Разделы
Счетчики
Такая удивительная память
Ярош Татьяна Александровна
Память – это способность запомнить, сохранить и в нужный момент восстановить то, что мы раньше видели, слышали, переживали. Благодаря памяти связывается прошлое и настоящее время. Память дана человеку с рождения, но совершенствовать ее можно всю жизнь.
Мозг, как фильтр, просеивает информацию и выбирает, что заложить на хранение. Все помнить невозможно, память сама регулирует нагрузку, освобождается для принятия новой информации. Старая информация переходит из активной памяти в пассивную, которую при необходимости можно активизировать. Это качество очень важно, когда нужно срочно вспомнить что-то давно забытое.
У разных людей лучше развиты разные виды памяти. Кто-то лучше запоминает то, что увидел (зрительная память), а кому-то легче вспомнить то, что он слышал (слуховая память). Лучше всего запоминается то, что нас интересует.
Также очень важна мотивация процесса запоминания. Например, студент перед экзаменом за несколько дней запоминает огромный объем информации. Водитель, как правило, удерживает в памяти расположение многих улиц, поворотов, объездов. У артистов балета прекрасно развита двигательная память, которая помогает легко повторить сложный рисунок танца. От состояния памяти во многом зависит процесс мышления.
Способность к запоминанию зависит от возраста. Совсем маленькие дети не очень хорошо умеют пользоваться своей памятью, а с возрастом это качество развивается. Дети постепенно учатся результативнее запоминать новую информацию, а потом находить ее в памяти. Память дошкольника особенно богата образами конкретных предметов, а также носит характер «фотографичности». Если взрослый, рассказывая сказку, немного отступает от прежнего текста, ребенок тут же поправляет, вспоминая нужные слова.
Дошкольный возраст – лучшее время для развития памяти. Именно в этом возрасте запоминание идет наиболее легко.
Новорожденный малыш узнает людей по запаху с первых дней жизни, потом различает голоса окружающих. Годовалый ребенок легко находит и приносит знакомые предметы по просьбе взрослого, в книжке показывает названные взрослым картинки.
В три годапамять еще непроизвольная, ребенок не может специально что-либо запоминать. Но в его памяти остается интересная, яркая, впечатляющая информация.
В 4-5 лет ребенок рассказывает о своем прошлом. Также он может абстрактно сравнивать предметы, не видя их перед собой. Легко запоминает стихи, тексты.
После 4 лет начинает формироваться произвольная память, и к 6-7 годамребенок уже может сам поставить себе задачу что-либо запомнить или вспомнить. Объем детской памяти во многом зависит от того, насколько развито внимание, речь, мышление. Поэтому развитие ребенка должно быть всесторонним.
Виды памяти.
В зависимости от того, как долго сохраняется информация, память можно разделить на кратковременную и долговременную.
Кратковременная память – это когда информация запоминается быстро, но и забывается также очень быстро.
Долговременная память может сохранять большой объем информации неограниченное время.
Также различают память произвольную и непроизвольную. Непроизвольная память – это когда запоминание и вспоминание происходят автоматически, без усилий со стороны человека. Произвольная – требует сосредоточенности на процессе запоминания, сохранения и воссоздания нужной информации.
У маленьких детей работает непроизвольная память, с возрастом начинает развиваться и произвольная. Память способна сохранить все: зрительные и слуховые образы, движения, вкус, запах, чувства. Поэтому ее делят на словесно-логическую, эмоциональную, образную, двигательную. Двигательная память проявляется очень рано, без нее малыш не смог бы научиться сидеть, ходить, бегать, умываться и т. д. В 4-6 лет работа двигательной памяти усложняется.
Дошкольник занимается спортом, танцами, играет на музыкальных инструментах. Для этого нужна тренировка под руководством взрослого, который показывает последовательность движений.
Образная память – это запоминание той информации, которая поступает от органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.
Словесно-логическая память – это способность запоминать слова. Она развивается вместе с развитием речи. Чтобы ребенок вспомнил нужные слова, взрослые спрашивают: «Кто это?», «Какого цвета?», «Как лает собака?» и т. д. В младшем дошкольном возрасте ребенок легко запоминает ритмизованные тексты: стихи, потешки, песенки.
Эмоциональная память – сохраняет впечатления от общения с людьми и окружающим миром. Если ребенка поцарапала кошка, он в дальнейшем остерегается ее.
Существуют особенности развития памяти у девочек и у мальчиков. У девочек быстрее развиваются функции левого полушария мозга, отвечающего за словесно-логическую память, рациональное мышление. У мальчиков быстрее развивается правое полушарие, которое отвечает за образную память. Поэтому у девочек лучше развит вербальный интеллект (связанный с речью), а у мальчиков – зрительно-пространственный.
Речь девочек, как правило, развивается раньше и навыками чтения они овладевают быстрее.
Возможности памяти у каждого человека свои. В среднем, взрослый может непосредственно запомнить 5-9 знаков (букв, цифр), расположенных не по порядку. Если же информация запоминается опосредованно, то есть осмысленно, эмоционально, то количество ее резко возрастает. Человек запоминает большие тексты, таблицы и так далее.
Нужно развивать память ребенка с самого рождения. Разговаривайте с малышом, рассказывайте стишки, потешки. Гимнастика и плавание развивают двигательную память. Под влиянием положительных эмоций, ярких впечатлений развивается эмоциональная память.
Ученые считают, что память у человека начинает развиваться, когда ему только 20 недель внутриутробного развития. После рождения очень скоро можно заметить, что малыш узнает маму. В возрасте 2 недель у младенца формируется единый образ голоса и лица мамы.
В 1-1,5 месяца у ребенка проявляется «комплекс оживления». Когда он узнает своих близких, малыш оживляется, машет ручками, улыбается, гулит. Именно память позволяет ему выделять знакомых людей.
В первом полугодии ребенок может узнавать предметы, а во втором полугодии – уже ищет глазами тот предмет или человека, о котором его спросили. У полутора годам формируется долгосрочная память, которая отвечает за длительное хранение информации. В 2 года ребенок уже может узнать знакомые предметы или людей даже через несколько месяцев.
Учите ребенка запоминать информацию осмысленно. Пусть ребенок учится выделять связи между предметами, сравнивать их. Важно, чтобы он научился объединять предметы по общим признакам.
Очень полезно для запоминания информации пользоваться картинками, схемами. Желательно делать опору при запоминании на все органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Улучшение памяти происходит также при развитии внимания, интеллекта, воображения. Лучше запоминать информацию помогают положительные эмоции, но они должны быть умеренными. Чрезмерные эмоции производят некоторый хаос в процессах мышления и памяти. Для укрепления памяти необходимо включать в меню человека рыбу, морепродукты, растительное масло, злаки, овощи, небольшое количество шоколада. Не нужно забывать об интеллектуальной нагрузке. Как мышцы тела нуждаются в движении, так и память улучшается, если ее тренировать.