебное заведение для психических больных появилось в Византиии в IV в. (morotrophium) и в Иерусалиме в V в. Около 800 г. Гарун-Аль-Рашид основал в Багдаде больницу с отделением для душевнобольных. Период с 900 по 1150 г. является временем расцвета медицины ислама, знаний о душевнобольных и ухода за ними. Лечение было бесплатным, расходы оплачивались государством. Выздоравливающие перед уходом из больницы получали пособие. Кроме того, при монастырях дервишей существовали приюты для душевнобольных, в которых применялась своеобразная психотерапия. Эти заведения сохранились в Турции до сегодняшнего дня (109, 660).
Хонаин, прозванный Иоаннитом (800—850) переводит на сирийский язык Аристотеля, Гиппократа и Галена. Наяб (IX—X вв.) дает описание депрессии, мании и их сочетаний. Авиценна (980—1037) критикует демонологическую этиологию меланхолии и выдвигает гипотезу ее соматического происхождения. Аверроэс развивает философию перипатетиков и создает теорию «двойной» правды: философской и теологической, воспринятой в XIII в. святым Фомой Аквинским. Эта теория имела большое значение, поскольку принимала законность философских, а также других взглядов, например, естественных, несовместимых с религиозными. В свете этого религиозная правда не должна была обязательно совпадать с мирской правдой.
Маймонд (1135—1204) дает прекрасное описание больных, страдающих меланхолией, случаев взаимопереходов мании и меланхолии, а также дает подробные рекомендации как сохранить физическое и душевное здоровье. При лечении больных он рекомендовал средства, которые теперь можно было бы назвать психотерапевтическими: музыку, ароматерапию и другие развлечения (462).
Крестовые походы способствовали близким контактам культур ислама и Европы. Быть может, мусульманские больницы стали примером для создания первых европейских больниц (660). В этот период в Европе была сильно распространена проказа, и во всех европейских странах было построено большое число лепрозориев. После того как проказа ушла из Европы (за исключением скандинавских стран), лепрозории были превращены в приюты для обездоленных и душевнобольных (236). В XII в. в Хееле недалеко от Антверпена возникает институт семейной опеки над душевнобольными — прообраз современных приемных семей. Известно, что в 1320 г. существовал приют для душевнобольных в Эльблонге. Первая больница для психических больных в Европе была основана в 1377 г. в Бетлхеме в Лондоне. Отражением языческой веры в божества, насылающие и лечащие болезни, является в это время вера в святых — покровителей и избавителей от болезней.
Варфоломей Английский написал в XIII в. нечто вроде популярной энциклопедии средневековых знаний «De proprietatibus rerum», где к меланхолии отнесены состояния страха, ипохондрии, депрессии и мании (306).
В IX в. возникает медицинская школа в Салерно, так называемая «collegium hippocraticum vel civitas hippocratica». Святая Хильдегарда из Бигнена (1098—1179), принадлежавшая к этой школе, пишет медицинский астролого-магический трактат. Константин Африканец (1020—1087) занимался переводами арабских сочинений по медицине и передал салернской школе знания, почерпнутые арабами из античной медицины. Святой Фома Аквинский (1225—1274) соединил философию святой церкви с наукой Аристотеля. Согласно его дуалистической концепции душа управляет телом, но может быть независимой от него. Вегетативные функции зависят от внутренних органов, но интеллектуальные не зависят от тела. Это было началом дуализма, до сих пор еще существующего в психиатрии.
Арнольд де-Вильнев (1240—1313) рекомендовал трепанацию черепа и извлечение вредных субстанций для лечения психических заболеваний, включая мании (19, стр. 66). Эти рекомендации, а также репродукции из монографий Клибаньского и другие средневековые рисунки — «инструкции» (cauterisation charts), содержат необходимые указания для проведения трепанации и места прижиганий при лечении больных, страдающих меланхолией. Это может быть подтверждением известного предположения о том, что обычай трепанации черепа для лечения душевнобольных берет начало в далеком прошлом, на что указывают археологические находки черепов со следами трепанации эпохи неолита (380, стр. 291; там же можно увидеть средневековые рисунки, изображающие лечение меланхоликов с помощью музыки и бичевания).
См. работы: 19, 109, 236, 306, 380, 397, 462, 660.
Ранний Ренессанс (XIII в. до падения Константинополя, 1453 г.)
<< [1] ... [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] ... [105] >>