Счетчики







Развитие и поддержка семейных форм опеки детей в Украине

В течение последних лет в Украине социальное сиротство как общественное явление имеет постоянную тенденцию к усугублению. Достижением Украины является приведение, в целом, национального законодательства относительно детей к международным нормам, Конвенции ООН о правах ребенка. Вместе с тем, ввиду сложности экономических реалий, количество украинских семей, которые имеют возможность усыновить ли установить опеку над детьми-сиротами или детьми, лишенными родительской опеки, сокращается, соответственно возрастает часть тех детей, которые попадают в учреждения социальной защиты.

Сегодня национальная политика ориентируется на развитие и поддержку семейных форм опеки детей.

В Украине структурами государственной исполнительной власти, которые обеспечивают защиту прав детей, являются: Кабинет министров Украины, Государственный комитет Украины по делам семьи и молодежи, Министерство образования и науки Украины, Министерство труда и социальной политики Украины, Министерство охраны здоровья Украины, областные, Киевская, Севастопольская городские государственные администрации, районные, районные в городах Киеве и Севастополе государственные администрации, исполнительные комитеты городских, поселковых, сельских советов народных депутатов.

При условии потери ребенком родительской опеки, органы опеки и заботы принимают все меры для того, чтобы устроить ребенка в семьи граждан Украины - на усыновление, под опеку или заботу, в приемные семьи, детские дома семейного типа.

Государство осуществляет полное обеспечение детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки. Кабинет Министров, один раз в два года, утверждает минимальные социальные стандарты для детей, независимо от того, где такой ребенок находится на иждивении и воспитании. Помощь и содержание таких детей не могут быть ниже установленных минимальных стандартов, обеспечивающих каждому ребенку уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, морального и социального развития.

Финансирование приемной семьи или заведений где содержатся дети, осуществляется за счет расходов из областных бюджетов и бюджета АР Крым. Им ежемесячно выделяются средства на питание приемных детей, приобретение для них одежды, обуви, мягкого инвентаря, лекарственных средств, предметов личной гигиены, игрушек, книжек и тому подобное в соответствии с минимальными социальными стандартами.

Введение семейных форм воспитания для детей, оставшихся без родительской опеки, закреплено Законом «Об охране детства». Порядок передачи детей на воспитание и совместное проживание в детские дома семейного типа (ДДСТ) и приемные семьи, а также их материальное обеспечение и функционирование определяется специальными положениями и постановлениями Кабинета Министров. Этими постановлениями определяется также статус ДДСТ и приемных семей в нашей стране.
ДДСТ — это отдельная семья, которая создается по желанию супругов (или одного взрослого, не состоящего в браке) и берет на воспитание и совместное проживание от пяти до десяти детей, лишенных родительской заботы. Работа старших оплачивается как работа воспитателей, местные органы власти также заботятся о предоставлении такой семье жилья и выплат на содержание детей. А вот приемная семья, которая берет на воспитание от одного до четырех сирот в свой собственный дом (или квартиру), не освобождается от своей прежней работы, однако получает средства на содержание приемных детей из местных бюджетов. За два года работы в «семейном» направлении в Украине было создано более 130 детских домов семейного типа, в которых проживает более тысячи ребятишек. Приемных семей пока меньше — восемьдесят пять. В них живут 258 мальчиков и девочек. Социальные работники обеспечивают подготовку новых родителей, занимаются психологической, медицинской, экономической, юридической поддержкой семьи.

Специалисты считают самой лучшей формой решения проблемы ребенка-сироты усыновление. Однако, учитывая уровень бедности нашего населения, приемная семья видится как одна из оптимальных. Кстати, киевляне, например, предпочитают выступать в качестве приемных родителей, а в Крыму и Днепропетровске активнее развиваются дома семейного типа. Вопросы относительно принятия детей на семейное воспитание или создания детских домов семейного типа решаются в органах местной исполнительной власти, в частности, ими занимаются отделы семьи и молодежи.

