Счетчики







Кто быстрее повзрослеет?

Каждый ребенок в своем развитии проходит определенные этапы. Мы говорим, что к году малыш должен начать ходить, к двум – говорить. К шести–семи годам ребенок, как правило, готов к школьному обучению, к двенадцати–тринадцати – уже умеет мыслить абстрактно. Но, устанавливая эти временные схемы, мы подразумеваем некоего «отвлеченного» ребенка. А ведь все дети делятся на мальчиков и девочек. И алгоритмы их развития довольно сильно различаются.

Игра в догонялки – с колыбели
О том, что мальчики и девочки развиваются по-разному – и физически, и умственно, родителям (особенно тем, у которых разнополые дети) рассказывать не нужно. Они и так это знают. «Сын только после двух лет заговорил короткими фразами, а дочка уже с года болтает без умолку!» — «Ну, это понятно, она же девочка!». Наверное, вам не раз приходилось слышать подобные диалоги. В целом, мнение о том, что маленькие леди опережают в развитии сверстников мужского пола — чистая правда.

В младенчестве разница практически незаметна - до года-двух мальчики и девочки и выглядят-то примерно одинаково. Тем не менее, она есть. Конечно, у каждого малыша индивидуальный «график», но если попытаться вывести какие-то средние показатели, то получается, что новорожденные девочки опережают по развитию мальчиков примерно на месяц. Малышки, как правило, быстрее прибавляют в росте, несколько раньше начинают садиться и ходить, а говорить, в среднем, на 2–4 месяца раньше мальчишек. К двум годам барышни уходят вперед в развитии от своих кавалеров примерно на 6 месяцев. И с возрастом этот разрыв все увеличивается: к тому времени, когда малышам уже пора садиться за парту, он становится очень заметным.

Психологи и физиологи давно пришли к выводу, что мальчики-первоклассники отстают от своих сверстниц по биологическому возрасту примерно на год-полтора. То есть, фактически, за одну парту усаживают детей разного возраста. В младшей и средней школе девочки еще более заметно обгоняют мальчишек: разрыв в биологическом возрасте увеличивается до двух лет и становится особенно заметным в период полового созревания. Примерно за год до появления у юных девушек первых месячных (а случается это, в среднем, лет в 11–13), они очень здорово прибавляют в росте. И стремительно хорошеют.

Не могу забыть один случай. Однажды (когда моему старшему сыну было лет 11), я случайно встретила его на улице. Мой ребенок выгуливал собаку… в обществе трех умопомрачительных взрослых красавиц. Подошла поближе, и оказалось, что роскошные девушки – всего лишь одноклассницы сына, по сравнению с которыми мой Андрюшка выглядел смешным пацаненком. Такая разница у некоторых мальчиков может вызывать даже определенный психологический дискомфорт – ну, кому приятно, когда знакомые с детства малышки начинают поглядывать на тебя свысока?! Но… мамы мальчиков могут не волноваться: эта вопиющая «несправедливость» продлится года три, а потом все станет на свои места. Если девочка к 13–14 годам обычно уже достигает своего «финального» роста (и приобретает практически взрослые формы), то у мальчика в этом возрасте все только начинается. Он начинает стремительно превращаться в юношу: в его организме бушуют гормональные бури, меняется тело – и особенно это заметно по тому, как быстро ребенок прибавляет в росте.

Готовясь к тому, что мой сын вскоре начнет бурно расти, я вспоминала собственные школьные впечатления. Перед девятым классом, как-то встретила своих однокашников, вернувшихся с летних каникул, и оказалось, что некоторым из них моя макушка едва достает до плеча! Но все равно: когда своими глазами видишь, как твой мальчик, который в 13 был ниже тебя на полголовы, к 14-му дню рождения догоняет и перегоняет мать, а еще через полгода начинает свысока посматривать на отца, - впечатляешься! Когда сын отдает отцу свои почти новые туфли («Мне они жмут, а папе – в самый раз!»), - поверьте, впечатляешься сильно. Рост мальчиков начинает замедляться годам к 16–17, однако некоторые еще могут набрать пару-другую сантиметров до 20 лет.

Разный пол – разный мозг
Разница в темпах физического развития мальчиков и девочек – вещь, конечно, очень интересная и иногда даже впечатляющая. Но гораздо важнее другое: абсолютно по-разному развивается и мозг. А это значит, что важнейшие «ступеньки» умственного развития – приобретение знаний и таких навыков, как умение сосредотачиваться, управлять собственными эмоциями, а также логически и абстрактно мыслить – мальчики и девочки преодолевают по-разному и в разное время.

Насколько отличаются темпы умственного развития и способы постижения мира у мальчишек и девчонок попытались выяснить российские нейропсихологи Валентина Еремеева и Тамара Хризман. Изучая биотоки новорожденных младенцев, они выяснили, что с первых дней жизни (а вернее, еще до рождения!) мозг мальчиков отличается от мозга девочек: у мальчишек быстрее созревает правое полушарие, а у девчонок — левое. Поэтому девочки до 12–13 лет лучше решают логические задачи и излагают свои мысли (речевой центр находится в левом полушарии). Но в период полового созревания мальчики не только догоняют девочек по уровню развития логики, но и перегоняют. В целом же, у мальчишек гораздо сильнее заметна асимметрия в работе полушарий мозга. Почему так получается? А дело в том, что мозолистое тело – пучок нейронов, соединяющий два полушария, через который они обмениваются информацией, – у мальчиков меньше и тоньше, чем у девочек.

