Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

6. Неизлечимая болезнь или фобия такой болезни.

7. Алкоголизм и токсикомания.

C. Факторы среды.

1. Неблагоприятные семейные отношения в раннем детстве (broken home).

2. Утрата или отсутствие первичных межличностных отношений (безответная любовь, разочарование в любви, одиночество, разрыв отношений с партнером).

3. Утрата работы, отсутствие жизненных целей, финансовые проблемы.

4. Отсутствие религиозных убеждений.

Лучшей профилактикой самоубийств Кильхольц считал установление «хороших эмоциональных контактов между больным в состоянии депрессии и лечащим врачом» («Eine gute affektive Bindung der Depressiven an den behandelnden Arzt», стр. 13).

В молодости часто наблюдаются попытки самоубийства, а в старшем — их осуществление. Большинство авторов сходится во мнении, что существует большая разница между самоубийствами молодых людей и людей старшего возраста. Статистика показывает, что у молодежи значительно преобладают попытки самоубийства, в то время как у людей старшего возраста — осуществленные самоубийства. У молодых самоубийство является призывом о помощи, а у пожилых — мольбой о смерти. Очевидно, что иногда «призывы о помощи» заканчиваются смертью. Такое случается даже во время откровенно демонстративных («истерических») попыток самоубийства.

Такое принципиальное различие между самоубийствами молодых людей и людей старшего возраста указывает на различия в их восприятии будущего. Несмотря на темный колорит, будущее для молодых людей никогда не представляется совершенно безнадежным. Пусть безнадежность остро воспринимается ими в сознании, однако в подсознании, благодаря неистребимой «жизненной силе», юношескому «elan vital», молодежь не верит в смерть. Смерть для нее как бы не существует. Смерть — это мимолетный сон (впрочем, дети нередко путают эти понятия), после которого человек вновь пробудится к жизни.

В сознании они, безусловно, хорошо отдают себе отчет в том, что такое смерть (в то время как у ребенка осознанное восприятие смерти еще не сформировалось). Но где-то глубоко, за пределами сознания у них сохраняется жажда жизни. Это своеобразный биологический оптимизм, который с возрастом ослабевает, а к старости исчезает совсем. В старости нередко наблюдается противоположная картина: человек сознательно не принимает факта смерти, живет так, как будто ему по-прежнему несколько десятков лет. И пусть жить ему осталось, быть может, несколько лет или даже месяцев, он беспокоится о будущем, о том, как ему дальше жить, опасается нужды, якобы грозящей ему в будущем (бред нищеты типичен для старшего возраста) и т. д., хотя в подсознании жить он уже не хочет.

См. работы: 48, 88, 89, 129, 279, 311, 366, 376, 395, 414, 415, 431, 446, 511, 531, 539, 573, 608, 615, 622, 631, 636, 663, 702.

НАДЕЖДА (БЕССМЕРТНОСТЬ ЖИЗНИ)

Представляется, что проблема этой биологической, существующей скорее где-то вне пределов нашего сознания веры в жизнь, веры в свое бессмертие, играет большое значение в терапии соматических заболеваний. Практикующим врачам достаточно хорошо известно состояние «утраты сопротивляемости организма», которое нередко трудно объяснить какими-либо объективными показаниями, или наоборот — случаи неожиданных выздоровлений вопреки объективным показателям. Поэтому представляется, что психотерапевтические способности, в основе которых лежит возможность мобилизации «биологической» надежды у пациента, должны быть присущи любому врачу, а не только психиатру. Подобное воздействие, вероятно, является причиной хорошо известного явления, когда одни и те же лечебные методы в руках одного врача дают замечательные результаты, а в руках другого — незначительные или вовсе никаких. Упоминалось уже о том, что случаи смерти с неустановленной этиологией («Voodoo death») являются, по мнению современных авторов, следствием полной утраты надежды. По всей видимости мы сталкиваемся здесь с подсознательной надеждой в бессмертие жизни.

