Разделы
Счетчики
Если покупка оказалась неудачной
Гордиенко Надежда Васильевна
Если Вы хотите приобрести дорогостоящую вещь, скажем, сложную бытовую технику, то лучше это сделать в фирменном магазине, в универмаге.
Перед оплатой Вы должны выяснить:
-
цену и условия приобретения товара;
-
гарантийные обязательства производителя;
-
правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
-
срок службы (пригодности) товара и сведения о необходимых действиях потребителя по его окончании, а также возможные последствия при невыполнении указанных действий;
-
адрес производителя (продавца) и предприятий, которые уполномочены им принимать претензии от потребителя и производить ремонт и техническое обслуживание.
Гарантийный срок – это срок, установленный производителем, на протяжении которого товар должен сохранять свои потребительские качества, предусмотренные государственными стандартами и соглашением.
Если гарантийный срок не определен, то в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона Украины “О защите прав потребителей” он составляет на товары шесть месяцев, а на недвижимое имущество – три года.
Технически сложных товаров без гарантии или с меньшим гарантийным сроком не должно быть.
Гарантийные сроки исчисляются от дня продажи товара.
На сезонные товары гарантийные сроки исчисляются с начала соответствующего сезона.
На обувь:
- зимнего ассортимента – с 15 ноября по 15 марта;
- весенне-осеннего ассортимента – с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября;
- летнего ассортимента – с 15 мая по 15 сентября.
На одежду, меховые и другие изделия:
- весенне-летнего ассортимента – с 1 апреля;
- осенне-зимнего ассортимента – с 1 октября.
Проследите, чтобы при оформлении технического паспорта в нем были проставлены
- дата продажи;
- подпись материально-ответственного лица;
- штамп (печать) магазина.
Вы должны иметь информацию о своих правах в случае приобретения товара ненадлежащего качества и о предприятии (мастерской), которое осуществляет ремонт.
На товары, потребительские качества которых могут со временем ухудшаться и представлять опасность для жизни, здоровья, имущества покупателя и окружающей природной среды (пищевые продукты, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, средства бытовой химии и пр.), обязательно устанавливается срок пригодности, который обозначается на этикетках, упаковке или в других технических документах, прилагаемых к этим товарам.
Если приобретенный Вами товар оказался ненадлежащего качества и гарантийный срок ещё не закончился, Вы на основании п. 1 ст. 14 Закона Украины “О защите прав потребителей” имеете право по своему выбору требовать от продавца или производителя:
-
Бесплатного устранения недостатков товара или компенсации затрат на их исправление Вами или третьим лицом (не забудьте о квитанции и чеке, которые подтверждают Ваши затраты). Т. е. Вы можете доверить ремонт магазину, производителю или гарантийной мастерской (с доставкой туда и назад за их счет, если товар имеет вес более пяти килограммов). На время ремонта Вам по Вашему требованию предоставляется аналогичный товар независимо от модели. Срок ремонта – 14 дней или по договоренности сторон. За каждый день задержки выполнения требования о предоставлении аналогичного товара и за каждый день задержки устранения недостатков свыше установленного срока потребителю выплачивается неустойка в размере одного процента стоимости товара.
-
Замены на аналогичный товар надлежащего качества (если цена с момента покупки возросла, с Вас не имеют права требовать доплату). При наличии товара требование потребителя о его замене подлежит немедленному удовлетворению, а в случае необходимости проверки качества – на протяжении 14 дней или по договоренности сторон. В случае отсутствия товара требование потребителя о замене подлежит удовлетворению в двухмесячный срок со времени соответствующего заявления. Если удовлетворить требование о замене товара в установленный срок невозможно, Вы имеете право по своему выбору предъявить продавцу, производителю (предприятию, которое выполняет их функции) требования, предусмотренные Законом Украины “О защите прав потребителей”.
-
Соответствующего уменьшения покупательской цены товара.
-
Замены на такой же товар другой модели с соответствующим пересчетом покупательской цены, исходя из цен, которые действовали на время обмена.
-
Разрыва договора и компенсации понесенных убытков.
-
В случае повышения цены на товар расчеты с Вами производят, исходя из его стоимости во время предъявления соответствующего требования, а если цена снижена, - исходя из стоимости во время покупки.
При предъявлении своих требований продавцу или производителю товара Вам необходимо составить заявление-претензию.
Образец заявления-претензии
Директору магазина ________________________________________
(указать полное название и юридический адрес)
от________________________________________________________
(указать свою фамилию, имя и отчество, адрес, телефон)
Претензия
“___”_____________ 2002 г. в вашем магазине я приобрел_________________________________________________
(наименование товара)
стоимостью гривен__________________________________________
Через __________________ после покупки______________________
___________________________________________________________
(наименование товара)
вышел из строя.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона Украины “О защите прав потребителей” я требую замены некачественного ________________
на новый доброкачественный немедленно; если аналогичных товаров нет в продаже, то в течение месяца.
Если откажете в моем законном требовании, я оставляю за собой право обратиться в суд с исковым заявлением о принудительной замене______________________________________________________ (наименование товара)
и об уплате неустойки за просрочку доставки мне нового_____________________________________________________в размере одного процента стоимости товара за каждый день просрочки, а также уплаты морального убытка, доставленного мне вашими незаконными действиями.
О принятом решении прошу уведомить меня письменно в установленный срок.
Дата________________________ Подпись_______________________
Примечание
Заявление-претензию необходимо писать в двух экземплярах, один отдать в магазин, другой – оставить себе и сохранять.
На Вашем экземпляре работник магазина, который принял претензию, должен указать свою должность, фамилию, имя, отчество, указать дату и заверить эти данные штампом (печатью) магазина.
Если Вы вернули товар, магазин обязан выдать Вам документ о том, что от Вас приняли его, где должностное лицо должно указать, кем принят, дату, заверенную подписью и штампом магазина. Если у Вас претензию не принимают, ее необходимо выслать почтой с уведомлением и описью вложения. Копии "товарного" или кассового чека приложить к претензии (оригинал сохраняйте у себя).
Если Ваша претензия не будет удовлетворена продавцом (предприятием или предпринимателем) в течение 14 дней, то за защитой своих прав Вы можете обратиться в Госпотребзащиту или его территориальные органы на местах или в суд по месту своего проживания или по месту нахождения магазина.
В соответствии со ст. 24 Закона Украины “О защите прав потребителей” потребители освобождаются от уплаты госпошлины за иски, связанные с нарушением их прав.