Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Парадоксально, но «черная желчь», существующая только в теории, в течение двух тысяч лет отражалась в различных концепциях меланхолии. Кудлин (Kudlien) показал, что в ней соединились старые мифологические представления о божественности, произвольности и пограничных состояниях психики, таких как ярость и траурная печаль, а также позднейшие практические знания, например, наблюдения кровавой рвоты или испражнений черного цвета. В соответствии с этими представлениями «черная желчь» является особенно плохим, вредным и агрессивным соком (421).

Гиппократ в трактате «О воздухе, воде и месте» не признает психической природы меланхолии и считает ее соматическим заболеванием, вызванным «черной желчью». Однако в его позднейших сочинениях находится описание меланхолического состояния, характеризующегося подавленностью, отсутствием каких-либо желаний, отсутствием аппетита и бессонницей («Если страх или печаль продолжаются долго, то это уже меланхолия»).

Идеализм Платона (427—437 гг. до н. э.), его психофизический дуализм и теория вдохновенного безумия (frenesia), а также добавление к перечню первичных элементов мироздания эфира, оказали влияние на позднейшие идеалистические и астрологические концепции меланхолии. Герофил (конец IV в.), выдающийся анатом, особенно известный своими исследованиями анатомии мозга, в который он поместил центр жизни, упоминает любовь как причину меланхолии. Аристотель (384—322 гг. до н. э.) и школа перипатетиков дали философскую интерпретацию гипотезы о психических нарушениях и меланхолическом типе личности с его положительными и отрицательными чертами, а также о необходимости следования в жизни своим врожденным талантам, и оказали влияние на последующее спекулятивно-догматическое развитие теории Гиппократа.

Тема безумия и депрессивных состояний является частой темой в классической греческой драме (Эсхил, Еврипид). Рациональные теории этиологии психических заболеваний не нашли отражения в художественной литературе древней Греции. Поэты и драматурги по-прежнему сохраняли веру в их нематериальное происхождение. Это объясняется, может быть, тем, что такая теория отличалась поэтичностью и давала больший простор фантазии. Хотя можно попробовать отыскать определенное влияние теории психоанализа и на современные художественную литературу и искусство. Тезис о том, что внутри человека существуют могучие, иногда неизвестные ему силы, потакает нашему самомнению и дает неограниченные возможности для поэтических спекуляций. Ибсен, оставаясь под влиянием модных для своего времени теорий декадентства, использовал их в своих пьесах как воплощение греческих представлений о судьбе (ananke).

В Греции периода классицизма слово меланхолия уже вошло в повседневную речь и, например, у Аристофана слово меланхолик (буквально «черножелчец», греческое melancholon) обозначает помешанного. Это повседневное употребление слова меланхолия для обозначения любого психического заболевания или эксцентрического поведения будет теперь повторяться не только среди профанов, но и среди врачей до XIX века. Поэтому Акеркнехт (Ackerknecht) заметил, что вплоть до прошедшего века трудно бывает иногда идентифицировать старые описания меланхолии и маний в соответствии с принятыми в настоящее время клиническими картинами этих заболеваний (1). В этом периоде можно уже обнаружить первые следы влияния восточных верований. Берос (род. ок. 350 г.), бывший жрец храма Ваала в Вавилоне, основал школу астрологии на острове Кос и написал сочинение «Babyloniaca», содержащее изложение знаний вавилонян о звездах. А учение стоиков о Судьбе (греческое mojra) подготовило почву для астрологических концепций.

См. работы 1, 208, 250, 421, 603.

Александрийская медицина (ок. 300 — ок. 50 гг. до н. э.)

Асклепиад и его преемник Целий Аврелиан (II—I в. до н. э.), а также созданная ими школа «методиков», отбросили гуморальную теорию и обратились к атомизму Демокрита и философии эпикурейцев. К заслугам этой школы следует отнести: разделение болезней на острые, хронические и — в том числе — психические; гуманное отношение к психическим больным и методы лечения, которые сейчас можно было бы назвать психотерапевтическими. Особенно следует отметить заслуги Сорана (II в. н. э.). Асклепиад разделял психические болезни на phrentis, furor и delirium. Меланхолия была им отнесена к так называемым частным делириям, а мания — к общим. Он первым стал различать галлюцинации и бред.

