Разделы
Счетчики
Комплекс гадкого утенка
Бесконечные болезни с одной стороны, рискованные выходки, эксперименты с алкоголем и наркотиками – с другой… Психологи считают, что многие связаны с низкой самооценкой.
Мы, взрослые, знаем, что без уверенности в себе достичь чего-либо в жизни нельзя. И хотим, чтобы наши дочки и сыновья шли по жизни с гордо поднятой головой и в своих успехах превзошли нас. В реальности наши дети часто страдают комплексом неполноценности со всеми вытекающими из этого проблемами.
КРУГЛЫЕ СУТКИ НА СЦЕНЕ
Очень уж много в подростковом возрасте метаний и колебаний. Вот и самооценка скачет то вверх, то вниз. То подростки ощущают себя самыми умными и самыми главными – просто Наполеонами, то низводят себя до полнейшего ничтожества. Но и там, внизу, они надеются на чудо, на превращение в прекрасных лебедей. И мечтают о том, что, возвысившись, они отомстят всем, кто в них сомневался и их обижал!
У психологов есть объяснение, почему уверенность в себе колеблется в переходном возрасте, как на качелях. Подростки переживают “погружение в воображаемую аудиторию”. Они все время ощущают себя как на сцене, под прицелом миллионов глаз. Им кажется (даже если они этого не осознают), что все наблюдают за ними, слышат каждое их слово, все-все про них знают. От этого их поведение такое неестественное – то слишком скованное, то вызывающее. И все-таки есть ребята, у которых самооценка не просто скачет, а надолго зависает внизу, и вот таких родители должны “приподнять”.
СТРАХ И БРАВАДА
Доктор психологических наук Анна Прихожан рассказывает, что низкая самооценка бывает двух типов – подлинная и скрытая.
Подлинную заметить нетрудно. Ребенок, неуверенный в себе, боится, что его будут оценивать. Ему все время мерещится, что все хотят его проэкзаменовать или сравнить с другими. Как ни странно, он не рад успеху, даже наоборот – тяготится им: “Вдруг теперь заставят держать эту планку, а я не справлюсь”. У него гипертрофированное чувство вины и стыда. Ему кажется, что он все делает неправильно. Он сильно напрягается даже в нейтральных ситуациях: скован у доски, хотя дома неплохо подготовился к уроку. Волнуясь, он потеет, краснеет, все время что-то вертит в руках, трогает волосы. Именно такие дети часто простужаются, плохо спят, мучаются головными болями, могут за один год из 2-й группы здоровья попасть в 3-ю или даже 4-ю.
Но чаще низкая самооценка у подростков скрывается за нахальством и вызывающим поведением. Тогда ее распознать труднее. Когда психологи предлагали таким самоуверенным “умникам” проявить свои способности в конкретных делах, “умники” уверенно соглашались, но в последний момент у них возникали сотни различных обстоятельств, которые не позволяли им принять участие в олимпиаде или представлении, например. Причем реально оценивающий свои силы старшеклассник говорил: “На олимпиаду по химии я поеду, а по физике – нет, в физике я слабоват”. А бравирующий “умник” был готов красоваться везде, но ни на одно испытание так и не приходил. Признаком скрытой неуверенности в себе является и постоянная бессмысленная ложь. Как у Холдена из романа “Над пропастью во ржи”: “Я все время вру”. Это способ не показывать свою уязвимость.
Кстати, у девочек и мальчиков низкая самооценка может проявляться по-разному. Мальчики ее прячут за агрессией. Они реже признаются, что у них что-то не так, обычно во всех бедах у них виноваты другие. Девочки – за неприятием собственной внешности: “Я толстая, нос у меня длинный, ноги – короткие”. Неуверенные в себе особы склонны впадать в перфекционизм, нередко этим отличаются средненькие хорошистки. Постоянная кропотливая борьба за совершенство – тоже признак низкой самооценки.
ПОСМОТРИМ НА СЕБЯ
Почему возникает неуверенность? Тут психологи единодушны. Они, господа родители, кивают на нас. Это мы своими устремлениями, своими жесткими требованиями вселяем в детей неуверенность. Дети могут этого не осознавать, но они интуитивно чувствуют, что не оправдывают наших ожиданий, “не тянут”, что мы разочарованы. Никто ведь не мечтает, любуясь своим малышом, что из него получится глуповатый троечник, некрасивый отрок, бесталанный человек. Мы лепим образ почти идеального героя. А вырастает… то, что выросло.
Ребенок становится тревожным и неуверенным, когда не чувствует защищенности со стороны родителей, их безусловной любви к себе, такому, какой он есть, далеко не совершенному.
Мы расписываем их жизнь: “Ты должен поступить в университет, у нас все в семье получили прекрасное образование”, “Ты поедешь учиться в Гарвард, мы с папой так решили…”. И они чувствуют, что нам не так уж интересен их внутренний мир. Для нас главное их достоинство – хорошая учеба. А быть отличниками в школе могут отнюдь не все.
