Разделы
Счетчики
Программа Маккуэри. Тестирование. Перечень умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР)
В прошлой статье мы писали про необходимость ранней помощи детям с синдромом Дауна.
В Киеве существует Центр ранней помощи, в котором занятия проводятся по программе «Маленькие ступеньки». Эта программа разработана в университете Маккуэри в Сиднее и рассчитана на детей с синдромом Дауна. Занятия в центре проходят по принципу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Педагоги тестируют детей и на основе этих тестов составляют индивидуальную программу для каждого малыша.
Тестирование – это самый первый шаг, необходимый для того, чтоб правильно определить чему именно учить малыша.
Если Вы уже обращались к специалистам, то термин тестирования не будет для Вас новым. У многих родителей подобного рода мероприятия вызывают тревогу. Но на самом деле, многие родители, дети которых имеют отклонения в развитии, действительно хотят выяснить, что их малыш умеет и чего пока нет. Они стремятся получить как можно больше информации и услышать как можно больше мнений о состоянии своего ребёнка. Тестирование поможет найти самые сильные и слабые стороны личности малыша и определить трудности, которые возможно подстерегают родителей в будущем. Многие родители говорят, что, наблюдая за тестированием их детишек, помогает им лучше представить себе в каком направлении идти, занимаясь с малышом дома.
Тестирование – это по существу наблюдение с целью получения информации. На практике при тестировании всегда имеется в виду определенный набор показателей, которые считаются характерными для тех умений или способностей, которые проверяются. Когда вы будете оценивать развитие своего малыша, вы будете пытаться получить ту информацию, которая необходима именно вам, чтобы вы смогли строить свои занятия наиболее эффективным образом.
В программе «Маленькие ступеньки» тестирование включает в себя такие характерные особенности:
• В основе этого подхода лежит предпосылка, что у всех детей навыки формируются во многом схожими путями и часто в одинаковой последовательности, даже если некоторые дети овладевают ими медленнее;
• выделяются самые важные умения, из тех, которые обычно приобретаются ребёнком, и представляются они в том порядке, в каком они, как правило, и формируются.
• Этот вариант оценки точно показывает нам, что малыш может делать и чего не может.
• Он помогает нам определить следующую маленькую ступеньку— следующее умение, которым нужно заняться с малышом, в соответствии с естественным ходом развития.
Создатели Программы Маккуэри так составили Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), чтобы этот тип тестирования можно было практически применить в отношении очень маленьких детей. Мы покажем вам, как с помощью ПУОРР можно протестировать вашего малыша тем же способом, как это делается в Центре Маккуэри. Вот некоторые наиболее важные отличительные черты ПУОРР:
• Он позволяет следить за успехами ребенка.
• Он помогает нам контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе ребенка.
• Он указывает, когда и какие изменения нужно внести в индивидуальную программу.
• И вознаграждает педагога, показывая, что достигнуто малышом!
Самая же важная особенность ПУОРР заключается в том, что каждый раз, когда мы обращаемся к нему, он указывает нам, чему учить ребенка дальше.
Вы вполне сможете применить свои глубокие и проверенные знания о ребенке при оценке его умений, причем так, как ни один из специалистов никогда не сможет. Но полагаться только на свои "повседневные" наблюдения несколько рискованно, и это в равной мере относится как к учителям, так и к родителям. Риск состоит в том, что вы можете либо переоценить, либо недооценить возможности вашего малыша.
Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не даст малышу возможности быстро добиться успеха. Даже если вы видели, как он выполняет то или иное задание, вам, для того чтобы перейти к более трудной задаче, нужно будет проверить, умеет ли он данное задание выполнять так, как надо, и правильна ли последовательность его действий.
Недооценка умений ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Программа, дающая малышу возможность добиться успеха, НЕ есть лёгкая программа. Успешная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок.
ПУОРР был разработан в помощь педагогам и родителям, чтобы они всегда могли выстроить точную картину и принять правильное решение о том, чему следует учиться дальше.
В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка), входят 4 проверочные таблицы, которые охватывают соответствующие области развития. Перечислим их:
• Общая моторика, то есть двигательная деятельность, обусловленная работой крупных мышц тела.
• Тонкая моторика — двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно-моторной координации. Кроме того, к этой области развития отнесены формирование у ребёнка понятий, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе.
• Восприятие речи, или понимание ребёнком того, что ему говорят.
• Самообслуживание и социальные навыки, то есть способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими.
Каждая проверочная таблица представляет собой перечень умений или навыков. Эти умения связаны, в сущности, с самыми обычными, повседневными действиями; отобраны они потому, что ими, как правило, владеют все дети.
Возрастной уровень, фигурирующий в "Перечне умений", указывает на возраст, в котором "обычные" дети осваивают соответствующий навык. Для определения среднего возраста, в котором у детей формируются те или иные умения, проводились многочисленные серьезные исследования. Наиболее часто встречающиеся в ПУОРР возрастные уровни таковы:
• от 0 до 3 месяцев;
• от 3 до 6 месяцев;
• от 6 до 9 месяцев;
• от 9 до 12 месяцев;
• от 12 до 15 месяцев;
• от15 до 18 месяцев;
• от 18 месяцев до 2 лет;
• от 2 до 3 лет;
• от 3 до 4 лет.
Возрастные уровни помогут вам сравнить достижения вашего малыша с "нормой", но это отнюдь не главная их роль. Чем сравнивать его со "среднестатистическим" ребенком (если такой существует), гораздо важнее понять, насколько ваш малыш продвинулся вперед, если сравнить уровень его развития вчера и сегодня.
Все умения, входящие в ПУОР, разделены не только по возрастным уровням, но и по группам.
Внутри каждой области развития существуют несколько групп умений. Эти группы объединяют “родственные умения” – умения, которые, в конечном счете, ведут к одной и той же цели.
Например, в разделе Восприятие речи, вы найдете следующие группы умений:
Группа А: умение слушать и концентрировать внимание.
Группа Б: умение реагировать на жесты и выполнять простые указания.
Группа В: умения выбирать из разных предметов и картинок.
Группа Г: умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.
Группа Д: умение выполнять указание, в которых есть слова, обозначающие признаки или состояния.
Группа Е: умение выполнять указание, содержащие предлоги или другие слова, которые определяют местоположение предметов.
Группа Ж: умение реагировать на грамматические особенности.
Другие области развития также делятся на группы родственных умений.
Рассматривая умения, входящие в каждую группу, вы увидите, как одно умение подводит к другому, и как уже сформированные умения могут быть “надстроены” и развиты.
В одних областях развития малыш может уйти дальше, чем в других; точно так же он может овладеть умениями одной группы раньше, чем умениями остальных. И в той же степени, что и возрастные уровни, эти группы помогут вам выявить его сильные и слабые стороны. Они позволят вам более гибко подойти к выбору новых задач для ребёнка. Вы сможете укрепить его “сильные позиции” и помочь ему продвинуться в тех областях, где он слабее.
Садовская Лариса
Коррекционный педагог
Цент ранней помощи
адреса центров