Счетчики







А.В. Толстых. «Наедине со всеми: о психологии общения»

Человек, как утверждают философы, существо универсальное и в принципе может сделать зону своего комфорта равной вселенной. Мы, конечно, не имеем ввиду дискредитировавшие себя попытки волюнтаристски «преобразовывать» природу и жизнь других людей на основании «частного» мнения. Речь идет об обратном: уметь чутко воспринимать чужой (не путать с чуждым!) мир, искать способы общения в любых ситуациях и с любыми людьми, преодолевать центропупизм и самомнение в утверждении своего понимания.

При любом ощущении дискомформа важно не поддаваться искушению спастись бегством, а разобраться в своих душевных движениях — что собственно и почему мешает чувствовать себя естественно и непринужденно, наконец, отыскать в себе силы и попытаться овладеть ситуацией, сделать первый шаг к налаживанию отношений. Важно вернуть ощущение своей интересности другим людям, самодостаточности и неограниченности своих возможностей кругом привычных контактов.

Чуткое отношение к зоне комфорта окружающих, стремление осознать ограниченность своей и сделать шаг к ее расширению — важнейший момент психологии человеческих взаимоотношений.

Бесполезная вредность

Змеиный яд после определенной обработки, в известных дозах и при правильном применении приносит пользу. «Яд человеческий» — стопроцентно вреден. Страдает не только тот, «кого кусают». «Яд» токсичен и для носителя.

Вот ситуация. Вы на рабочем месте. Настроение ниже среднего. Легкое недомогание. Повышенная раздражительность. Только и ждете удобного случая, чтобы разрядиться. Не правда ли, в этой ситуации нет ничего сверхординарного, необычного? Такое случается со всеми. И вот входит коллега или посетитель. Он собирает членские взносы ОСВОДа, или напоминает об обещании написать заметку в стенгазету, или бестолково рассказывает о каких-то своих делах. Впрочем, кто бы ни пришел и что бы ни говорил, ваша реакция уже запрограммирована. Накопившийся «яд» ищет выхода и, естественно, находит. В грубости, ссоре, скандале.

Психологически такая реакция понятна: нам всем порой трудно переносить состояние напряжения, в котором мы оказываемся в силу разных жизненных обстоятельств, — у кого их не бывает. Но то, что можно понять, не всегда можно извинить. Обычно люди не прощают.

У каждого из нас бывает такое состояние, когда хочется звучно грохнуть об пол хрустальной вазой. Случается, хоть и не часто. Гораздо чаще мы легкомысленно разбиваем не менее хрупкое и драгоценное стекло человеческих отношений. Не примите за прямой совет, но, право, лучше крушить стекло, нежели человеческие контакты.

Опасаясь показаться резонером, перехожу к делу, ибо понимаю, что сам по себе совет — не вредничайте! — малодейственен. Легко сказать — властвуйте собой. А как?

Простых рецептов не существует. Необходимо заняться своей личностью. Это трудно, но возможно. При этом речь должна идти об изменении общего рисунка поведения, стиля общения и характера реагирования. Начните с осознания того, что вредность как минимум невыгодна вам. А это уже мотив, побуждающий к изменениям. Подавите растущее раздражение. Как? Присмотритесь внимательней и вы убедитесь, что причина раздражения того не стоит. Одно дело ранящая обида, реально причиненное зло и совсем другое — обидчивость, немотивированная злобность. Это «другое» вполне нам подвластно. Спросите себя, а что, собственно, так вывело вас из равновесия? Разорвите порочный круг ситуации, низведя ее с высоты трагедии до рядовой трудности. С последней, уверен, вы легко справитесь, сосредоточив внимание не на собственных переживаниях, а на поиске разумного выхода.

Беспредметная конфликтность, замешанная на плохом настроении, нежелание посмотреть на вещи широко, только отвлекает от действительных проблем и конфликтов. Тот, кто беспричинно вредничает, обычно не боец, когда речь заходит о решении важных вопросов.

Мораль проста! Заметив в себе ростки или симптомы беспричинной вредности, не укрывайтесь за спасительное «у меня плохой характер». Начни те действовать — и результат вознаградит вас.

Притупление

Слово, вынесенное в заголовок, является калькой с японского «намари». О нем мы узнали со страниц «Огонька», где журналист-международник Владимир Цветов, ссылаясь на «Японскую экономическую газету», рассказал о новом недуге, охватившем многих японцев. Симптомы болезни таковы: сначала критическое отношение ко всему, что окружает, затем пессимизм, мизантропия и, наконец, полное безразличие. Инженеры и менеджеры, пораженные «намари», забрасывают специальную литературу, технические журналы и читают только комиксы. Рабочие начинают грубить начальству и товарищам, совершают поступки, которых от них никак нельзя было ожидать.

