Счетчики







Мальчики и девочки. Часть 1. Сходства и различия

Я+Семья

Один из первых вопросов, которые обычно задают будущим мамам близкие и знакомые звучит примерно так: « У вас мальчик или девочка?». Часто еще до появления малыша на свет будущие родители связывают свои ожидания и радужные надежды с воспитанием именно дочери или сына. Практически каждый, кому пришлось воспитывать детей обоего пола, скажет, что разница между ними заметна с первых дней жизни и ничего с этим не поделаешь. Закономерности в различиях развития и поведения мальчиков и девочек обусловлена природными и социальными механизмами, часть из них является отражением многовековых стереотипов, передаваемых из поколения в поколение.

Природные различия
Мальчики и девочки физически и психически развиваются в разном темпе.
Девочки рождаются более зрелыми (на 3-4 недели), чем мальчики. Мальчики при рождении несколько крупнее девочек. Мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже говорить. К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно два года. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. У мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек – правое, поэтому девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходят мальчиков в речевых способностях. Но в подростковом возрасте мальчики начинают обгонять девочек в левополушарном развитии. Однако ассиметрия мозга у мальчиков развивается раньше, чем у девочек. К шести годам у мальчиков заметна функциональная специализация полушарий. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга.

Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек. Девочки более чувствительны к шуму. В 1-2 классах у девочек выше кожная чувствительность, то есть их более раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание.
Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой куклы, посуду, располагают их более аккуратно и играют в ограниченном пространстве, стремясь достичь максимум пользы, им достаточно маленького уголка.
Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы, используя при этом все предоставленное пространство. Если в горизонтальной плоскости мало места, то мальчики осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, залезают на шкаф. Пространство, содержащее предметы, представляющие интерес для мальчиков, практически не ограничено – поэтому они раньше и больше интересуются транспортом, техникой, дальними странами. Если девочка соорудит из кубиков один дом, но зато со всеми деталями, важными для жизни, и непременно насели его жильцами, то мальчик, охотнее выстроит целый город со сложными транспортными коммуникациями, ограничившись весьма условным обозначением строений и предметов, и лишь в последнюю очередь задастся вопросом, нужны ли в нем жители.

Согласно многочисленным исследованиям девочки лучше справляются с типовыми заданиями, опираются на память, используют шаблоны. У мальчиков страдает исполнительская сторона деятельности, зато они лучше справляются с заданиями на сообразительность. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислении. Восприятие девочек более детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично. Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям.

У девочек лучше развит вербальный интеллект (связанный с речью), у мальчиков – зрительно- пространственный. Как правило, девочки начинают говорить раньше, их словарный запас богаче, чем у мальчиков того же возраста. После двух лет девочки, в среднем более охотно разговаривают с другими детьми, их речь правильная и сложная. Еще до начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. Это вербальное превосходство проявляется в различных формах. Так, девочки лучше решают задания , в которых требуется найти словарные аналогии, они лучше и быстрее понимают письменный текст. Более раннее речевое развитие девочек – общая закономерность, до подросткового возраста. Что позволяет им легче устанавливать контакты с другими детьми, осваивать разнообразные социальные роли, связанные с умением подчинятся и выполнять правила.

Утомление сказывается неодинаково на работе мозга детей разного пола. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями). А у девочек – правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).

В силу биологических и психофизиологических свойств девочки являются более комфорными и внушаемыми, чем мальчики. Мужской пол более сообразителен, находчив, изобретателен, чем женский. Женский пол более адаптируемый, чум мужской. Мальчики больше ориентированны на информацию, а девочки на отношение между людьми. Мальчики чаще задают вопросы ради получения конкретного ответа. А девочки ради установления контакта.

Девочки применяют одну и ту же практику при изучении совершенно разного материала. Кроме того, девочки больше опираются на механическое запоминание. Получают высокие баллы и благополучно забывают заученное. Традиционное академическое образование более подходит для девочек, чем для мальчиков, поэтому девочки обучаются успешнее. В этой связи правополушарные мальчики наиболее подвержены школьным неврозам.

Девочки часто покладисты, спокойны, послушнее следуют заданным родителями и воспитателями сценариям. Это способствует тому, что в младших классах девочки, как правило, бывают лучшими ученицами. Однако среди мальчиков больше случаев одаренности.

Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации, вызывающей эмоции, резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Мозг девочек как бы готовится к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, что бы в любую секунду отреагировать на воздействие, пришедшее с любой стороны. Мужчины же обычно быстро снимают эмоциональное напряжение и вместо переживаний переключаются на продуктивную деятельность.

Разумеется, природная нервно- психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от индивидуальных, а не от половых различий.

В следующей статье мы поговорим о воспитании мальчиков и девочек….

Автор: Татьяна Тарасенко