В последнее время число людей, которые берут к себе на воспитание детей, неуклонно растет. Сейчас в Министерстве по делам семьи и молодежи в деталях прорабатывается идея создания приемных семей для ВИЧ-инфицированных детей, просчитывается возможность создания патроната для детей, чьи родители уехали на заработки за рубеж. Нужно отметить, что свои значительные наработки по семейным формам воспитания детей сумели создать и различные негосударственные общественные организации. В частности, Христианский детский фонд недавно предложил журналистам из всех уголков Украины ознакомиться с историей реформирования системы опеки над детьми в Украине путем развития института приемных семей.

История опеки….
Приемная семья как форма воспитания детей, о которых некому из близких позаботиться, — не новация. Было установлено, что еще в 911 году киевские князья брали под опеку людей, нуждавшихся в социальной помощи, в частности, и детей-сирот.
Позднее, в 1037 году, Ярослав Мудрый в сборнике законов «Русская правда» разместил правила относительно опеки на государственном уровне. Именно этот сборник законов впервые в европейской практике встал на защиту материнства, при этом работая и на упреждение сиротства. Так начала формироваться государственная политика относительно детей-сирот. Во времена княжеского правления забота о таких детях возлагалась, прежде всего, на самих князей и на церковь. Богоугодным делом считалась подача милости и пищи сиротам.
А вот специальные заведения для несчастных детей стали появляться и развиваться уже при Петре I. Было приказано организовывать в крупных городах госпитали для незаконнорожденных детей.
Позднее семейные формы воспитания стали частной инициативой членов царской и богатых купеческих семей.

Формы семейного воспитания, аналогичные приемной семье, применялись и в Российской империи, в состав которой в то время входила Украина. В частности, в период правления Екатерины II одной из форм опеки над детьми законодательно был закреплен патронат. Это означало помощь детям — бездомным, больным, совершившим преступления. Ответственность за предоставление такой помощи возлагалась на сельские общины. Главной же целью патроната было создание возможностей для получения профессии.

В 1797 году судьбой сирот вплотную занялась вторая жена императора Павла I Мария Федоровна. Младенцев из воспитательных домов начали отдавать в «государевы» села крестьянам хорошего поведения. Инспекторов для надзора за воспитанием сироток жена императора подбирала лично и обязывала их ездить по селам с проверками. Мария Федоровна лично обращалась к крестьянам-воспитателям с просьбой беречь «ее деточек» и поощряла их подарками и денежными вознаграждениями.

Еще при Екатерине II существовали так называемые "исправительные приюты", основным контингентом которых были малолетние преступники.

Кроме такой формы опеки над детьми-сиротами была и другая, именуемая патронажем -- воспитанника приюта брала семья. К приемным родителям выдвигали ряд требований -- обеспечить здоровое развитие ребенка, дать начальное образование. Увы, эти требования не всегда выполнялись, ведь ребенка брала на воспитание, как правило, бедная семья с единственной целью -- получить за свой благородный поступок вознаграждение, которое зависело от возраста ребенка -- чем меньше малыш, тем больше получали родители.

Пришедший к власти пролетариат решил, что семейный патронат -- отмирающая форма воспитания, поэтому сделал ставку на детские дома.
В советские годы главным местом воспитания и проживания для сироты был интернат, а для самых маленьких — Дом малютки или Дом ребенка. До достижения детьми совершеннолетия эти учреждения давали им кров, питание, юридическую защиту. Однако, в отличие от семейных сверстников, они не ощущали тепло родительской любви, их круг общения был крайне узким, а времяпрепровождение регламентированным. Понятно, что такая система воспитания порождала ряд социальных проблем. Эксперты отмечают, что даже при чрезмерной опеке со стороны воспитателей у детей интерната отсутствует достаточная материальная и моральная поддержка. Они неспособны противостоять негативному влиянию, не умеют контактировать с различными официальными структурами при решении собственных проблем... А еще у детишек из интерната практически нет ничего, что могло бы принадлежать им безраздельно, — ни пространства, ни собственных вещей, ни денег.

