Разделы
Счетчики
Звуковая сторона слова в речевом развитии ребёнка
Ярош Татьяна Александровна
Звучащая речь входит в жизнь ребёнка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать, общаться с малышом ещё до его появления на свет, и это очень важно для будущего психического благополучия малыша. Мозг маленького человека обладает врождённой повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного детства.
Общение малыша с матерью не проходит бесследно. Он активно откликается на голос мамы и других близких людей. В 1-2 месяца при появлении мамы, восприятии её голоса ребёнок радостно улыбается, перебирает ножками, издаёт гортанные звуки – гулит.
К 6ти месяцам под влиянием общения со взрослыми у ребёнка формируется лепет. Это своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух (различение звуков речи). Малыш учится координировать слух и собственное произнесение звуков (ба-ба-ба, да-да-да …). В лепете возникают комплексы звуков, похожие на слова: ма-ма, ба-ба, би-би. Но это ещё не слова. Слово должно что-то обозначать, должно быть наполнено смыслом. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни.
Понимание речи маленьким человеком опирается на понимание предметных отношений, знание о назначении предметов, а также на понимании мимики и жестов взрослого, интонации речи. Если малышу сказать самые приятные слова сердитым голосом, он заплачет.
К концу первого года жизни в речи ребёнка появляются первые упрощённые, специально созданные взрослыми для облегчения общения с малышом слова: ляля, биби, коко и пр. Малыш не сможет сразу произносить слова взрослой речи. На протяжении дошкольного детства он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства речи: темп, ритм, тембр, повышение и понижение голоса. Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении со взрослыми. Большое значение имеет целенаправленно организуемое взрослым ознакомление ребёнка со звуковой стороной слова: его звуковым и слоговым составом, ударением.
В процессе ознакомления с окружающим миром дети узнают, что каждый предмет обозначается названием (т.е. словом). Слово выступает перед ними, прежде всего со стороны смыслового значения. Но ребёнок ещё не осознаёт звуковой состав слова, потому что этот процесс довольно сложен. Одновременно нужно установить, какие именно звук слышны в слове, определить порядок следования звуков, их количество.
Необходимо дать ребёнку первоначальные представления о звучащем слове – единице языка, о его звуковой и слоговой структуре.
Ознакомление со звуковой стороной слова помогает осваивать правильное звукопроизношение. А также осознание звукового состава слова готовит ребёнка к усвоению грамоты, письменной речи. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, ребёнок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова.
Ознакомление с понятиями «слово» и «звук»
1. Игра «Подскажи словечко»:
Поскорее наливай мне в стакан горячий … чай
Михаил играл в футбол и забил в ворота … гол
Бегать быстро я могу, я по улице … бегу
У себя в саду Андрейка поливал цветы из… лейки
Эта игра становится более занимательной, если в ней принимает участие любимая игрушка ребёнка. Игрушка просит ребёнка подсказать недостающее слово.
2. Игра «Звук потерялся»
Читая слово, взрослый намеренно недоговаривает последний звук и просит ребёнка найти и добавить потерянный звук.
У меня пропал носок, утащил его щено…к
Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчё…л
Где обедал, воробей? В зоопарке у звере…й
Не будильник, а разбудит, запоёт – проснутся люди,
на головке гребешок, это Петя-петушо…к
3. Словарные упражнения
Назови по-разному одну и ту же игрушку (мишка, мишутка, медвежонок, зверь, косолапка)
Подбери много слов о том, что делает кошка (лакает, мяукает, царапается, играет, спит, мурлыкает), а также о том, что делают щенок, ветер, солнце и т.д.
Какими словами можно сказать, какое солнышко? (Ясное, жёлтое, яркое, горячее, весёлое, ласковое).
Как двигаются животные (бегают, прыгают, скачут, лазят), птицы (летают, парят, взлетают, подпрыгивают).
На что похож ежик? (на шарик, мячик, колобок, клубок, щётку)
4. «Подбери похожее слово»
Взрослый даёт ребёнку образец: жук-лук, и предлагает подобрать сходные по звучанию слова к таким: мак (рак), дом (ком, сом), ложка (ножка), зайка (майка, чайка) и т.д. Обратите внимание ребёнка на то, что эти слова похожи, но всё-таки отличаются одним звуком и выделите эти звуки голосом.
5. «Слово длинное и короткое»
Объясните малышу, что есть слова, в которых мало звуков, поэтому они произносятся быстро: ус, он, ах, уж, рак. Предложите ребёнку придумать такие слова.
В длинном слове много звуков и оно произносится дольше: Чебурашка, Буратино, экскаватор, видеомагнитофон.
6. «Слово тихое и звонкое»
Скажи погромче слово «гром» - грохочет слово словно гром.
