Разделы
Счетчики
А.В. Толстых. «Наедине со всеми: о психологии общения»
2. Посоветуй мне, пожалуйста — 0 баллов
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! — 1 балл
4. И в кого ты только уродился?! — 2 балла
5. Какие у тебя замечательные друзья! — 1 балл
6. Ну, на кого ты похож(а)!? — 2 балла
7. Я в твое время... — 2 балла
8. Ты моя опора и помощник(ца) — 1 балл
9. Ну что за друзья у тебя?! — 2 балла
10. О чем ты только думаешь?! — 2 балла
11. Какая ты у меня умница! — 1 балл
12. А ты как считаешь, сынок(доченька)? — 1 балл
13. У всех дети как дети, а ты? — 0 баллов
14. Какой ты у меня сообразительный(ая)! — 1 балл
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
7—8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9—10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11—12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
13—14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушивайтесь к его словам!
Если проблемы воспитания детей для вас актуальны и интересны, то, видимо, вам любопытно будет выслушивать своеобразные десять заповедей, следуя которым можно достигнуть определенных успехов в воспитании.
Своевременный воспитатель
Во все времена — в наше тоже — воспитатели делились на две большие группы. Одни считали залогом успеха «жесткое» руководство ребенком, его безусловное подчинение, дисциплинированность и послушание. Другие резонно замечали, что основой воспитания должно быть доброе отношение к детям.
И те, и другие добивались определенных успехов; и у тех, и у других были свои трудности и упущения в воспитании.
Сегодня обе эти точки зрения раскритикованы как крайние — одну заклеймили «авторитарным стилем воспитания», другую назвали стилем «либеральным» — и противопоставили всему этому оптимальный способ воспитания, получивший имя «демократического».
В полном соответствии с его главными принципами многие родители хотели бы воспитывать детей не угрозой наказания и посулами поощрения, не безвольным потаканием всем прихотям, а путем налаживания сотрудничества с ребятами с позиции заинтересованного и благожелательного старшего товарища, ведущего за собой.
Наша цель — помочь тем родителям, кому надоело шарахаться от гневных окриков до сюсюкания, кому хотелось бы быть и добрыми, и жесткими, но в меру, не перегибая палку и не впадая в крайности. Таким родителям мы предложим стать своевременными воспитателями.
Итак, тот, кто хочет стать своевременным воспитателем, должен в своем воспитательном усердии следовать основным заповедям последовательно и неукоснительно.
- Заповедь первая
Никогда нс занимайся воспитанием в плохом настроении.
Основой основ эффективного стиля общения в семье является положительная эмоциональная установка. Воспитание детей — одно из самых прекрасных занятий человека, и ему непременно должны сопутствовать хорошее настроение, спокойствие, расположенность к общению.
Чтобы убедиться в принципиальной важности этого простого совета, достаточно ответить на несколько риторических вопросов. Где вам уютнее — в компании друзей, расположенных к вам, радующихся общению, или на сборище угрюмых субъектов, занятых каждый своим делом? Когда лучше работает человек — если у него душа на месте и он спокойно сосредоточен на предмете труда или когда в конце месяца «гонят план»? Нравится ли вам, когда на вас кричат, либо вы предпочитаете нормальный тон разговора?
Любой человек моментально даст на эти вопросы однозначные ответы. Но почему же не все родители помнят эти простые истины в ежедневном общении с детьми. Или я не прав — и нет домов, в которых обстановка напоминает «заговор молчунов», организация быта отдает безалаберностью, а основные детали выяснения отношений звучат так громко, что хорошо слышны соседям.
Для тех, кто не относит свою семью к подобным, заповедь первая отменяется за ненадобностью.
