Счетчики







Дисграфия, дислексия и другие проблемы восприятии информации у детей: альтернативные терапевтические подходы

Вильчинская Татьяна

Дисграфия, дислексия и другие проблемы восприятии информации у детей

Часть I. Как выстроить обучение?
Часть II. Терапия с доказанной эффективностью.
Часть III. Альтернативные терапевтические подходы

Поскольку проблемы нарушения восприятия информации у детей обсуждались специалистами разного профиля, которые пытались сложить целостную картину, зачастую пытаясь подходить с разных полюсов, на сегодняшний день современной науке, как медицине так и психологии, известны множество теорий, которые зачастую называются «спорными» в специализированной литературе.

Тем не менее, многие из них с успехом работают для отдельных детей или групп детей – следует подчеркнуть, что отсутствие должной доказательной базы не является ни препятствием для достижения результатов для некоторых пациентов. Мы приведем лишь некоторые из таких подходов.

Нейрофизиологические подходы.

Моделирование. Теория моделирования была выдвинуто Делакато и Гленом Доманом. Теория предполагает постоянную стимуляцию мозга с такой частотой и интенсивностью, чтобы,в конце концов, добиться соответствующего ответа от соответствующих структур мозга. Кроме известных карточек и прочих методик Домана, другие техники включают в себя сенсорную стимуляцию, вдыхание выдохнутого воздуха с пластиковой маской на лице (для стимуляции мозгового кровотока), ограничение в режиме потребления жидкости, потреблении соли и сахара (уменьшить чувствительность к импульсам адренокортикальной системы).

Американская Академия Педиатров, понимая, что для этого подхода даже невозможно спланировать исследования, которые бы подтвердили или опровергнули его эффективность, советует всем родителям пациентов и докторам тщательно взвешивать все аргументы «за» и «против» перед принятием решения о необходимости такого лечения.

Оптометрия. Этот подход предполагает коррекцию проблем с восприятием методом коррекции зрения. В качестве коррекционных мер предлагаются:

А) использование коррекционных линз (очков) по необходимости

Б)тренировка визуального восприятии (упражнения на улучшение визуального восприятия)

В) оптическая гимнастика (тренировка зрения), (любая система упражнений (зрительная гимнастика), разработанная в советское время, подойдет – прим. переводчика).

Слабой стороной данного подхода европейские и американские педиатры считают фокус только на одной области восприятия, между тем как полноценное специализированное обучение должно концентрироваться на всех областях восприятия, поскольку в каждой из них потенциально могут иметься нарушения.

Сенсорная интеграционная терапия. Ее проводят психологи в специализированных центров, которые в последние годы стали появляться и в крупных городах Украины (в Киеве по подобной программе работал специализированный центр при журнале «Мир Семьи»).Эффекты ее находятся в процессе изучения, окончательных выводов еще нет, тем не менее, на сегодняшний день достаточно положительных отзывов родителей, свидетельствующих о том, что данный подход приносит свои результаты.

Ортомолекулярные подходы

Применение витаминов в больших дозах. Огромные дозы витаминов используются для лечения нарушений восприятия. Изначально этот подход использовался для лечения шизофрении и по аналогии с метаболическими нарушениями, которые приводят к образованию в организме токсических для мозга составляющих, был предложен для детей с синдромом проблем восприятия. Использовалась никотиновая кислота, витамин С и витамин В6 (пиридоксин), а также пантотенат кальция.

Тем не менее, применение такой терапии, так же, как и гипогликемических , безглютеновых и подобных им диет, которыми иногда «увлекаются» родители пациентов, требует тщательного анализа, врачебного наблюдения и контроля.

Употребление в пищу микроэлементов. Из курса физиологии известно о необходимости содержания в пище определенных доз микроэлементов, таких, как медь, цинк, марганец, магний, хром, кальций, калий, натрий и железо. Подход, который применяется отдельными педиатрами в Европе, предполагает изучение химического состава волос детей на предмет дефицита определенного микроэлемента, по выявлении дефицита проводится заместительная терапия этим элементом. В крупных городах Украины на сегодняшний день есть центры, которые делают такой анализ .Тем не менее, никто не доказал еще убедительно, что расстройства восприятия информации обусловлены именно дефицитом микроэлементов.

Гипогликемические и безглютеновые диеты. Предлагаются диеты с ограничением зерновых, карбогидратов и сладостей. Следует отметить, что, возможно, в них есть рациональное зерно, но их эффективность на данный момент не подтверждена исследованиями. Нельзя отрицать, что связь между низким уровнем сахара в крови и расстройствами восприятия существует, но она не до конца изучена.Снова следует подчеркнуть, что такие диеты требуют тщательного и постоянного врачебного наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Аллергические реакции. Теория предполагает, что некоторые виды расстройств являются результатом своеобразной аллергической реакции со стороны нервнйо системы на определенные продукты. Для того,чтобы достичь эффекта, следует провести тестирование на чувствительность к определенным продуктам (в Киеве делается т.н. «пищевой тест»,который помогает выявлять реакции даже на продукты, на которые внешне реакция организма никак не проявляется, но тем не менее, они нежелательны – примечание переводчика) и подобрать диету с учетом пищевой переносимости. Возможно, связь между аллергией на определенные продукты и расстройствами восприятия существует, но она не до конца изучена.

Дополнительные подходы

Терапия альфа-волнами. Эта терапия применяется в отдельных штатах США, хотя на сегодняшний день нет исследований, полностью подтверждающих ее эффективность.

Альфа-волна – это волна, которая отмечается на ЭЭГ в 8-14 цикле второй мозговой волны, и ассоциируется с пиком ментальной и физической активности мозга, соответственно, стимуляция такими волнами должна приводить мозг в активное состояние.

Теория пищевых добавок.Эта теория состоит в том, что искусственные добавки в пищу (консерванты, модификаторы и пр.) могут вызывать у отдельных детей расстройства восприятия.Она не нова (была выдвинута еще в 1974 г), и ей сегодня увлекаются многие родители. Тем не менее, ее ставит под сомнение один даже тот доказанный факт, что частота расстройств восприятия напрямую зависит от половой принадлежности (мальчиков с подобными расстройствами в 5 раз больше, чем девочек). Кроме того, расстройство восприятия наблюдается обычно только у одного члена семьи, в то время, как остальные, генетически кровные родственники, едят ту же пищу... выводы напрашиваются соответственно.

Какие бы подходы не применялись родителями ребенка с проблемами восприятия информации, хочется предостеречь родителей: не стоит верить никому, кто предлагает чудодейственное исцеление в один момент, поскольку никаких данных, подтверждающих такую возможность, нет и подобные случаи не описаны. Зато все вышеописанные традиционные методики при регулярном применении и правильно выбранной комбинации дают свои плоды в долгосрочной перспективе.