Счетчики







Скорая опоздала… Кто виноват?<br>Cоветы юриста

"Все машины на выезде. Ждите", - отвечает медработник, принимающий вызовы. А когда бригада, наконец-то, приезжает, оказывается слишком поздно.

Нарекания, что бригада скорой помощи не прибыла вовремя или не приехала вовсе, приходится слышать достаточно часто. К счастью, не все состояния и заболевания, заставляющие набирать номер "03", одинаково опасны для жизни и здоровья. В ответ на взволнованное сообщение родственника о сильной головной боли, дрожи и тошноте у больного, из телефонной трубки доносится: "Очень много вызовов. Мы ездим только на инфаркты". Возникают резонные вопросы: на какие вызовы обязана приезжать скорая помощь, что делать, если бригада не приезжает, или приезжает слишком поздно?

В ОЧЕРЕДИ ЗА ПОМОЩЬЮ

К сожалению, официальных документов, которые были бы зарегистрированы в Минюсте и предписывали медицинскому персоналу обязательно приезжать на те или иные вызовы, до сих пор нет. Исключение составляет приказ МОЗ от 16 июля 1997 г. № 225 "Об утверждении Перечня видов заболеваний и состояний иностранных граждан, требующих экстренной медицинской помощи". В этом перечне - болезни органов кровообращения (острый инфаркт миокарда, острая сердечная недостаточность, отек легких и некоторые другие), ряд заболеваний органов дыхания (приступ бронхиальной астмы и др.), поражения органов пищеварения (острая кишечная непроходимость и др.) и другие. В случае вызовов по поводу этих заболеваний и состояний можно надеяться на приезд бригады. Естественно, это относится не только к иностранцам, хотя, нормативно-правовые пробелы иногда оставляют слишком много возможностей для оправданий недоработок медицинского персонала.
Проблемой является необходимость выбора между "опасным" и "менее опасным" заболеваниями, т. е. определение "очередности" приезда бригады. Получается что-то вроде: "К старичку с инфарктом отправим бригаду сейчас, а молодому "язвеннику" придется подождать". Плюс недостаточное количество машин и прочие "нехватки" из-за отсутствия должного финансирования медицины. Проблемы отрасли могут стать проблемой конкретного человека.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ "СКОРАЯ" НЕ ПРИЕХАЛА?

Ответ будет зависеть от тяжести последствий, наступивших для больного, и от причин, из-за которых помощь пришла несвоевременно или не пришла вовсе.
· Предположим, что последствиями явилось серьезное ухудшение состояния здоровья в виде осложнений, которое в дальнейшем потребовало длительного стационарного лечения. Если причиной этого послужило небрежное отношение медработника к своим обязанностям, связанным с принятием вызовов и предоставлением экстренной помощи (понадеявшись на "авось", медработник пренебрег сообщением о симптомах заболевания), то такой медработник должен быть привлечен к ответственности. Наиболее серьезным видом юридической ответственности является уголовная ответственность, которая предусмотрена за непредоставление помощи больному медицинским работником без уважительных причин, если такое непредоставление повлекло или могло повлечь тяжелые последствия для больного (статья 139 Уголовного кодекса Украины). В случае признания медработника виновным в совершении этого преступления, больной имеет право на возмещение ущерба, причиненного ему таким преступлением.
Наиболее распространенным способом получения больным законного возмещения причиненных ему имущественных потерь, моральных переживаний и физических страданий является обращение в суд с иском о возмещении ущерба и морального вреда к лечебному учреждению. Необходимо отметить, что, по закону, лечебное учреждение, как и любое другое юридическое лицо, несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный виновными, умышленными или неосторожными действиями, или бездействием своих сотрудников.

· Гораздо чаще встречаются случаи, когда пациент страдает вовсе не по вине нерадивых медработников "неотложки". Не хватает бензина, машин, врачей…. И все из-за недостатка финансирования. К сожалению, эти оправдания - весьма слабое утешение для человека, вынужденного проводить недели на больничной койке из-за несвоевременно оказанной ему медицинской помощи. В этом случае закон также позволяет пациенту получить возмещение причиненного ущерба и морального вреда. Вот только в составе участников процесса произойдут некоторые изменения: судебные заседания придется посетить представителям органов, осуществляющих финансирование государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - Минздрава, областного управления здравоохранения, областной государственной администрации и т. д.
Подобные дела нелегки. Особенно проблематично исполнение судебных решений, если они вынесены в пользу пациента: соответствующие бюджеты не содержат подходящей статьи расходов. И все-таки ситуация небезнадежна. Вот только победа будет стоить пациенту немало здоровья…..

ЕСТЬ АЛЬТЕРНАТИВА!

А что же "частные" "скорые помощи", которые появились в последнее время и пользуются достаточной популярностью у состоятельных сограждан? Никто не станет закупать дорогостоящее оборудование, лекарственные средства и принимать на работу высококвалифицированный персонал, чтобы постоянно нести убытки. Должны ли бригады таких "неотложек" приезжать на вызов к пациенту, который не в состоянии заплатить по утвержденному тарифу? Вопрос сложный и болезненный как для пациентов, так и для собственников клиник. Закон "решает" и этот вопрос.
В соответствии со статьей 37 Основ законодательства Украины о здравоохранении, все медработники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях. Медпомощь обеспечивается службой скорой медицинской помощи, либо ближайшим лечебно-профилактическим учреждением, независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности с дальнейшим возмещением затрат. Опять же, когда дело доходит до подобного возмещения, решение таких вопросов оставляет желать лучшего, но ситуация не окончательно безнадежна.

КАК И КОГДА ВЫЗЫВАТЬ "СКОРУЮ":

  • · Четко описать медработнику, принимающему вызов, состояние больного и ответить на его вопросы.
  • Поинтересоваться фамилией медработника, принимающего вызов, попросить назвать приблизительное время, в течение которого можно ожидать бригаду "скорой". Если в ответ на просьбу последует отказ, попытаться уточнить причину и напомнить о своих правах.
  • Если обычная "скорая" отказала, а у вас нет сомнений в необходимости получения экстренной медицинской помощи, можно обратиться в платную "скорую", даже при отсутствии средств. При приезде бригады дать письменное обязательство при первой же возможности оплатить вызов.

Радмила ГРЕВЦОВА,
адвокат, кандидат юридических наук,
управляющий партнер адвокатского объединения "Международная адвокатская помощь"

Журнал "Мой ДОКТОР", №3, 2004 г.