- Заповедь вторая
Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
Дети не рождаются «готовыми людьми». Если вы хотите, чтобы они были умными, умелыми, веселыми, смелыми, сильными, добрыми и т. д. — воспитайте их такими! Порой родители четко не представляют себе, чего они хотят от детей, но многое в детях их не устраивает и раздражает. Если ванте отношение к ребенку сознательное, то не требуйте от него того, чего сами не знаете. Если же вы знаете, чего хотите, то дело за малым — надо убедить ребенка, чтобы он пожелал стать таким, как вы этого хотите. Дети не повторяют жизнь своих родителей, им суждено пройти свой путь. И они необязательно хотят того же, что и вы. Поэтому лучше всего договоритесь о каких-то принципиальных пунктах (даже с самыми маленькими) и...
- Заповедь третья
...предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.
Взрослые не любят, когда вмешиваются в их дела, руководят поступками, навязывают готовые решения, копаются в мелочах. Дети — тоже. Однако дети — люди неопытные. И хотя им очень хочется до всего дойти самим, сделать это они могут лишь с помощью взрослых, которая должна быть тактичной, своевременной и умеренной, именно помощью, а не выполнением того или иного дела «вместо», «за» и т. д. Лучше всего:
- Заповедь четвертая
Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
При этом очень важно эмоциональное стимулирование, немедленная реакция на каждое достижение ребенка. И здесь:
- Заповедь пятая
Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.
Никогда не ждите особого случая — хвалите ребенка за каждый удачный шаг. Этим вы эмоционально поддерживаете его. Ребенок чувствует, что его достижения не остались незамеченными, а значит, они имеют общий смысл для людей (общественный, как сказали бы мы, взрослые). Причем хвалите не вообще — а конкретно! Не — «ты молодец», а «ты молодец, потому что...» и обязательно дайте почувствовать свое настроение — в данном случае свою радость по поводу его успеха.
Если ребенок делает какое-то неверное движение, совершает ошибку, то необходимо...
- Заповедь шестая
...своевременно сделать замечание, оцепить поступок сразу и сделать паузу — дать осознать услышанное.
Любое замечание надо делать сразу после ошибки. При этом запомните:
- Заповедь седьмая
Главное оценивать поступок, а не личность.
К сожалению, именно в этом пункте таится самая распространенная и самая серьезная родительская ошибка. «Ты — плохой» (оценка личности) звучит вместо уместного в этой ситуации «ты поступил плохо» (оценка поступка). Необходимо конкретно объяснить, в чем состоит ошибка, почему ребенок поступил неправильно. Поскольку критикуется поступок, конкретная ошибка, а не личность, то у ребенка отпадает необходимость становиться в позу защищающегося, а с ней и ненужные страхи, боязнь наказания, вынужденная ложь и т. п. Из строгого, пускай даже жесткого, но спокойного анализа поступка рождается вера в свои силы, в справедливость воспитателя, в его последовательность.
Для того чтобы указать ребенку на ошибку, не нужно вспоминать всю свою жизнь и все истории, которые вам представляются подходящими к моменту. Чем короче замечание — тем лучше. Избегайте неопределенных выражений. После замечания обязательно...
- Заповедь восьмая
...прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность. Дайте понять (но необязательно говорите), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки — не одно и то же.
Ведите себя именно так: нет ничего глупее матери или отца, «дующихся» на детей.
Не поддавайтесь ложной мысли, согласно которой дети делятся на талантливых и неталантливых, хороших и плохих. Каждый ребенок может достигнуть многого, но для этого он должен видеть конечную цель (см. заповедь вторую, третью и четвертую). Как футбол без ворот и голов превращается в бессмысленную беготню с мячом, так и жизнь без цели — не более чем цепь хаотических порывов. По Макаренко личность есть производное от гармонического соединения ее перспектив — близкой, средней и дальней. Если вы хотите быть действительным помощником в жизни своих детей, то не ждите, пока они сделают ошибку (ага, попался!). Включайтесь в построение системы перспективных целей ребенка — от дальней к средней и от нее к сиюминутной.
<< [1] ... [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] ... [39] >>