Счетчики







Где учиться непоседе?

Симпатичного, светловолосого мальчишку с хитрющими серыми глазами, зовут Андрей, а смуглого и черноглазого – Дима. Они живут в разных городах, у них разные родители, разные интересы и привычки. А роднит их одно: к 8 годам «на счету» каждого из них – несколько детских садов и три-четыре школы. И диагноз — СДВГ.

Чуть ли не в каждом классе есть один-два непоседливых шаловливых ребенка, от которых у учителей кружится голова. При этом в большинстве своем они развитые, умные и одаренные дети. «Пик трудностей» в их жизни обычно совпадает с началом школьного обучения, когда преподаватели требуют от этих детей того, что является их самым «слабым местом» — умения контролировать себя, спокойно сидеть на уроках, чувство долга. Школы стараются избавиться от таких ребят, намекая истерзанным мамам, что «ребенок неуправляем» и «необучаем», а если те не спешат забирать сына или дочь, подключают тяжелую артиллерию: директора, завуча, психолога. Они долго и старательно разъясняют, как тяжело им с таким ребенком, как важно, чтобы он учился в частной или специальной школе, а возможно – по индивидуальной системе.

Избалованность или синдром?
«Уж лучше бы он был инвалидом — тогда бы было видно, что ребенок болен, и хоть кто-то бы посочувствовал» — произнесла мама Андрея в порыве отчаяния.

За восемь лет своего родительского стажа она все еще никак не может привыкнуть к тому, что сердобольные бабушки на каждом шагу пытаются давать ей советы как «правильно» воспитывать сына, а чужие дяди предлагают «выдрать ремнем» этого «невыносимого ребенка».

И действительно, в общественных местах практически с младенческого возраста такой ребенок сразу привлекает к себе внимание окружающих, потому что пытается все потрогать руками, везде залезть, все схватить, и практически не реагирует на запреты родителей и замечания посторонних. Андрей, как и большинство «гиперят» вмешивается в разговоры взрослых, редко употребляя местоимение «вы», увлекшись, может забыть попросить разрешения у хозяина взять чужую вещь, а через пять минут стояния в очереди начинает бегать по магазину, натыкаясь на окружающих. Он слишком бурно реагирует на внешние раздражители и часто ведет себя непредсказуемо. При этом Андрюша — веселый, открытый, доверчивый и абсолютно беззлобный ребенок. Он очень эрудирован, великолепно считает, но ужасно пишет. Он научился читать быстро и хорошо, но когда видит перед собой текст длиной в пару страниц, начинает паниковать и сопротивляться выполнять это «слишком сложное» задание.

Такие дети, как Андрей, не могут слушать даже самую интересную книжку, не крутя что-нибудь в руках и не пританцовывая. Они спят меньше других детей, и чаще просыпаются ночью.
В двигательной сфере у них нередко обнаруживаются нарушения координации, а развитие мелкой моторики и выработка навыков существенно «запаздывают». Им сложнее научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
«Гиперенок» способен потерять тетрадку в собственном портфеле, «не узнать в лицо» свою спортивную форму и забыть в маршрутке портфель. Ему тяжело сосредоточиться, и поэтому он старается избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Его психика более уязвима к стрессам и плохо выносит нагрузки.
Кроме того, эти дети как зимние яблоки — «созревают» поздно, значительно дольше своих сверстников проявляя детскую непосредственность и эмоциональность. Они нетерпеливы, неспособны планировать больше, чем на 20 минут вперед, бурно реагируют на любые запреты.
Многие взрослые считают такое поведение «простой» невоспитанностью. И только мамам гиперактивных детей известно, сколько усилий приходиться прикладывать, чтобы хоть как-то привести нрав их детей в соответствие с требованиями общества. Так что же это и в чем кроется причина подобных проблем?

Проблемные зоны
Учителя с тридцати-сорокалетним стажем считают, что такие дети были всегда. Любители мистики утверждают, что это новое поколение «Детей Индиго». Саентологи уверяют что СДВГ «придумали» врачи, чтобы зарабатывать деньги на медикаментозном лечении. Психиатры и невропатологи говорят о том, что такое поведение — признак легкого неврологического расстройства (или минимальной мозговой дисфункции — ММД), которое не обнаруживается при стандартном неврологическом исследовании, но «обеспечивает» проблемы в поведении и обучении.