Отечественные психологи наблюдали детей нескольких параллельных классов на протяжении всей их школьной жизни. В младшей школе все дети считали себя к чему-то способными, после перехода в пятый класс, когда многие стали учиться хуже, большая часть детей уже полагала, что у них никаких способностей нет. Это первый шаг к снижению самооценки, появлению неуверенности. Иногда в неуверенности ребенка виноват строгий, жесткий учитель. Но опять-таки это наше, родительское дело – выявить причину и защитить подростка.
СИЛА ИРОКЕЗА
Если мы не помогаем подросткам побороть неуверенность в себе, они интуитивно ищут выход, но часто действуют неконструктивно. Кто-то начинает курить, пить, чтобы самоутвердиться, доказать всем, что он “крутой”. Кто-то убегает от проблем в виртуальный мир. Там, в компьютерной игре, у него самое лучшее оружие, самые мощные машины, там он самый сильный и главный. Кто-то меняет внешность (психологи называют этот способ самоутверждения “бегство в тело”). Красит волосы в кислотные цвета, делает немыслимые прически, вставляет кольца во все части лица, покрывает себя татуировками, накачивает мускулы…
Возникает вопрос: а может, пусть уж лучше с помощью ирокеза или трех колец в носу станет чуть увереннее, а там, глядишь, и у ровесников приобретет авторитет и поверит, что сможет лучше учиться? Но психологи говорят: выделиться с помощью моды, внешности можно лишь на короткий срок, очень скоро рядом появится кто-то другой с еще более вызывающей прической или раскраской. Хотя и воевать с модой бессмысленно. Если родители портят из-за нее отношения с ребенком, для него это еще один повод почувствовать неуверенность в себе. Поднимать самооценку надо другими способами.
ЗОНА УСПЕШНОСТИ
Самый действенный и универсальный – найти, что ребенку интересно, что у него хорошо получается, и всячески его поддерживать в этом увлечении. Лучше, конечно, определить зону успешности еще до начала переходного возраста, но и в старшем подростковом сделать это не поздно. Ваш ребенок обязательно должен быть хоть в чем-то умелее, опытнее остальных. И постоянно подчеркивайте его авторитет в этой области: “Ты лучше нас с папой и многих ребят разбираешься в музыке, прекрасно печешь пироги, быстрее всех печатаешь на компьютере…”
Хорошо, если рядом есть сверстники, которым интересно то же, что и вашему. Надо, чтобы хотя бы один его друг приходил к вам домой. Мы не всегда любим гостей наших детей: они шумят, все съедают, после них квартиру надо проветривать час, да и, боже, как они говорят, из каких они семей… Друг вам может не нравиться, но никогда не критикуйте его перед своим ребенком. В крайнем случае, если опасаетесь по-настоящему вредного влияния, попробуйте помочь ему обратить внимание на другого.
Почаще говорите с подростком на отвлеченные темы. Всегда считалось, что им не важно и не интересно мнение родителей. Они в этом возрасте целиком ориентированы на сверстников. Однако недавние исследования показали, что это не так. Подросткам важно общаться и с ровесниками, и со взрослыми, говорить с ними о будущем, о жизни, о политике. Мнение взрослых влияет на выбор ценностей. Но, к сожалению, “…у мамы есть привычка говорить всегда не то”. Они хотели бы порассуждать об абстрактном, а мы им: “Ты посуду вымыл? Почему до сих пор не сделаны уроки?”
Поддерживайте в подростке уверенность: показывайте, что он сделал хорошо, что плохо; подчеркивайте, как он изменился и вырос; почаще говорите, что вы верите в него, знаете, что он справится со всеми трудностями.
Но все же родители не всегда могут справиться с комплексами детей самостоятельно. Если вы видите их у своего ребенка, лучше обратиться за помощью к специалистам. Работа с психологом очень эффективна в подростковом возрасте именно потому, что родителям не удается поддерживать контакт с подростком, а он хочет говорить со взрослыми на равных, вот и получит в лице психолога желанного собеседника. Можно подобрать подростку тренинг по поддержанию уверенности в себе. Скорее всего, он будет ходить на него с охотой.
Уверен ли в себе ваш ребенок?
Нарисуйте несколько одинаковых вертикальных линий. Высшие точки – самые умные, самые здоровые, самые любимые, самые счастливые, самые сильные, самые богатые… люди. Низшие – самые глупые, самые нездоровые, самые нелюбимые, самые несчастные, самые слабые, самые бедные… Наметьте середины шкал. Попросите ребенка одним значком отметить, где находится он сам, другим – где хотел бы находиться. Если он сейчас видит себя среди тех, кто расположен между серединой и третьей четвертью (отсчет ведем снизу), у него хорошая, слегка завышенная самооценка. В будущем он должен хотеть подняться чуть выше. Если он видит себя среди тех, кто ниже середины или находится на самом верху шкалы, самооценка у подростка занижена.
Марина Матвеева
Журнал «Здоровье», ¹02, февраль 2008