Разделы
Счетчики
Центр охраны здоровья матери и ребенка (на базе Житомирского городского роддома N 2)
За последние 10 лет количество родов уменьшилось на 35%, и если в 1994 году на полесской земле родились 17900 детей, то в 2003-м — 12600. Причем, в позапрошлом году беременные с патологией внутренних органов составляли 88.3% от общего количества собирающихся рожать. За последнее десятилетие этот показатель увеличился на треть. Каждая третья будущая мама страдала заболеваниями мочеполовой системы и щитовидной железы, у каждой третьей диагностировалась анемия. С этими цифрами сложно надеяться, что новое поколение будет здоровым. Нужно изменять систему наблюдения и оказания помощи беременной и новорожденному.
Житомирские врачи помогают будущим мамам "рожать по новым технологиям"
Житомирские акушер-гинекологи решили изменить саму "технологию" вынашивания и родов. Угрожающая демографическая ситуация на Житомирщине требовала новаций: мало того, что тут рождается на 35% меньше деток, так и они, и их мамы нездоровы.
БЕЛЫЙ ХАЛАТ НЕ НУЖЕН
Новации ввели в областном Центре охраны здоровья матери и ребенка, созданном в прошлом году на базе Житомирского городского роддома N 2. Отправляюсь посмотреть. В качестве сопровождающего ко мне "прикрепили" заместителя главврача Елену Астрейко. К моему глубокому удивлению, начмед не предложила мне надеть белый халат и сменить обувь...
Отделение патологии беременности уже разительно отличалось от аналогичных, которые мне доводилось видеть. Одно-, двухместные палаты и огромный зал, где с женщинами проводят занятия на темы предстоящего им события, рассказывают о том, как себя вести во время родов и после, а также, что должен делать "сопровождающий в родах", то есть, муж или кто-то из родных.
Проходим в родильное отделение, где девять залов. Типичный стол для роженицы я увидел только в первом. Как мне объяснили, здесь делают кесарево сечение. Когда ребеночка извлекают из чрева матери, его тут же передают в руки отца или другого члена семьи, который должен присутствовать непременно. В смежном с операционной помещении находится кушетка, где папа кладет малыша на свою грудь или живот. С пуповиной в крови. Это не важно, главное, он должен согреть новорожденного (доказано, что "место" соприкосновения с телом малыша "нагревается" у родителя до 38°С) и "заселить" его кожу "семейной", а не внутрибольничной микрофлорой.
МОЛОЧНЫЕ БУТЫЛОЧКИ — НОН ГРАТА!
Выбор позы для родов тоже оставляют за роженицей, и частенько они рожают сидя. Поэтому остальные восемь родзалов имели совсем нестандартный вид: огромная кровать для беременной, "шведская стенка", громадный мяч, стульчик, коврик для гимнастических упражнений, рядом индивидуальный санузел... И никаких столов. Но где же женщина рожает?
По словам доктора, роль стола выполняет стульчик с сидением в виде подковы. На краю кровати сидит папа, а перед ним на стульчике — жена. Он ее успокаивает, гладит, подсказывает, как дышать, держит за руки. А снизу акушерка принимает малыша...
Кстати, громадный мяч — чуть ли не полметра в диаметре — нужен, чтобы потуги были менее болезненными. Сидя на нем, беременная выполняет специальные упражнения, облегчающие схватки. А в одном родзале, кроме этого "набора", вмонтирована и ванная. При желании женщина рожает в воде.
При прогулке по коридору родильного отделения в глаза бросились таблички, которые висят на каждой двери под номером палаты. Там изображены бутылочки для кормления малышей с соской, и все они перечеркнуты жирными красными полосами. Похоже на психическую атаку на женские умы, дабы мамаши настраивались на грудное вскармливание.
Елена Астрейко сразу объясняет, что они изначально поставили перед собой задачу: все мамы должны кормить детей грудью. Материнское молоко не заменит ни одна смесь. И, несмотря на то, что зачастую у нас рожают не самые здоровые, 99% рожениц кормят новорожденных своим молоком.
Исключение делается лишь для женщин, больных туберкулезом в активной форме, ВИЧ-инфицированных и принимающих некоторые препараты, при которых лактация нежелательна.
На некоторых палатах висят таблички "Тихо! Идут роды". Одна роженица разрешила ее навестить. Она еще не рожала, только собиралась. Лежала на кровати, а рядышком сидел супруг, обняв жену. На подоконнике стоял магнитофон, и играла музыка. Мы им пожелали удачи и удалились. На других дверях висел ярлычок "Не беспокоить". Как в отелях. Туда даже медперсонал не имеет право заглядывать, если роженица не хочет никого видеть.
ЧЕЛОВЕКИ ПОЯВЛЯЮТСЯ ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ
Прохаживаюсь тут вольготно и думаю: пожалуй, о таких условиях может мечтать любая украинская женщина. Здесь понимаешь, что такое — рожать по-человечески. А подошедший к нам главврач Юрий Вайсберг вообще ошарашил, заявив, что на третий день мама и дитя покидают роддом, а пуповина у новорожденного... отпадает дома.
— А зачем их держать дольше, если в этом нет необходимости? — улыбается специалист.
— Доказано, что "своя" микрофлора сдерживает натиск внутрибольничной три дня. На это у нее хватает сил. Поэтому по истечении этого срока нужно убегать из больницы.
После кесарева сечения мы держим дольше — пять суток.
Для сравнения: в большинстве украинских роддомов женщина с ребенком покидает учреждение на 6—11-й день. Такой порядок. Раньше не выписывают, можно только сбежать...
Так, как и здесь, рожают, к примеру, в Скандинавии. Агентство по Международному развитию США финансирует корпоративную программу "Сохранение здоровья матери и ребенка в Украине", в рамках которой оказывается информационная поддержка шести больницам в Украине, в том числе и Житомирскому Центру. А областной бюджет выделяет средства на содержание и закупку аппаратуры. Поэтому хоть и не отремонтирован пока фасад корпусов, но палаты здесь оснащены на высшем уровне...
Новые технологии акушерства, не унижающие достоинства женщины и сокращающие вероятность травмирования ребенка, получили признание в первую очередь у беременных. В прошлом году в Центре рожали 3000 беременных, в нынешнем планируется принять 3500—3600 родов — сюда ведь и "соседи" рожать приезжают. Игорь ЗАИКОВАТЫЙ для "Сегодня" (из Житомира)