Такая форма воспитания и содержания детей существовала до конца прошлого века, пока в Украине (первой в бывшем СССР) не появились дома семейного типа. К слову, из трехсот опрошенных уличных детей каждый четвертый альтернативой улице считал воспитание в семье, но не в своей (!), и только 1% беспризорников хотели бы вернуться к родителям.

Всего в нашей стране, по последним данным, около ста тысяч детей-сирот (из них 90% -- сироты при живых родителях). Около 22 тысяч из них нуждаются в приюте. Может быть, на фоне такой статистики и нелепо говорить о том, что в существующих уже десять лет домах семейного типа воспитывается тысяча "государственных" детей. Но если учесть, что каждый из этих ребятишек обрел любовь и защиту, согласитесь -- это здорово.

Приоритетной формой устройства детей, по разным обстоятельствам лишившихся родительской опеки, в Украине остается усыновление. Государственным учреждением, способствующим определению детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, путем усыновления является Центр по усыновлению детей при МОН.
На протяжении 2001 г. в Украине усыновлено 7593 ребенка (2000 – 7692, 1999 г. – 6767 лиц). Наблюдается уменьшение процента детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, усыновленных гражданами Украины, и соответственно – увеличение – усыновленных иностранными гражданами. Очереди среди украинских граждан, желающих усыновить детей, не существует. Препятствием для усыновления детей является наличие биологических родителей, в свое время не лишенных родительских прав. Проблемным остается вопрос обеспечения надлежащего контроля за содержанием и воспитанием усыновленных детей и предоставление родителям необходимой помощи со стороны органов опеки и попечительства.

Согласно статистическим данным, школы-интернаты для детей-сирот у нас переполнены, и в каждой — до 300 воспитанников. И как бы нам ни хотелось избавить их от «интернатного» воспитания, как громко бы мы не провозглашали курс на приоритетность семейных форм воспитания, все равно семей у нас на всех ребятишек не хватает. Ведь подарить ее ребенку на практике оказывается вовсе непросто. Усыновлять стремятся в основном маленьких и здоровеньких. К тому же, растить ребенка — дело затратное, далеко не всякому желающему по карману. Цивилизованный западный мир нашел выход — приемные семьи. Они зародились в Соединенных Штатах, а затем активно распространились в Великобритании и других странах.

Одной из альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, в Украине является детский дом семейного типа.
Это отдельная семья, созданная по желанию супругов или одного лица, не состоящего в браке, которая берет на воспитание не менее пяти детей.

Новый импульс развитию указанной формы опеки дало принятое Кабинетом Министров Украины в 2001 г. Положение о детском доме семейного типа. На 01.01.2003 г. в Украине функционирует 112 таких домов в 22 областях, Автономной Республике Крым и г. Севастополе, где воспитывается 1132 ребенка (из них 238 родных и усыновленных, 894 – взятых на воспитание).

Детский дом семейного типа реально отображает комплексность воспитательного воздействия семьи на формирования личности ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительской опеки. Ребенок приобретает навыки межличностных взаимоотношений, усваивает положительные образцы поведения взрослых, общения с социальным окружением, развивает стремление к самосовершенствованию. Однако в деятельности детских домов семейного типа проблемными остаются: материально-техническое и финансовое обеспечение детских домов семейного типа, которое возложено на местные органы исполнительной власти; не урегулирован вопрос улучшения жилищных условий семьи в случае пополнения ее воспитанниками; не всегда ответственно осуществляется отбор и подготовка родителей-воспитателей. Возникают проблемы, когда ребенок после достижения совершеннолетия возвращается к биологическим родителям (в таком случае психолого-педагогические усилия родителей-воспитателей относительно этого ребенка сводятся на нет).

