Счетчики







Дышите глубже...

Падалко Ирина Борисовна

Мы успели сродниться с запахом выхлопной трубы автомобиля, и уже на него не реагируем. Однако при определенных погодных условиях нам, привыкшим к автомобильному "перегару", приходится все же констатировать чрезмерное содержание его в городском воздухе.

Оценить степень загрязненности городского воздуха можно даже визуально. При определенных состояниях атмосферы над крупными городами он практически не рассеивается и скапливается в виде громадного купола. Изнутри - незаметно, а со стороны, на фоне относительно чистого воздуха, выделяется достаточно отчетливо. Этот эффект можно наблюдать, если взглянуть со стороны на автодорогу с интенсивным движением. Сидя в салоне автомобиля, движущегося внутри газового облака, к сожалению, не думаешь, чем приходится дышать.

Свидетелями загрязнения воздуха выхлопными газами придорожного пространства являются деревья, растущие вдоль дорог. В отличие от нас, не всегда обращающих внимание на степень загазованности воздуха и не связывающих изменение нашего самочувствия с тем, чего мы надышались, придорожные деревья быстрее реагируют на это. На многих улицах деревья имеют явные отклонения от нормы. Ветви растут отдельными густыми пучками, наподобие "банных веников", либо же изменяется цвет и форма листьев, отслаивается кора, проявляются другие изменения. Но все это - лишь отдельные стадии угнетения деревьев. В дальнейшем растения ждет неминуемая гибель.

Хотим мы или не хотим замечать выхлопные газы, нравится нам их запах или нет, а здоровья они нам не прибавляют. Из чего же состоят автомобильные выхлопы, какое действие оказывают они на организм человека?
При полном сгорании углеводородов конечными продуктами являются углекислый газ (CO2) и пары воды. Однако полного их сгорания добиться пока технически невозможно. Кроме того, любое углеводородное топливо содержит множество добавок, которые отнюдь не улучшают свойства отработавших газов.
Всего в состав выбросов автомобилей входит более 200 различных химических веществ, в том числе канцерогенных.
Количество и состав отработавших газов определяются конструкцией автомашины, режимом работы двигателя, техническим состоянием, качеством дорожных покрытий, метеоусловиями.

Особенностями работы автомобильных двигателей являются переменные нагрузки, то есть периодические изменения режима работы: холостой ход, разгон, установившееся движение и торможение. Наиболее высокая концентрация оксида углерода (CO) в отработавших газах наблюдается при работе двигателя на холостом ходу и при повышенных нагрузках. Но, вместе с тем, когда автомобиль разгоняется и движется с установившейся скоростью, в отработавших газах отмечаются наибольшие концентрации оксидов азота.
В среднем в пересчете на одного жителя это составляет более 100 килограммов загрязняющих веществ ежегодно.
Естественно, на одного сельского жителя приходится меньше, чем на городского. Жители же столицы, наряду с иными благами, получают, по сравнению с другими городами, и наибольшее количество загрязнений повышенной концентрации.
При этом львиную долю получают те, кто больше находится на автодорогах, из них - те, кто больше времени проводит в автомобильных "пробках".

Состав выбросов дизельных двигателей отличается от бензиновых. В дизельном двигателе происходит более полное сгорание топлива. Но, вместе с этим, за счет избытка воздуха в дизеле образуется большее количество оксидов азота.
Кроме того, дизельные двигатели выбрасывают больше дыма.
Важной особенностью выбросов дизельных автомобилей является содержание канцерогенных углеводородов, среди которых наиболее вреден бензапирен. Последний, так же как и свинец, относится к первому классу опасности загрязняющих веществ.

Приземная атмосфера является одной из наиболее важных составляющих природной среды. Ее загрязнение оказывает сильное негативное воздействие не только непосредственно на человека, но и на растительность, живые организмы, почвы, грунты, поверхностные и подземные воды. Проникая в родники, в огородную зелень, в “дары природы”, речную рыбу и т. д., рожденная нашим автомобилем отрава бумерангом возвращается к нам же.

Очевидно, что основная масса загрязняющих веществ выпадает в непосредственной близости от автодорог. Ширина зоны влияния крупных автомагистралей достигает 400-500 м.
Для многих старых городов характерен эффект амфитеатра, когда вокруг плотного, сравнительно невысокого центра города выросла более высокая периферия.
В результате у стен зданий и других преград для движения воздуха в приземном слое атмосферы создаются застойные зоны загрязненного воздуха.
Кроме того, газообразные загрязнители "уходят" от дорог в понижения рельефа, прежде всего в пойму рек, где растворяются в воде, накапливаются в донных отложениях, попадают в речные растения и рыбу. Между тем, скверы и парки, расположенные в поймах рек и иных понижениях рельефа, закрытые от ветра зоны и многие другие "тихие уголки" - излюбленные места прогулок детей с мамами, бабушками и дедушками.
А действие на организм токсичных веществ зависит и от индивидуальной восприимчивости. Наиболее чувствительны к действию токсикантов как раз дети, женщины и пожилые люди. Кроме того, дети на улицах попадают в зону наивысшей загазованности - приземный воздух - из-за своего роста.

Вещества, содержащиеся в выхлопных газах автомобилей, могут вызывать многие серьезные заболевания. Среди них - прогрессирующие поражения центральной нервной системы, печени, почек, мозга, половых органов, легких, кожи; аллергические и другие заболевания.
К сожалению, полное решение проблемы загрязнения городского воздуха автотранспортом невозможно даже при использовании только дизельных или газобаллонных автомобилей. Применение неэтилированного бензина уменьшает выбросы свинца, но не спасает от других загрязнителей.
В Европе уже существует практика применения водородных двигателей. У них отработавшие газы полностью экологичны, и представляют собой пары воды.

Но пока они не получат широкого распространения, для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха рекомендуют следующее:

  • по возможности переход на использование газобаллонных двигателей;
  • уменьшение количества и токсичности отработавших газов путем качественной регулировки двигателя;
  • использование нейтрализаторов отработавших газов для бензиновых и дизельных двигателей;
  • выбор рационального режима работы двигателя.

Таким образом, основными потребителями автомобильных выхлопов являются водители.
Вторыми в этой очереди стоят дети, их мамы, бабушки и дедушки, а за ними и остальные пешеходы, среди которых - наши родственники и друзья.
Посему –снизим поток выхлопов из наших авто на общее благо! Ничего другого все равно не дано.