Разделы
Счетчики
Слоговый состав слова - обучение слоговому анализу
Ярош Татьяна Александровна
Звучащее слово – это не только набор отдельных звуков, но и слоговый комплекс. Звуки входят в состав слогов, из которых образуются слова.
Слоговый анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Слог выступает в качестве единицы чтения и письма. Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо разделить слово на слоги.
Один слог в слове обязательно ударный. Вычленение ударного слога - необходимый этап в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста. Умение слышать ударный слог необходимо при обучении чтению и письму, а также для правописания безударных гласных. Слышание ударного слога необходимо детям и правильного понимания тех слов, которые различаются только ударением (замо́к – за́мок, хлопо́к – хло́пок, полки́ – по́лки и т.д.)
Ребенок 6 лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в определенной последовательности. Также он должен понимать, что один из них произносится немного более протяжно и громко – это ударный слог. На первых порах нужно ограничиться слоговым анализом слов только с открытыми слогами (лу-на, ры-ба). Открытый слог – это сочетание первого согласного и второго гласного звуков.
Можно предложить ребенку позвать девочку Машу, которая «заблудилась в лесу»: «Ма-ша!» Обратить внимание, что слово делится на две части. Назвать отдельно первую часть слова, затем вторую. Предложить ребенку «позвать» других детей: Ди-ма, Ка-тя, Са-ша, Да-ша, Во-ва. Затем можно предложить ребенку поискать среди домашних предметов слова из двух частей: ваза, мыло, часы и другие.
Примерно также происходит знакомство со словами, состоящими из трех частей: ма-ши-на, до-ро-га, ко-ро-ва, ма-ли-на, во-ро-на.
После этого рассматриваются односложные слова. Можно научить ребенка изменять слова так, чтобы из одного слога получилось 2 или 3: лис, ли-са, ли-си-ца, кот, ко-ты, ко-ти-ки.
Для облегчения задания можно использовать графические схемы: -, - -, - - -, где каждая черточка обозначает слог.
Можно из более длинного слова образовать короткие: ко-те-но-чек, ко-те-нок, ко-тик, кот. Лучше, чтобы ребенок проводил пальчиком по черточкам графической схемы. Таким образом он проверяет количество частей в слове. Можно заготовить бумажные полоски, чтобы ребенок сам выкладывал схему слова.
Занятия по делению слов на слоги можно проводить также на прогулках. По заданию взрослого искать среди окружающих предметов слова из одного, двух, трех слогов и чертить их графическую схему на песке.
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из слогов обязательно произносится более протяжно. Взрослый умышленно усиливает голосом первый слог: ры́-ба, мо́-ре, Да́-ша, Ро́-ма, со́-ки и другое. Второй слог произносится более коротко, отрывисто.
Такая же работа проводится со словами, где ударный слог стоит на втором и третьем месте: зи-ма́, во-да́, ру-ка́, мо-ло-ко́, хо-ро-шо́, да-ле-ко́.
Игры и упражнения
1. «Зимние картинки»
Подобрать картинки на тему зимы и предложить ребенку найти слова из 2 слогов: зи-ма, сан-ки, лы-жи, шап-ка, сне-жок.
2. «Купи игрушки».
Приготовить мяч, куклу, лису, мишку, машину, собаку … и ребенок должен «купить» игрушки, в названиях которых есть 3 слога: ма-ши-на, со-ба-ка, са-мо-лет, кро-ко-дил.
3. «Найди вкусное слово».
Хлопнуть в ладоши, услышав слово из трех слогов: ваф-ли, ле-ден-цы, бул-ка, ка-лач, со-лом-ка, шо-ко-лад, хал-ва.
4. «Накорми животное»
Называть корм для животных, в названии которого 2 слога: тра-ва, се-но, мор-ковь, са-ло, мя-со, кос-ти. Указать, кто питается каким кормом.
5. «Одень куклу».
Дать имена куклам и определить количество слогов: Ле-на, Ка-тя, Та-ня, На-та-ша, Та-ма-ра. Рассмотреть кукольную одежду и подобрать для кукол с двусложными именами такую: кос-тюм, блу-за, брю-ки. А для кукол с именами из трех слогов: са-ра-фан, коф-точ-ка, кур-точ-ка.
6. «Отгадай слово».
Взрослый называет первый слог, а дети добавляют еще один-два, чтобы получилось слово и определяют, сколько слогов:
Са-… сало, сахар, сачок, сапоги, самокат.
Ра-… рама, радуга, ракета, работа.
Та-… Таня, тапки, тазик, тарелка.
Работа с картинками
Картинка – это важное наглядное средство, закрепляющее знание ребенка о звучащем слове.
1. Например, по картинке «Лиса» можно проводить такую работу с 6-летним ребенком:
- Кто это? Лиса.
- Как еще можно назвать? Лисица, лисичка, лисонька.
- Как называют лису в сказках? Лисичка – сестричка, Патрикеевна, плутовка, кума, кумушка.
- В каких из этих слов есть 2 слога, 3 слога?
2. «Зоопарк».
Картинки с изображением зверей разложить в два домика (нарисовать домики с 2 и 3 окнами). В домике с 2 окнами будут жить животные из 2 слогов и т.д.
3. «Малыши – зверята».
К картинкам с изображением животных и птиц подобрать картинки с детенышами: корова – теленок, лошадь – жеребенок, утка – утята, курица – цыплята и т.д. Ребенок называет картинки и делит эти слова на слоги, определяет ударный слог.
4. «Выбери картинку».
Предложить ребенку 7-8 картинок. Ребенок называет их, деля на слоги и отбирает для себя только те, в которых есть 3 слоги (лимон, ба-ра-бан, санки, со-ба-ка, стул, ма-ши-на и др.)
Логические упражнения
1. Вспомнить слова, которые оканчиваются на слог –ток: пла-ток, моло-ток, ка-ток.
На слог –сок: пе-сок, ле-сок, но-сок.
2. Вспомнить слова, которые начинаются на слог –ба: ба-нан, ба-ран, ба-тон, ба-бушка, ба-рабан.
3. Назвать слова, в которых нет звука –а: дом, стол, стул, пол, кресло, телефон, туфли и др.
4. Подобрать рифму: кот – рот, сало – мало, Маша – каша, печка – речка …
Чтобы выполнить такие задания, ребенок должен проделать активную мыслительную работу, правильно употреблять слова, отобрав из них наиболее точные.
Ребенок может также придумывать задание – загадки для взрослых. Взрослый просит ребенка описать предмет (слово из 2 слогов), не называя его. Ребенок говорит: «Это школьный предмет. Его носят в портфеле. Форма у него продолговатая. Название начинается на звук – р, а всего в слове 2 части». Взрослый отгадывает: ручка.
Такие игры можно разнообразить с учетом особенностей каждого ребенка. Научив сына или дочку делить слова на слоги, тем самым вы подготовить их к успешному овладению чтением и письмом.