Если у девчонок примерно до 13 лет бывает достаточно сложно определить, какое полушарие доминирует, то о мальчишках уже к 7-ми годам можно сказать, кто они — право- или левополушарные дети. Из этого можно сделать практический вывод: у мальчиков раньше выявляется направление их способностей, а с определением истинных склонностей девочек лучше подождать до подросткового возраста.

Нейропсихологи Валентина Еремеева и Тамара Хризман своими исследованиями заложили основы нового направления в науке – нейропедагогики. Тем, кто серьезно заинтересуется этим вопросом, очень советуем прочесть замечательную книгу Еремеевой и Хризман «Мальчики и девочки: два разных мира».

Мыслители – налево, художники – направо!
Два полушария головного мозга обрабатывают информацию принципиально по-разному.
Левое полушарие ответственно за логическое мышление: разбирает информацию на детали, анализирует и классифицирует ее. Оно же ответственно за речь, абстрактное и логическое мышление.
Правое полушарие воспринимает целостную картину, отвечает за образное мышление и эмоции.

Нынешняя система образования и воспитания больше развивает левое полушарие, поэтому детям с «левополушарным» мышлением легче учиться в школе. Но не забывайте: «левополушарники» чаще мыслят стереотипно, оперируя уже существующими знаниями и правилами. А вот настоящим творческим прорывам, блестящим интуитивным озарениям – всему этому мы обязаны правому полушарию мозга.

Значит ли это, что девочки находятся в невыгодном положении? Как раз наоборот: девчонкам намного легче учиться – по крайней мере, в младших и средних классах.

Разные дети за одной партой
Мы уже говорили о том, что в младших и средних классах девочки биологически старше своих ровесников на год-два. Писали и о том, что мозг у детей разного пола устроен по-разному. А вся школьная система (по крайней мере, в младших классах) ориентирована на «девчачий» тип мышления и поведения. Аккуратность, добросовестность, методичность, умение сосредоточиться на задании и четко излагать свои мысли - вот основные достоинства, востребованные в младшей школе.
Мальчикам труднее придерживаться установленных правил не потому, что они хуже, а потому что просто устроены по-другому. А проблемы с поведением у мальчишек бывают чаще не из-за плохого воспитания, а из-за того, что им чисто физиологически тяжелее переносить неподвижность, постоянную статическую нагрузку. Поэтому они… бегают и шумят. Чем ужасно порой выводят из себя учителей-женщин.

К 6–7 классу положение меняется: усложняется программа, появляется много новых предметов. Залогом успешной учебы становится уже не столько прилежность, сколько умение быстро соображать, находить нестандартные решения. И тут девочки начинают отставать. Учителя, так хвалившие их в детстве за усидчивость и аккуратность, на самом деле оказывали им медвежью услугу. Помню, сколько драм было у нас в старших классах, когда признанные отличницы вдруг оказывались в числе отстающих по некоторым предметам (главным образом, физике, химии и математике). Получив трояк, какая-нибудь пай-девочка со слезами на глазах спрашивала: «За что?! Я ведь так аккуратно веду тетради!»

К тому же, именно в это время у девчонок начинается период полового созревания – а это дополнительная серьезная физическая и психологическая нагрузка. Теперь уже проблемы с учебой и поведением начинаются именно у них — переживающих кризис подросткового возраста раньше мальчишек. Пока «зрелые» девочки заняты собственным взрослением, «недозрелые» мальчики с удовольствием налегают на учебу.

Бедные мальчики! (эксперимент)
Дошкольникам-шестилеткам показывали изображения двух лиц – грустного и веселого. Хитрость состояла в том, что картинки, которые ребенок видел левым и правым глазом, были разными. Вначале правый глаз видел веселое лицо, а левый – грустное, потом картинки меняли местами. Такой тест называется «диоптическим просматриванием»: каждое полушарие мозга воспринимает разную информацию, а затем мозг «фильтрует» ее, и ребенку кажется, что он видит только одну картинку.
Так вот, оказалось, что дошкольники (как мальчики, так и девочки) чаще видели улыбающееся лицо – негативную информацию мозг отбрасывал. Потом дети пошли в школу – и что же? С девчонками по-прежнему все было в порядке, а мальчишкам гораздо чаще стало казаться, что лицо – грустное. Но на самом деле ситуация поправима: те мальчики, которые попали к добрым и терпимым учителям, продолжали видеть мир в «розовом цвете».

Вывод очевиден: мальчики психологически более уязвимы и зависимы от преподавателя. Поэтому их родителям нужно особенно тщательно выбирать первого учителя для своего малыша, ориентируясь, в первую очередь, на личные качества педагога.

Людмила Заглада

Журнал "Мир семьи"ноябрь 2007 года