Создание института приемной семьи в Украине началось в 1998 г. По состоянию на 01.01. 2003 г. в Украине функционирует 45 приемных семей, которые охватили семейной опекой 64 ребенка. Особенностью данной новой формы опеки является то, что: за ребенком, который воспитывается в приемной семье,остается статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки, и соответственно все льготы, предусмотренные законодательством для такой категории детей; кандидаты в приемные родители обязательно проходят курс подготовки, направленный на осмысление проблем, связанных с приходом в семью нового воспитанника; приемные родители сотрудничают с социальным работником, который осуществляет социальное сопровождение данной семьи; содержание приемного ребенка в семье финансируется государством из расчета затрат на содержание воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот.

В Киеве первой приемной семьей является семья Людмилы и Владимира Писаченко, у которых своих родных детей шестеро. Старшему сыну -- 25 лет, младшему -- пять. Вскоре в их четырехкомнатной квартире появятся двое близняшек -- двухлетние Ксения и Саша. "Когда я впервые увидела этих малышей, думала, что им еще нет и года -- такие они запущенные. Малютки совсем не разговаривают, плохо ходят, но я сразу поняла -- они мне нужны, это мои дети, -- рассказывает 47-летняя Людмила. -- Я бы с удовольствием их усыновила, но возраст уже не позволяет".

Образумить нерадивую мать удается в редких случаях, но так или иначе ребенок находится под присмотром взрослых, будь то интернат или приемная семья. Но вот он вырастает и, став совершеннолетним, сразу же перестает быть приемным ребенком или воспитанником интерната. Где искать жилье? Как получить образование или трудоустроиться? Увы, в этом наши законы исключительно декларативны и вся надежда пока только на то, что приемная семья уже на собственный страх и риск без какой-либо поддержки от государства, поможет своему бывшему воспитаннику состояться в жизни. Об интернатских детях говорить не приходится...

С 2000 года в Украине появились приемные семьи, где воспитываются приемные дети.
Приемным родителям выплачиваются деньги на содержание ребенка, но не предоставляется жилье, машины, не оплачиваются коммунальные услуги и многое другое, что положено домам семейного типа. Государству при нынешней экономической ситуации такая форма опеки весьма выгодна, желающих воспитывать детей на таких условиях достаточно, но проблем у этих семей очень много….

Среди новых программ, которые реализуются в Украине с целью защиты прав детей, и в т.ч. воспитанников интернатных учреждений, – Комплексная программа решения проблем инвалидности, Государственная программа предупреждения детского бродяжничества на 2002–2005 гг., Дополнительные меры относительно реализации Национальной программы «Дети Украины» на период до 2005 г., Программа оздоровления и отдыха детей до 2008 г. и др.

Предотвращение выхода ребенка из семьи – главная цель программы “Социальное сопровождение неблагополучных семей” (2002 г.). По результатам работы, проведенной службами по делам несовершеннолетних и центрами социальных служб для молодежи, сегодня осуществляется социальное сопровождение свыше 20 тыс. неблагополучных семей.

При содействии Международной благотворительной организации “Надежда и жилье для детей” действует проект строительства жилья для детских домов семейного типа (сооружено 52 дома); создана ре-интеграционная площадка возвращения детей, лишенных родительской опеки, в биологические семьи, предупреждение раннего сиротства.

В течение 2001–2002 гг. Государственный институт проблем семьи и молодежи при поддержке ЮНИСЕФ реализовывал программу “Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни”. В рамках программы были осуществлены следующие проекты: разработка учебного курса для учащихся выпускных классов с целью подготовки их к самостоятельной жизни; открытие Всеукраинской телефонной линии доверия для воспитанников и выпускников интернатных учреждений; создание приемных семей временного пребывания.
Общественными организациями, благотворительными фондами создано 25 учреждений социальной защиты детей (следует отметить работу центра социальной опеки ребенка «Отчий дом»).

По материалам изданий:
«День» №198, вторник, 2 ноября 2004

Галина КОВАЛЕНКО "Сегодня" Национальный доклад Украины ЮНИСЕФ в Украине