Скажи потише «шесть мышат» - и сразу мыши зашуршат. (А. Барто)
Сравните с малышом звучание слов «гром, «грохочет» (звучит звонко) и «шесть», «шуршат», «мыши» (звучат тихо). Предложите ребёнку придумать звонкие и тихие слова.
7. «Какое слово задумано?»
Взрослый показывает малышу картинку и говорит: «Это …омашка». Ребёнок поправляет: «Ромашка», нажимая на звук «р». Взрослый удивляется: «Почему же у меня получилось …омашка?» Ребёнок должен понять, что взрослый пропускает звук «р». Эту игру можно повторить с другими картинками, начинающимися на разные звуки.
8. «Что же здесь не так?»
Взрослый читает стихи, намеренно пропуская отдельные звуки
Наша Таня, …ромко плачет, уронила в речку мячи…
Зайку …росила хозяйка, под дождё… остался …айка
Ребёнок должен услышать ошибку и попытаться определить, какого звука не хватает.
Ознакомление с понятием «Порядок звуков в слове»
Цель этих упражнений – показать ребёнку, что звуки в словах произносятся друг за другом в определённой последовательности.
1. Взрослый медленно произносит слово, растягивая все звуки: шшшаааррр. Ребёнок та же медленно проговаривает это слово и чувствует, как один звук сменяется другим. Ещё лучше это упражнение выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок видел, как меняется положение губ. языка, зубов при произнесении каждого следующего звука. Взрослый и ребёнок вместе делают вывод, что в слове звуки стоят строго по порядку, следуя друг за другом. Слова для закрепления: жук, сом, сыр, жара, фара, лак и т.д.
2.Какой первый звук в слове?
Предложите ребёнку покричать, как в лесу: «Ау!», потом уточнить, какой был первый звук, а какой второй. Придумать ещё слова, в которых первый звук будет «а»: Аня, азбука, Африка, аист, адрес и т.д. Такую же работу провести с остальными гласными звуками.
3.Придумай слово на заданный звук.
Цель – выделить согласный звук в начале слова. Взрослый предлагает ребенку вспомнить названия птиц, в которых первый звук «с» и сам называет первое слово: «ссссорока». Ребёнок продолжает: соловей, скворец, снегирь, сокол, синица и выделять протяжным произношением звук «с». Можно продолжить придумывать названия предметов на заданный звук, подбирая слова по группам: животные, одежда, овощи, продукты на звук «с».
4.Выделить согласный звук в конце слова.
Взрослый произносит слово, а малыш добавляет последний звук:
«т» - хала.., сала.., салю..
«к» - ма.., ра.., лу.., со..
«р» - ша.., кома.., база..
Ознакомление с понятием «Слоги»
Звуки в слове взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова. Один слог в слове обязательно ударный. Слоговый анализ – важная ступень ознакомления ребёнка со звуковой стороной слова Ребёнок 6ти лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в определённой последовательности, а один слог – ударный.
1. Прошагай слово.
Нужно произносить слово, одновременно шагая на каждый слог. Подбирать слова длинные и короткие – на один шаг, 2,3,4 шага.
2. Хлопай в ладоши
Нужно хлопками делить слова на части.
3. Купи вкусные продукты
из 2х частей: булка, калач, халва, вафли
из 3х частей: леденцы, конфеты, соломка, шоколад
4. Придумай имя кукле
Подбирайте вместе с ребёнком имена из двух слогов и из трёх.
5. Кто живёт в зоопарке
Вспомнить животных из 1,2,3 слогов
6. Позови слово
Это упражнение служит для отработки понятия «Ударение». Придумать любое слово и произнести его протяжным зовущим голосом: Ма`-ша, кош`-ка, во-ро`-на. Объясните ребёнку, что один слог слышится громче других – это ударный слог.
7. Задумать слова на заданный слог, например: ра – рак, рама, ракета, радио.
8. Добавить заданный слог, например: ла – жи…, бы…, да…, спа…, взя…
9. Разложить картинки на 3 части по количеству слогов в их названии: в одной части будут односложные картинки, во второй - двусложные и т.д.
10. Позвать игрушки и определить ударный слог в их названиях.
11. Назвать животное разными словами и определить количество слогов и ударение: кот-котик-котёнок-кошечка.
12. Подбросить кубик и посмотреть, сколько точек выпало. Придумать слово с таким количеством слогов.
13. Придумать слова с первым ударным слогом (са`нки), со вторым ударным (зима`) и т.д.
Используя эти несложные игровые задания, вы дадите ребёнку первоначальные сведения о звуковом и слоговом составе слова. Малыш будет хорошо подготовлен к освоению чтения и письма.