Счетчики







М. Якоби. «Стыд и истоки самоуважения»

1. Этот коллективный стыд только частично связан с озабоченностью по поводу безобразного и уродливого тела.

2. Однако к этой гипотезе должны быть добавлены более свежие находки исследователей младенчества. К возрасту 2—3 месяцев ребенок узнает лицо своей матери, даже если оно выражает разнообразные чувства и настроения. Ребенок таким образом понимает идентичность лица, даже когда его выражения меняются (Stern, 1985: 87f). Конечно, эмоциональное состояние сиделки и то, как она его выражает, сильно влияют на эмоции ребенка.

3. Однако это не обязательно означает, что первые признаки стыда появляются в первые два месяца жизни.

4. Вместо слова «совесть» я хотел бы использовать в качестве заменителя «незрелая внутренняя функция наблюдения за собой», так как дело не только в наказании, но также в смущении.

5. Следует добавить, что даже сегодня европейские и американские матери поклоняются той же «практике здоровья», которую Парин и Моргенталер наблюдали среди племени Агни в Африке (Parin и др., 1971). Эти авторы посвятили этно-психоанализу этого племени свою книгу с провокационным названием «Страх твоего соседа как себя самого». Агнн — богатый, благородный и воинственный народ с длинной и знаменитой традицией. Но в племенной жизни доминирует универсальное недоверие. Тревога и гнев прорываются всякий раз из-за фасада жесткого, благородного этикета. Агни не вступают в длительные, устойчивые любовные отношения, и одно из их самых знаменитых высказываний: «Последуешь своему сердцу — погибнешь» (Parin и др., 1971: 562; Jacoby, 1985: 64—5).

6. По моему мнению, эта фантазия имеет мало общего с психотическим бредом, так как в этом случае его идея, что за ним наблюдают, была бы сильно раздутой паранойей.

7. Гномы имеют множество символических значений в мифологии и фольклоре. Они всегда связаны с природой и Матерью Землей и считались в старину помощниками Великой Матери, известными как кабиры или дактилои, что означало «пальцы». Таким образом, они имеют фаллический-творческий аспект. Часто они изображались как кузнецы, мудрецы, изготовители музыкальных инструментов и волшебники. Они работали внутри земли, добывая в горах золото, бронзу и другие металлы и охраняя сокровища. По Юнгу они представляли творческие силы бессознательного.

8. Современный психоанализ предложил понятие «сверхобычное это» («superordinate ego») — конструкт, частично конгруэнтный юнгианской идее «самости». Сверхобычное эго «всегда борется за сохранение организма через разрешение конфликтов и благоприятствование текущим процессам развития» (R. and G. Blanck, 1986: 34—5).

Литература

Asper. К. (1993) The Abandoned Child within Losing and Regaining Sell-Worth, New York: Fromm International.

Bachtold-Sttubli. H. (1927) Handworterbuch des Deutsehen Aberglaubens, Berlin and Leipzig: De Gruyter.

Beebe, J. (1992) Integrity in Depth, College Station: Texas A&M University Press. Blanck, R. and Blanck, G. (1986) Beyond Ego Psychology, New Yoik Columbia Press

Blaser, P. and Poeldinger, W. (1967) «Angst als geistcsgeschiehtliches Phanomen und natunviseenschaflliches Problem.» in Kielholz, P. (ed.) Angst, pp. 11—36. Basle and Stuttgart Huber.

Blomcycr, R. (1974) «Aspekte der Persona», Analytische Psychologie 5(1): 17—29, Baste Karger.

Duerr, H. R (1988) Nacktheit und Scham, 3rd edn, Frankfurt a.M. Suhrkamp. Eibl-Eibesfeldt, I. (1973) Der vorprogrammierte Mcnsch, Vienna: Molden. Erikson, E H. (1950) Childhood and Society New York: Norton. Fordham, M. (1957) «Notes on the transference», in Technique in Jungian Analysis, 1974, pp. 111—51, London: Heinemann.

Fordham, M. (1969) Children as Individuals, London: Hodder fc Stoughton. Fordham, M. (1976) The Self and Autism, London: ITeinemann Medical Books. Fordham. M. (1986) Exploration into the Self, London: Karnac Books. Freud, A. (1965) Normality and Pathology in Childhood. Assessments of Development, New York; International Universities Press. Freud, S.(1923) «The Ego and the Id», in Strachey, J. (ed.) The Complete Psychological Works. XIX, London: Hogarth Press.

Goethe, J. W. von (1873) «Rameau's Neffe, em Dialog von Diderot,' Gesammelte Werke, 26, Berlin: Gratesche Verlagsbuchhandlung.

Gordon, R. (1985) «Big Self and Little Self Some Reflections. Journal of Analytical Psychology 30 (3): 261—71 London: Academic Press.

Gordon, R. (1987) «Masochism: the Shadow Side of the Archetypal Need to Venerate and Worship», Journal of Analytical Psychology 32 (3):227—40. London: Academic Press.

Grimm, J. and Grimm, W. (1960) Deutsches Warterbuch, Munchen: Deutscher Taschenbuchveriag.

Grimm, R. (1972) «Die Paradiesesehe, einc erotische Utopie des Mittelalters», in Festschrift fir W. Mohr (Goppinger Arbeiten zur Germanistik, 65), Goppingen. Hartmaim, R (1964) Essays on Ego-Psychology, New York: International Universities Press.

Hultbcrg, P. (1988) «Shame: a Hidden Emotion», Journal of Analytical Psychology 33 (2): 109—26. London: Academic Press.

Iilies, J. (1971) Zooteyedes Menschen: Entwurfeimr Anthropologu. Munchen: Piper. Izard. С. E. (1977) Human Emotions, New York and London: Plenum Press. Jacobi, J. (1959) Complex/Archetype/Synibol in the Psychology of С G. Jung. New York: Pantheon Books.

Jacobi, J. (1971) Die Seelenmaske, Olten and Freiburg i.Br: Walter. Jacobson, E. (1964) The Self and the Object World. New York: International Universities Press.

Jacoby, M. (1984) The Analytic Encounter: Transference and Human Relationship, Toronto: Inner City Books.

Jacoby, M. (1985) The Longing for Paradise, Boston: Sigo Press.

Jacoby, M. (1990) Individuation and Narcissism: The Psychology of the Self in Jung and Kohut, London and New York: Routledge.

<<   [1] ... [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63]  >>