В это время появился термин hipochondria. Описание этой болезни дал Диокл из Кариста (ок. 350 до н. э.). Этим определением как анатомическим понятием пользовался еще Гиппократ для обозначения всех органов, находящихся в подреберье: печени, желудка, селезенки и воротной вены (в греческом языке слово ипохондрия имело множественное число). В латыни множественное число этого слова стало единственным, а род — женским. Гален стал первым говорить о morbus hypochondricus. Само название передает смысл соматогенной гипотезы этиологии данной болезни. Довольно рано это выражение стало использоваться как прилагательное по отношению к меланхолии. Павел из Эгины (VII в. н. э.) различал мозговую, общую и ипохондрическую меланхолию. Аэт Амидский (VI в. н. э.) называет среди симптомов ипохондрии страх перед смертью и боязнь вещей, недостойных страха (наверное, речь идет о фобиях в современном понимании).

К XIX в. стали выделять ипохондрическую форму меланхолии. Начиная с Эсквирола, стали отличать ипохондрию от меланхолии, приписывая ей соматическое происхождение, а в конце XIX в. стали предполагать ее психогенную природу (425, стр. 1—39).

Цицерон (106—43 гг. до н. э.) — философ из школы стоиков отбросил гуморальную теорию и название меланхолия. Легкие случаи психических нарушений называл «insania», а мании обозначались как «furor». Он искал их психологические причины в ярости, страхе или печали.

См. работу 425.

Римская медицина (до Галена, ок. 50 г. до н. э. — ок. 200 г. н. э.)

В Риме покровительницей душевнобольных была богиня Ангерона Дея. Молитвы, обращенные к ней, оберегали от безумия и тайной печали (Altshule, стр. VI). Корнелий Цельс (27 г. до н. э.—14 г. н. э.) пишет первый латинский медицинский трактат «De re medica», в третьем томе которого описаны психические болезни. Среди болезней он выделяет локализованные и общие (totius corporis). К последним были также отнесены психические заболевания. Для лечения душевнобольных им рекомендовались весьма суровые методы. Именно им был предложен метод «шоковой терапии» (то есть лечение страхом), утвердившийся в практике медицины вплоть до XIX в. Он являлся сторонником гуморальной теории и разделял психические болезни на phrenitis, mania и melancholia.

Аретей из Каппадокии (30—90 гг.) описывает то, что сегодня можно было бы назвать свойствами психопатической личности, соединяя свойства конституции с предрасположенностью к определенным формам психических нарушений. Им же была установлена взаимосвязь между манией и меланхолией и дано точное описание этих болезней. Он уделяет особое внимание примеру успешного лечения меланхолии счастливой любовью — ставшему популярным сюжетом литературы более позднего времени, особенно в арабской литературе и в эпоху барокко.

Витрувий в своей работе об архитектуре (25 г. н. э.) пишет о влиянии почвы и климата на телосложение, обычаи и психическое состояние человека — тема, затронутая еще Гиппократом.

Гален (130—201) был эклектиком. Им была создана теория четырех темпераментов, из которых меланхолический представлял собой конституционную основу меланхолии. Синонимом хронической меланхолии был для него термин ипохондрия. Разные соматические нарушения он описывает как меланхолию, что вполне может соответствовать современному понятию скрытой депрессии (depresio larvata). В его работах «De atrabile», «De temperamentis» и «De sanitate tuenda» дается описание черной желчи. Одной из главных характеристик состояния больного он полагал кислотность (aciditas). Вероятно, отсюда происходит «acedia» — известная в средневековье особая форма депрессии. Гален является также создателем теории пяти типов «симпатий», из которых теория «вздохов» (лат. spiriti) окажет в XVII в. влияние на концепции причин психических заболеваний (250, 603).

<<   [1] ... [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] ...  [105]  >>