Разделы
Счетчики
Вопросы по навыкам самообслуживания
Ерко Марина
Как научить малыша завязывать шнурки?
В системе развития М. Монтессори есть интересное решение такого вопроса: на картон или досочку крепятся рядом шнурки на разных расстояниях. На таком «тренажёре» ребёнку удобнее будет тренироваться, он может класть или ставить его так, как ему будет удобно. Сначала покажите малышу, как завязывать узелок, а когда он освоит его, познакомьте с искусством вязать бантик. И помните: завязывать шнурки интересно!, а только потом нужно.
Такой же «тренажёр» поможет освоить застёгивание пуговиц, крючков, липучек, молнии и т.д.
Ребенку 4 года, отказывается сам одеваться. Как приучить одеваться самостоятельно?
Нужно найти причину отсутствия у четырёхлетнего ребёнка интереса к самообслуживанию. Может быть, вы не обратили внимания на первые проблески такого интереса в 1,5-2 года и не дали тогда возможности его развивать? А может ребёнку не хватает внимания и он использует беспомощность как способ получить внимание? А может он просто боится, что у него не получится? Или это сопротивление - нежелание идти куда-то? Постарайтесь определить причину и действовать исходя из неё.
Общие советы:
- одеваться интересно! Демонстрируйте это на собственном примере и когда помогаете одеться малышу.
- научитесь сначала раздеваться и складывать одежду в шкаф
- поговорите с ребёнком от имени одежды, пускай кофточка или штаны очень просят и хотят, чтобы их одел ребёнок сам! Ведь они его так любят и ценят!
- давай вместе: «Вот мамина футболка, вот твоя футболка. Сможем одеться одновременно?» и конечно, радуйтесь вместе всем, даже самым маленьким, успехам!
У нас проблема с уборкой игрушек. Ребёнок в лучшем случае нехотя убирает часть, в худшем просто отказывается и истерит. Как же выработать привычку?
Для начала нужно честно себе ответить на вопрос: а получаете ли вы удовольствие от уборки в доме? Делаете ли это систематически или когда «подопрёт»? Дело в том, что ребёнок формирует свои навыки сам, ориентируясь на наши поступки (образец) и наши эмоции и отношения (даже скрытые). Объясню, как это происходит. Допустим, мама не испытывает никакого желания собирать детские игрушки и чувствует раздражение оттого, что они разбросаны. Пока деть совсем мал, она собирает их кое-как или время от времени. А когда он подрастает, она ожидает, что он возьмёт на себя эту неприятную обязанность. Да и привычка сформируется полезная… Но он тоже не дурак брать на себя неприятные обязанности :-))) При чём, нужно понимать, что ребёнок-дошкольник не осознает своего (скопированного с родительского) отношения к уборке. Он просто «не хочет». А на самом деле он уже научился, точно так же как мама тихо ненавидеть этот процесс. И чем больше мы кричим и требуем, тем надёжнее нелюбовь.
Или, предположим, другая ситуация. Мама методично формирует «правильный образец» - убирает тщательно и систематически. При этом внутри себя она чувствует усталость и несправедливость того, что все тяготы этого дела лежат на ней. Она ждёт, что ребёнок разделит с ней уборку. Но он не спешит – никому неохота ввязываться в тягостные действа. Тем более, что мама и так всё делает.
В общем, если хотите чистоты, нужно в первую очередь самим научиться её создавать с радостью и заразить этим настроением ребёнка.
Предложу несколько пунктов для этого:
- найдите для себя особенную мотивацию для уборки.
Например, когда в квартире чисто, большинство людей чувствуют себя намного лучше физически, а также лучше настроение и чётче мысли. Или можно взять идею Фен-шуй: квартира – это инструмент по исполнению наших желаний. Чем легче по ней двигаться энергии, тем быстрее и чётче будут исполняться наши мечты. Найдите ту мысль, которая будет вдохновляющей лично для Вас. - поделитесь этой идеей с ребёнком.
Со всем имеющимся у вас воодушевлением и радостью расскажите понятными ему словами о том, что вы задумали. Но не навязывайте эту идею ему. Говорите только о себе: я хочу сделать так, чтобы… Для этого я буду делать … - приступайте. Ни на кого не рассчитывайте.
- постепенно втягивайте в эту игру ребёнка, не забывая об этапах освоения нового дела:
Наблюдаю
Помогаю
делаю вместе со взрослым
делаю по инструкции взрослого
делаю сам - искренне радуйтесь результатам: своим и ребёнка. Подкрепляйте эмоционально успехи и игнорируйте проколы.
Дополнительные советы:
оцените здраво количество игрушек (и вообще вещей) у вас дома. Не слишком ли их много?
От лишних нужно избавиться или хотя бы прятать в шкафы ту часть, которая сейчас не используется.
превращайте уборку в игру. Ребёнок может быть супер-роботом-уборщиком, работающим на яблочном топливе, или работящим муравьишкой, тянущим всё найденное в муравейник (коробку для игрушек).
Успехов!