Счетчики







Дисграфия: Алиса в Зазеркалье

“Сыну 6,5 лет, на следующий год идет в школу. Вчера меня вызвала логопед и сказала, что у мальчика дисграфия, все буквы и цифры он пишет зеркально, поэтому у него в 1-м классе будут проблемы”.

В 5–6 лет многие дети пишут буквы зеркально, и это совершенно естественный этап развития. Навык письма еще не сформирован – как тут можно говорить о каких-то нарушениях?
Письмо – это же не только движение пальцев, а очень сложная, многоуровневая работа. Ребенок должен понять, как пишется буква, как она расположена на строке, как ему вести руку, где остановиться… Так что судить, есть у ребенка дисграфия или нет, раньше 3–4-го класса мы не можем. Я бы вообще не рискнула говорить о дисграфии как о диагнозе, когда трудности письма не связаны с поражением нервной системы и другими болезнями. Чаще всего плохой почерк и ошибки при письме – пропуски букв, недописанные или перевернутые зеркально буквы – это результат неправильного обучения, а не патология. Если же есть неврологические проблемы, то диагноз “дисграфия” должен ставить врач, а не логопед, не учитель и не школьный психолог.

“В классе 30 первоклассников, всех учат одинаково. Почему же у моего каракули, которые не разберешь, а остальные ребятишки пишут красиво?”

Больше чем у половины детей есть трудности с обучением чтению и письму. Причины разные. Кто-то еще не умеет координировать движения руки. Это ни хорошо, ни плохо – просто индивидуальная особенность. Среди первоклассников таких примерно треть.
У кого-то с моторикой все в порядке, но почерк плохой, потому что ребенок не может сконцентрироваться ни на минуту. Это типично для гиперактивных детей.
У трети учеников еще не развито пространственно-зрительное восприятие (окончательно сформируется оно примерно к 10 годам). Они с трудом запоминают очертания букв – соответственно, им сложнее изобразить их на бумаге. Теперь представьте, что с такими детьми мы будем выучивать несколько букв за урок. Результат предсказуем – ухудшение почерка и ошибки при письме.

Исследования физиологов показывают, что в начале обучения ребенок может непрерывно писать только 3 минуты. Дольше – он утомляется. Но это часто не учитывают ни учителя, ни родители. Глядя, как первоклашка делает уроки, они обычно журят его: “Вот первую строчку написал хорошо, а дальше не старался!” А ребенок просто устал. Методика обучения письму, которая применяется сейчас в школе, во многом не соответствует физиологическим особенностям шестилеток – она слишком интенсивна. За два месяца они должны научиться писать все буквы. Вот именно “гонка обучения” чаще всего и приводит к дисграфии.

“Можно ли рассчитывать, что с возрастом дисграфия пройдет сама собой?”

Увы, почерк в любом случае вряд ли будет хорошим. Если навык письма сформировался неправильно, вместо букв закрепились каракули, почерк исправить трудно. После 12 лет ребенок может научиться не делать ошибок при письме, но и для этого потребуется тяжелый осознанный труд.

“Кого сейчас интересует почерк? Все печатают на компьютере…”

Грамотность напрямую связана с техникой письма. Выводя слова, ребенок отслеживает каждую букву, проговаривает ее, делает звукобуквенный анализ. Если мы его торопим, процесс нарушается – и появляются ошибки. И потом, нечитабельный текст всегда неграмотен. Ребенок должен понимать, какую букву он написал.

“Что же делать с дисграфией после 10 лет? Как научить ребенка писать грамотно?”

Попробуйте учить родной язык как иностранный. Взять тетради ребенка за год, выписать на карточки все слова, которые он писал неправильно, маркером подчеркнуть ошибки. На обратной стороне написать правило и проверочные слова, если они есть, и поставить карточки в ящичек.

Каждый день надо прорабатывать три карточки. Три раза произнести слово с хорошей артикуляцией, три раза его написать, повторить правило, согласно которому пишется это слово. Отработали карточку – переложили в другой ящичек под названием “Пишу правильно”. Способ, может, и механистический, но, как показал опыт, эффективный.

“Не родители определяют, как учить ребенка писать, а учитель. Как подготовить ребенка к школьным нагрузкам?”

Сначала покажите малышу, как правильно сидеть, класть тетрадь, держать ручку. Пока эти навыки не закрепятся, не спешите идти дальше. Пробуйте чертить ровные прямые линии разной длины, горизонтальные, вертикальные. Это сложное задание, но ведь при письме приходится делать то же самое, только в ограниченной строке, а это еще сложнее. Следующий шаг – научиться чертить параллельные линии. Потом рисовать круги и овалы. И только после этого можно сокращать высоту линий и делать круги и овалы мельче. Учите ребенка видеть строку, середину строки, правую и левую части листа, верх и низ. Пишите линии в широкой 20-миллиметровой строке. И только потом переходите к печатным буквам. Используйте специальные тетради: “Учимся писать буквы” (М.: Ювента), “Азбука письма” (М.: Дрофа).

Мозг малыша пластичен. А дефицит зрительной памяти и недостаток зрительно-моторной координации можно компенсировать при обдуманном подходе.

Журнал «Здоровье», октябрь 2007