С биологической точки зрения жизнь бессмертна, она не может погибнуть, поскольку свойством жизни является способность к размножению и наследованию генетического плана. Для человека кроме биологического бессмертия существует еще и бессмертие культуры — non omnis moriar (культурное и социальное наследие, то есть передача из поколения в поколение определенных готовых моделей мышления, эмоционального восприятия и поведения), а также метафизическое бессмертие (вера в загробную жизнь, в рай, возможность соединения с божеством после смерти и т. д.). Черный колорит депрессии может заслонить эту веру и обязанностью врача является по мере собственных возможностей поддержать ее. С этой точки зрения психотерапевтический подход при лечении депрессии должен быть аналогичен подходу к больному, страдающему тяжелым соматическим заболеванием, и соответствовать тому, что Кильхольц назвал «хорошим эмоциональным контактом».

Пространственно-временная бесконечность первой фазы информационного метаболизма проявляется в том, что не связанные друг с другом события соединяются в одно целое — первичный образ окружающей действительности. Таким образом, например, происходит соединение образов только что увиденного цветка и его запаха с когда-либо и где-либо увиденными другими цветами. В зависимости от полярности эмоций, связанных с этими образами, воздействие раздражителя вызывает активацию установки «к» или «от», улучшает наше настроение или его ухудшает. Бесконечность времени поглощает и прошлое и будущее.

Неизвестно, в какой степени справедлива юнговская концепция архетипов, но несомненно, что в сновидениях часто обнаруживаются образы, не имеющие отношения к индивидуальному жизненному опыту индивидуума. Собственно говоря, мы не знаем, откуда они возникают, и не исключено, что человек в сновидениях переходит за точку отсчета своего онтогенетического развития и вступает в область филогенетического развития, причем уже не отдельного индивидуума, но всего человеческого рода. Таким образом, прошлое каждого человека не является его исключительной собственностью, а является достоянием всего человечества. Чудовища, резня, войны, каннибализм и другие подобные образы, нередко становящиеся содержанием ночных кошмаров, могут быть выражением предыстории человека. Все это, безусловно, гипотезы, которые трудно проверить, и которые воспринимаются скорее как фантастические предположения. С биологической точки зрения жизнь постоянна и бесконечна, у нее отсутствует фиксированное начало и конец, и может быть, именно феномен архетипов является субъективным выражением ее временной протяженности применительно к проекции в прошлое.

Быть может нагляднее у людей и у животных обнаруживается способность проекции в будущее. Речь идет о возможности предвидения будущего, различных формах «ясновидения», интуиции и т. д. Общеизвестно, что животные обладают способностью предугадывать различные погодные явления, имеющие для них жизненное значение, например, суровые зимы, землетрясения и т. д. Очевидно, что они обладают способностью ориентироваться, используя различные признаки приближающейся катастрофы, незаметные для нас и очевидные для них. Тем не менее будущее не воспринимается ими как что-то совершенно новое, оно не закрыто для них непроницаемой стеной, часто они предчувствуют не только свою смерть, но и смерть своих хозяев.

И человеку не стоит проходить равнодушно мимо того, что до сих пор не получило объяснения: способности видеть будущее, «пророческих снов» и т. д. Неизвестно, не относится ли явление метеоропатии, которой подвержены многие люди и особенно психастеники, к явлениям этого типа.

Вторая фаза информационного метаболизма имеет определенные пространственно-временные границы и причинно-следственные связи. Этот своеобразный пространственно-временной каркас находится глубоко в нашем сознании. Как уже подчеркивалось, такой порядок в значительной мере связан с характером нашей деятельности в окружающем нас мире. Неизвестно, существуют ли в природе и насколько обязательны категории пространства и времени, свойственные второй фазе информационного метаболизма, то есть процессам сознания и мышления. Если понятие «пространство-время» считать справедливым, то может быть для нас будет более понятна гипотетическая возможность перемещения во времени аналогично перемещению в пространстве.

<<   [1] ... [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] ...  [105]  >>