Конечно, нельзя рассматривать анамнез вне социальных условий, вызывающих болезнь. Не стану утверждать, что «намари», подобно пресловутому СПИДу, грозит пандемией. Но считать названные симптомы «привилегий» японцев тоже неверно. Поэтому резонно вглядеться в особенности притупления у наших сограждан, добраться до их истоков и предложить пути врачевания.

Еще несколько лет назад причины такого притупления можно было бы целиком отнести на счет негативных общественных явлений, связанных с застоем во многих областях нашей жизни. Сегодня подобная ссылка вряд ли уместна. Следует искать причины личностные.

Думаю, вам приходилось видеть людей, пораженных мизантропией, безразличием к окружающим, не следящих за общественными событиями и будто вовсе разучившихся улыбаться. Не спешите зачислять их в разряд «дурных овец», портящих «стадо», либо видеть в этом проявление натуры, плохой характер. Среди этих людей могут быть и те, у кого не хватило сил бороться с обстоятельствами, кто не сумел преодолеть трудности. Иные просто устали от интенсивного труда, не приносящего радости. Сказать правильные слова в осуждение и прочитать мораль нетрудно. Сложнее помочь оказавшемуся под жестким прессом жизненных обстоятельств.

Найти себя, сбросить марево притупления и вернуть активность не менее трудно. Заметив у. себя названные выше симптомы, откровенно признайтесь, что дело неладно и необходимо мобилизоваться, чтобы выйти из болезненного состояния. Для начала проанализируйте свое расписание, наладьте отдых и сон, распределите нагрузки.

Затем — более сложная задача: проведите строгий самоанализ, разложив по полочкам амбиции и способности, определив, в чем повинны обстоятельства, а что идет от собственного несовершенства. Главное — восстановить в законных правах жизненные цели, отдавая приоритет не прагматическим установкам, а более широким общественным идеалам. Свежий взгляд на себя и окружающих всегда плодотворен, поскольку позволяет увидеть перспективы там, где привык замечать одни тупики.

Притупление — один из показателей неумения владеть собой. Симптом тяжелой, но излечимой болезни. Мир вне нас и внутри нас слишком богат, чтобы отказываться от возможностей, которые он открывает нам каждый день...

Кто мыслит абстрактно...

Поговорим об одной распространенной психологической ошибке, но несколько необычно: перескажем пространный пассаж из работы великого мыслителя, немецкого философа Гегеля, чтобы сделать вывод, упирающийся в злободневные проблемы сегодняшней жизни.

Итак, кто мыслит абстрактно?

Гегель предлагает задуматься над следующими ситуациями: ведут на казнь убийцу. Для публики он — убийца, и только. Может статься, что дамы, при сем присутствующие, отметят, что он статный, видный и даже красивый мужчина. Публика расценит это замечание как предосудительное. Как так? Убийца красив? Как можно думать столь дурно, как можно называть убийцу красивым? Сами, поди, не лучше! Это признак нравственной порчи, царящей в высшем свете, — добавит священник, привыкший глядеть в глубину вещей и сердец.

По иному поступит знаток людей. Он проследит весь жизненный путь преступника, обнаружит влияние на него раздоров между отцом и матерью, увидит, как некогда за ничтожнейшую провинность его сурово наказывали, что ожесточило его, настроило против правопорядка, вызвало с его стороны противодействие, поставившее его вне общества, и в конце концов привело к той ситуации, когда преступление сделалось для него единственным способом самоутверждения... Упомянутая публика, случись ей это услышать, наверняка возмутится: да он хочет оправдать убийцу!

Это и называется мыслить абстрактно — не видеть в убийце ничего сверх того абстрактного, что он — убийца, и гасить посредством этого простого качества все прочие качества человеческого существа в преступнике.

Гегель описывает и другой случай.

— Эй, старая, ты торгуешь тухлыми яйцами, — сказала покупательница торговке.

— Что?! — вспыхнула та. — Мон яйца тухлые? Сама ты тухлая! Ты мне смеешь говорить такое про мой товар? Да сама-то ты кто? Твоего папашу вши заели, а маменька твоя с французами амуры крутила! Ты, у которой бабка в богадельне сдохла! Ишь, целую простыню на платок извела! Известно, небось, откуда у тебя все эти тряпки и шляпки! Если бы не офицеры, такие, как ты, не щеголяли бы в нарядах! Порядочные-то женщины больше за своим домом смотрят, а таким, как ты, самое место в каталажке! Дырки бы лучше на чулках заштопала!

<<   [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] ...  [39]  >>