Примерно с конца 70-х — начала 80-х годов его стали активно изучать, искать причины, предлагать способы лечения и, ориентируясь на основные проявления, назвали «синдром дефицита внимания и гиперактивности».
Существует много мнений о причинах возникновения подобного отклонения в развитии у детей. Новомодные теории связывают проявления СДВГ с повреждениями шейных позвонков при родовой травме, засилием телевидения, наличием в рационе у детей «красителей», которые якобы влияют «на психику» и даже наличием проблем с вестибулярным аппаратом. Однако большинство серьезных специалистов склоняются к мультифакторному объяснению причин проявления СДВГ, считая, что синдром развивается вследствие неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития ребенка, при наличии наследственной, генетически обусловленной предрасположенности. Не исключают и социально-психологические воздействия (тяжелый микроклимат в семье, алкоголизм родителей, издержки воспитания). И хотя неблагоприятные социальные и психологические условия не являются прямой причиной СДВГ, они могут усилить его проявления.

Медики, педагоги и психологи отмечают, что количество таких детей растет с каждым годом. Иногда это связывают с успехами традиционной медицины, которая «научилась» отхаживать детей из «группы риска» — рождающихся недоношенными или имеющих отклонения в развитии вследствие гипоксии или родовых травм. Некоторые специалисты связывают увеличение детей, имеющих легкие неврологические нарушения, с неблагоприятной экологической обстановкой и стрессами, которым подвергаются женщины во время беременности и воспитания ребенка.

Школа ужасов
В чем же причина поистине катастрофической «несовместимости» школы и детей, чей интеллект на фоне несоответствующей возрасту сверхподвижности и инфантильности нередко поражает непредвзятых взрослых?

Проблемы детей с СДВГ состоят скорее в том, что они неусидчивы и нетерпеливы, а свои эмоции, если и способны сдерживать, то с огромным трудом. Для них не существует слово «надо». Им практически не удается более 5–10 минут удерживать свое внимание на вещах, которые им неинтересны. При этом, они могут часами заниматься тем, что для них значимо. И эти интересы могут поражать взрослых своей неординарностью. Например, Дима почти все знает о геологическом строении земли, а Андрей — легко заткнет за пояс опытного автомеханика.

В чем же они виноваты перед школой? Исключительно в том, что требуют больше внимания, так как сами невнимательны, и больше терпения, потому что находятся в постоянном движении. Они много разговаривают и отвлекаются. Неподвижно сидеть на занятиях и усердно писать или считать – для них непосильная задача. Когда становиться скучно они начинают вертеться и мешают «проводить урок», что вызывает закономерное раздражение учителей и одноклассников.

Любые попытки жестко и непреклонно пресечь эту активность оказываются бессмысленными. Излишняя строгость и требовательность вызывают у детей ответную агрессию и раздражительность, что приводит к новым, куда более серьезным проблемам. Ведь привыкая постоянно быть «плохим», маленькие разбойники зарабатывают комплекс неполноценности. И это необходимо учитывать, чего в 90% случаев не способна сделать наша школа с ее тоталитарным подходом к воспитанию и обучению. И, к сожалению, я не знаю родителей, которым бы не довелось столкнуться с предвзятым отношением к гиперактивному ребенку. Да и сами они частенько добавляют масла в огонь, поддаваясь мнению окружающих о невоспитанности их чада, считая эти проявления своими собственными ошибками в воспитании. Однако, специалисты знают — «плохое поведение» обусловлено объективными причинами. Они просто не могут иначе.

Но ведь никому не придет в голову ругать слабовидящего ребенка за то, что он не может рассмотреть надпись на доске, а ребенка с плохим слухом — за то, что он не расслышал вопроса? Однако, в большинстве случаев дети с СДВГ являются заложниками собственных физиологических проблем.

Уроки «выживания»
Родители гиперактивных детишек, утверждают, что истории исключения их детей из самых разных школ похожи, как будто их размножали под копирку. Вначале, им сочувственно, но очень настойчиво рекомендуют сходить к психоневрологу и непременно рассказать о шалостях на уроках и переменах. Когда обследование сделано и «диагноз» установлен — администрация школы, при малейших проступках ребенка и нередко — под предлогом увольнения по собственному желанию учителя, предлагает родителям других детей писать жалобы. А когда такая коллекция собрана — родителям «неудобного» ученика предъявляются все эти письменные свидетельства со словами «мы делали все возможное, но в связи с таким количеством жалоб вашему ребенку не место в массовой школе». Многие родители, не выдержав прессинга, вынуждены переводить детей на индивидуальное обучение либо пытаться искать школу, где их бы приняли и помогли.

