Счетчики







Дети с особыми потребностями. Это должен знать каждый родитель

Дети с особыми потребностями. Дети, требующие к себе особого внимания. Дети… Они просто дети. Они, как и все дети, хотят любви и заботы о себе. И я люблю их. Люблю сильно, люблю тепло, люблю как мама.

Недавно мальчик Гриша, у которого ДЦП, сделал свои первые самостоятельные шаги. Когда видишь это, слезы наполняют глаза. Слезы радости, слезы счастья.
А Саша уже умеет показывать, как клюет курочка, как летают птички. Раньше он «не видел» и «не слышал» никого, а сейчас он уже посещает группу и делает свои первые успехи.
И таких детей у меня много. И каждый идет своим путем, своим маршрутом. И им очень нужно, чтобы рядом с ними были любящие родители, внимательные психологи, педагоги.

Помню себя еще студенткой-первокурсницей, которая писала свою первую курсовую по патопсихологии. Помню, как потом я взахлеб читала книги по детской психиатрии и специальной психологии, как хотела устроиться на работу в психоневрологическое отделение. Не получилось.
Зато совершенно случайно получилось попасть в Львовский Центр «Джерело», который работает с детьми с особыми потребностями. И там я поняла, что много могу дать этим детям.

Больше десяти лет я работаю детским психологом и только последние два года с детьми с особыми потребностями. За эти два года собрались некоторые наработки, советы, рекомендации. И я хочу ими поделиться с вами, родителями.
Мои статьи — это не поучения. Родителей не надо учить, они для нас сами — учителя. Они знают и чувствуют своих детей так, как не может их почувствовать никто другой.
Мои статьи — это своеобразная обратная связь. Мы вместе будем что-то вспоминать, понимать, переоценивать и узнавать. Родителям часто не хватает времени читать специальную литературу, осваивать новые методики. В своих статьях я буду объединять личный опыт и информацию, взятую из книг (автора и название буду указывать).

То, что нужно знать каждому
Советы на каждый день для родителей всех детей, независимо от того, какие у них особенности – задержка развития, синдром Дауна, ДЦП.

1. Создайте обстановку для игры.
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра. И все чему мы хотим научить, что хотим развить, надо делать играючи.
Для начала выберите время игрового занятия. Вы не должны никуда спешить и вас никто не должен отвлекать. А ваш малыш должен быть бодрым и энергичным, не уставшим и не голодным.

Начиная занятия с ребенком, выключите все источники постороннего шума – телевизор, радио, телефон. Это поможет малышу сконцентрироваться на том, что вы ему говорите, а шум на заднем плане в таких случаях очень мешает.
Во время занятий или разговора с ребенком, старайтесь всегда находиться с ним на одном уровне и лицом к нему, тогда малыш сможет без труда установить с вами зрительный контакт, видеть ваши глаза, рот, выражение лица, понимать, что вы делаете, и копировать ваши действия.
Обязательно определитесь, где вы будете проводить занятия – в какой комнате, на ковре или за столом. При выборе учитывайте главное условие – как можно меньше отвлекающих факторов (а ими могут быть не только игрушки и предметы окружения, но даже рисунок на обоях). Чаще рекомендуют проводить занятия за пустым столом. Вы по очереди даете ребенку те или иные игрушки, и после выполнения задания сразу убираете их из поля его зрения. Важно, чтобы все задания были вами заранее продуманы, а соответствующие игрушки лежали рядом с вами. Хождение и поиск игрушек по комнате сразу отвлечет ребенка, и эффективность занятия снизится.

Для того чтобы облегчить ребенку путь к успеху в овладении навыком, разбивайте задачу на маленькие шаги. Не пытайтесь обучить его новому виду деятельности за один прием. Ребенок должен знать, чему конкретно его учат, за что хвалят, и что должно у него получится. Например, когда приучаете ребенка к горшку, начните с главного – умения делать свои дела в горшок.

Радуйтесь этому и хвалите. Все другие операции – снимать штанишки, затем натягивать их — он будет осваивать постепенно. Будьте терпеливы, и ребенок начнет сам выполнять все, что от него требуется, сначала под вашим наблюдением, а затем и самостоятельно. Главное, начинайте с самого легкого задания и усложняйте его последовательно. Можно заниматься и «наоборот», меняя очередность действий.
Методом «обратной последовательности» хорошо учить ребенка складывать пазлы, различные вкладыши с геометрическими фигурами. Взрослый складывает все элементы картины, кроме последнего. Пусть ребенок положит его сам и обрадуется получившейся картинке. Не забывайте хвалить ребенка за то, что он сложил картинку. И не забывайте, чем больше вы облегчите ребенку задачу в начале обучения, тем охотнее он будет учиться дальше.

Родители часто замечают, что хорошие игрушки не вызывают у их малышей никакого интереса, в отличие кастрюлек, ложек, вилок и бельевых прищепок. Но в этом нет ничего страшного, для обучения подойдут любые средства. Можно отрабатывать навык сортировки сначала с большими и маленькими ложками, затем с красными и синими носками, с орехами и киви и т.д. Главное, чтобы малышу было интересно. Не забывайте хвалить и вознаграждать его за успехи и просто так.

Что такое вознаграждение?Им могут быть любимые лакомства, ласки и поцелуи, игры в любимую игру или занятия любимым делом. Но самое главное, «награды» должны быть небольшими, выдаваться сразу и оставаться под вашим контролем. Если, например, вы «награждаете» ребенка печеньем, спрячьте пакет с ним у себя за спиной и выдавайте малышу по одной штуке за каждое выполненное задание. Если после первого же успеха вы отдадите ребенку весь пакет, на этом ваше занятие и закончится. Маленькому ученику необходимо осознавать прямую связь между своими действиями и наградой.
Обещание типа «сделай то-то и то-то, и за это мы завтра покачаемся на качелях» дети понимают, только когда становятся старше. Важно помнить, что если вы не хотите всю жизнь подкупать ребенка конфетами, следует постепенно снижать значение «награды» и добиваться, чтобы ребенок получал удовольствие от своего успеха.

В статье использованы материалы из книги Сары Ньютен «Игры и занятия с особым ребенком», Москва, 2004 г.

Валерия Кукса, руководитель Центра ранней помощи для детей с задержкой психического развития, расстройствами речи, синдромом Дауна, аутистов

Центр ранней помощи для детей с задержкой психического развития, расстройствами речи, синдромом Дауна, аутистов