Счетчики







Индивидуальная программа ребенка. Как составлять программу обучения?

В прошлой статье говорилось про тестирование вашего малыша, про умения которые он приобрёл и про те умения, которые ему ещё предстоит приобрести.
В этой статье хотелось бы поговорить про само содержания обучения, чему именно надо учить наших малышей. Для этого мы опять обратимся к программе Маккуэри «Маленькие ступеньки».

Программа Маккуэри предполагает обучение навыкам, которые обычно формируются у ребенка в первые годы жизни. Чаще всего с ним занимаются родители. Чему учить — родители знают. Их собственный опыт, книги и другие доступные всем источники информации помогают им трезво взглянуть на то, что должен уметь делать их малыш в том или ином возрасте, на том или ином этапе развития, и в соответствии с этим, они им и руководят. Этот процесс настолько неотделим от взаимодействия с ребенком вообще, что родители довольно часто сами не осознают, чему учат и зачем.

Ребенок, обучение которого, вследствие отклонения в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если знакомить его с ними будут более организованно и методом, продуманным до мелочей. Малыш с аномалией развития, чтобы освоить новый навык, должен будет сделать несколько маленьких шагов, преодолеть несколько маленьких ступенек. Поэтому родители должны особенно четко представлять себе те стадии освоения умения, которые проходит ребенок, а также их последовательность.

Как составлять программу обучения?
Программа должна состоять из небольшого числа необходимых ребенку умений, которые он готов воспринять сейчас. Кроме того, она должна быть реалистичной в смысле своего соответствия времени и средствам, имеющимся в вашем распоряжении, а также потребностям всей вашей семьи. Это будет индивидуальная программа, составленная вами для вашего малыша.

Долгосрочные планы, которые вы строите в отношении своего малыша, будем называть целями.
Краткосрочные планы, или отдельные умения, которым вы хотите обучить малыша в ближайшее время, назовем задачами.

Формулировать для себя задачи очень полезно, и вот почему:
• Задачи укажут вам направление работы, и вы сумеете не только должным образом спланировать ваши "уроки", но и воспользоваться случайно возникающими ситуациями для того, чтобы лишний раз позаниматься с малышом.
• Задачи помогут вам узнать, когда умение, над которым вы работаете, можно будет считать освоенным, и тогда вы с большей уверенностью перейдете к следующему, более сложному заданию.
Формулировка задачи всегда определяет, что делает ребенок, освоивший данное умение, во время выполнения задачи. В ней описывается действие, которое мы можем наблюдать. В самом деле, нам ведь очень трудно с уверенностью сказать, что ребенок что-то знает. Гораздо легче проверить, может ли он что-то сделать.

Формулируя задачи, соблюдайте основные особенности:
• Задача детально определяет, что ребенок будет делать во время ее выполнения, когда уже научится с ней справляться.
• Задача указывает, когда, где и как будет применяться соответствующее умение.
• Задача определяет для ребенка его ближайшую цель — следующий шаг, который он должен сделать.

При выборе задач вам следует учитывать три основных фактора:
1. Цели, которые вы ставите перед собой, приступая к обучению — то есть, что, по вашему мнению, ребенок должен будет уметь делать в будущем.
2. Результаты тестирования малыша — то есть, что он умеет делать сейчас.
3. Время и возможности, которыми вы располагаете — то есть ваши соображения о том, что вы сумеете сделать конкретно в ваших условиях.

Цели, которые вы ставите перед малышом
Это дело очень личное. Есть родители, у которых есть определенные планы относительно ребенка, и это, по-видимому, правильно. Возможно, вы совсем не знаете, как повлияет на малыша обнаруженное у него отклонение в развитии. Планы, выходящие далеко за пределы возможностей ребенка, грозят большими разочарованиями. Если же ваши планы, наоборот, слишком ограничены, то заниженные требования со стороны окружающих могут оказаться помехой развитию ребенка. Однако иметь перед собой некую перспективу, несомненно, очень важно, так как вам необходимо чувствовать цель и направление движения.