Разумеется, подобные ситуации только усугубляют проблемы, ведь нервозная обстановка, создающаяся вокруг ребенка, «раздувание» скандалов при его малейших проступках не способствует его адаптации и желанию учиться. Однако, учитывая нормальный интеллект таких детей, хорошие способности и лишь незначительные неврологические проблемы, психологи и невропатологи в один голос утверждают — эти дети, должны учиться в обычных школах. Они нуждаются в том, чтобы к ним относились также как ко всем остальным, только чуть мягче и терпеливее.

Но, к сожалению, общество, для которого милосердие давно уже стало средством рекламы или способом заработать, и система образования «изгоняют» неудобных детей. При этом неважно как, и в какой степени выражены эти проблемы — в умственном, физическом ли развитии, или, как в описываемых случаях — в поведении. И как оказывается на практике чем «минимальнее» проявления этих нарушений, тем сложнее родителям найти понимание и возможность решения этих проблем. Они могут (и должны!) требовать поддержки и понимания со стороны тех, кто профессионально занимается обучением и воспитанием.

Правила поведения
Многие специалисты сходятся во мнении, что даже без специальной коррекционной работы, приблизительно после 12 лет, примерно у половины детей все основные симптомы СДВГ сглаживаются настолько, что остаются практически незаметными. Вторая половина – может сохранить свой «взрывной» характер, импульсивность и снижение волевых качеств, попадая в группу риска по употреблению алкоголя и наркотиков. Именно эта часть детей в большей степени ощущала свои недостатки и страдала от неприятия и в семье и в школе. Поэтому СДВГ нужно «просто пережить», но пережить деятельно, не пряча голову в песок, а корректируя, развивая, защищая, любя ребенка. Ведь впоследствии, когда симптомы «уходят», остается страдающий подросток, неуверенный в себе с заниженной самооценкой и невротическими реакциями. И эти «вторичные» психические образования, гораздо опаснее тех, что были причиной их появления.

Поэтому и учителям и родителям стоит обратить внимание на то, чтобы не перегружать и без того ослабленную нервную систему ребенка. А также учитывать и некоторые другие их особенности:
• реакция на переутомление у таких детей может показаться парадоксальной, но устав, они кажутся еще более активными и возбужденными, и долго не могут успокоиться;
• синдром дефицита внимания не ограничивается проблемой внимания, и нередко сопровождается различными трудностями обучения и общения, резкими перепадами настроения;
• несмотря на стремительность, гиперактивные дети с трудом переключаются с одного занятия на другое. Поэтому если какое-то увлекательное дело нужно завершить к определенному времени – лучше предупредить об этом ребенка заранее, а иногда даже поставить будильник;
• дети с СДВГ не в состоянии запомнить длительную словесную инструкцию с одного раза. В связи с этим следует спокойно относиться к тому, что некоторые вещи придется повторить несколько раз;
• не стоит бороться с излишней двигательной активностью ребенка. Гораздо лучше направить ее «мирное русло» подобрав спортивную секцию по душе. Существует предположение, что с помощью двигательной стимуляции организму удается «скомпенсировать» и развить незрелые структуры мозга;
• объемные задания лучше разбивать на части, так как они зачастую перегружают ребенка, и он отступает перед ними с чувством того, что «я никогда не смогу это сделать». Делая все «по частям», легко можно решить эту проблему;
• нередко дети с СДВГ хуже разбираются в языке жестов, интонациях и прочих «социальных намеках». И тогда их нужно учить тому, что обычно приходит «само собой». Можно тренировать и способность прогнозировать свои поступки при помощи различных историй и описания социальных ситуаций;
• «гиперят» нужно учить разбираться и анализировать собственные эмоции, так как подобное умение — основа социального интеллекта. Понимая прежде всего себя, человек способен понять других людей;
• «потолок» возможностей гиперактивного ребенка может быть значительно ниже, чем у других детей того же возраста. Об этом нужно помнить, когда возникает искушение «надавить», так как кажется, что ребенок может «постараться и сделать» что-либо, но просто не хочет;
• с такими детьми необходимо общаться максимально спокойно, так как, будучи особо чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, они «заражаются» как положительными, так и отрицательными эмоциями.

Но самое главное помнить — эти дети сталкиваются с таким количеством проблем и неудач, что им жизненно необходима похвала. Они очень нуждаются в понимании и любви. Причем такой, когда любят не только за хорошее поведение и аккуратность, а за то, что они есть!

Пусть им не суждено стать спокойными и послушными, но если мы, взрослые, будем хоть немного терпеливее, они вырастут добрыми, умными и счастливыми людьми.

Наталья НАУМЕНКО

Журнал "Мир семьи"ноябрь 2007 года