Избежать опасности переоценки и недооценки можно, пересматривая время от времени свои цели и, по мере того, как меняется ваш малыш, немного менять и их. Внимательные родители делают это естественным образом, вне зависимости от того, есть у ребенка трудности в развитии или нет. Третий момент, который надо учесть при выборе задач — это время и возможности, которыми вы располагаете.

Не существует строгих и устоявшихся правил относительно того, сколько времени следует заниматься одним умением, и сколькими умениями лучше всего заниматься одновременно.

В действительности, если вы тщательно и не спеша смогли бы заниматься всего несколькими умениями, то пользы от них было бы не меньше, а, может быть, и больше, чем от множества умений, если заниматься ими будут перегруженные обязанностями родители или педагоги!

Умения, отложенные в данный момент в сторону, можно, безусловно, включить в программу позже.

В решении вопроса о том, сколько времени нужно выделить на то или иное занятие, и сколько умений включить в индивидуальную программу, вам помогут замечания, приведенные ниже.

1. Если малыш находится на начальной стадии обучения. Если вашему ребенку еще нет года, то специально для занятий вам нужно будет выделить совсем немного времени. Большинство упражнений можно выполнять в процессе обычного повседневного ухода за малышом и играя с ним.

2. Если ваш ребенок постарше и поактивнее. Даже в этом случае вы обнаружите, что многие задачи можно решать в обычных житейских ситуациях или во время игр.

Специальные занятия лучше всего делать короткими — это хорошо и для ребенка, и для вас. Большинство детей дошкольного возраста просто! устают, если урок длится больше 15 минут.

Идеально было бы распределить время следующим образом:
• 15 минут отвести на упражнения по тонкой моторике и восприятию речи,
• два десятиминутных урока отдать упражнениям по общей моторике (или меньше, если малыш уже хорошо ходит).
• 15 минут отвести на игровые занятия, в течение которых вы все свое внимание сосредоточите исключительно на развитии речи (хотя ею можно заниматься и в процессе повседневной деятельности).

В общей сложности, получается не более 50-ти минут в день. Но иногда в жестком распорядке дня и 50 минут найти трудно, однако, если даже вы будете заниматься с ребенком меньше, вы все равно поможете ему, особенно, если сумеете решение некоторых задач программы включить в повседневную деятельность.

3. Соизмеряйте свои задачи со временем, имеющимся в вашем распоряжении.

4. Подключайте к занятиям всех членов семьи. Нередко остальные члены семьи с удовольствием соглашаются взять на себя часть работы, берутся заниматься с малышом какими-то определенными умениями. Особенно, если они вместе с вами выбирают, чему учить ребенка.

5. Подключайте к занятиям воспитателей и нянечек детского сада.

6. Программа должна быть интересной и сбалансированной. Какими бы короткими ни были ваши занятия, они не должны быть однообразными. Это следует иметь в виду и при выборе приоритетов. Включите в программу обучения хотя бы один навык, который способствовал бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из "сильных" сторон малыша. Тогда, очень возможно, ему понравятся эти занятия, а удовольствие всегда помогает учиться.

7. Отслеживайте результаты. На метод проб и ошибок в какой-то степени полагаются все педагоги. Составьте план и придерживайтесь его в течение, скажем, двух недель (но никак не меньше, иначе ни у вас, ни у малыша не будет времени сориентироваться). После этого вы уже сможете понять, нужно ли внести какие-нибудь изменения — либо в то, чему вы учите, либо в то, где и когда вы занимаетесь.

Когда вы выбираете задачи для индивидуальной программы ребенка, непременно учитывайте следующие вещи:
во-первых, ваши долгосрочные цели,
во-вторых, результаты тестирования, и,
в-третьих, время и возможности, которые есть в вашем распоряжении.

Формулировки ваших задач должны напоминать вам, к чему вы стремитесь, и помогать определить тот момент, когда умение можно считать освоенным.

Центр ранней помощи
Садовская Лариса
коррекционный педагог.

Программа Маккуэри. Тестирование. Перечень умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР)

Помощь детям, страдающим аутизмом, нарушениями эмоций, поведения и психики