Счетчики







Первый раз в пятый класс

автор
Светлана ЛИВИНСКАЯ,
психолог специализированной школы №124 г. Киева

Начальная школа позади, впереди — новая ступень, пятый класс! Что принесет он вашему ребенку? Комфортно ли будет ему в новой обстановке, с новыми учителями? Каких изменений ожидать в поведении и учебе при переходе чада в среднюю школу?

Кто такой пятиклассник

Переход из начальных классов в средние — процесс непростой как с физиологической, так и с психологической точки зрения. Дети вступают в сложный возраст, который называется переходным, непростой и противоречивый период. В начале отрочества (ранний подростковый возраст, 10—11 лет) с психикой ребенка происходят важные изменения: растет интерес к общению со сверстниками, появляется стремление утвердить в кругу друзей свою самостоятельность, независимость, личностную значимость. Все это способно «перевесить» интерес к учебе и рутинному труду.

В это время формируются собственные моральные установки. Так, жизненные явления постепенно перестают восприниматься в двух цветах, как белые или черные. Это период внутренних конфликтов, поиска себя. Парадоксальная ситуация! Ваш пятиклассник по интеллекту и амбициям уже подросток, а по эмоциональным качествам и социальному поведению — все еще ребенок… Он стремится к познанию окружающего мира, интересуется всем новым, хочет отстаивать свои права и независимость, противопоставляя себя старшим, но при этом по-детски рассчитывает на помощь, поддержку, защиту (и даже некоторый контроль) со стороны взрослых, хоть и не готов в этом признаться.

Школьная жизнь: середина

Переход в средние классы образно можно сравнить с переходом на совершенно новую работу или с освоением новых видов деятельности. Еще недавно, в начальной школе, дети были самыми старшими, и вот, спустя каких-то три месяца, оказались самыми младшими в средней школе… Непросто снова ощущать себя несмышленышами, учиться всему заново.

Появилось много новых предметов, которые уже не столь «наглядны», как в начальных классах, и требуют развития абстрактного мышления. Сейчас важно с самого начала объявить «бой» даже незначительным «белым пятнам», пробелам в усвоенном. Всем известно, что недоученное подобно снежному кому, который, нарастая, приводит к полному непониманию предмета, появлению негативного отношения к нему («Терпеть не могу историю!»), ухудшению отношений с учителем.

Все эти «новшества» создают нагрузку на психику пятиклассника, которая и без того проходит в это время непростой период развития.

Учительский «калейдоскоп»

Центральная фигура для ученика младших классов — классный руководитель. Первая учительница воспринимается малышом как вторая мама, за 3-4 года он во всем ориентируется на нее, привыкает к определенному стилю общения, единым требованиям. В пятом классе ребенку придется ежедневно иметь дело с 4-5 разными педагогами, которые будут по-разному вести себя, оценивать, будут предъявлять другие требования. Как тут не растеряться, когда один учитель просит завести общую тетрадь, а другой — несколько тонких; один не придает большого значения аккуратности записей, а другой снижает балл за плохой почерк; один требует высказывать собственные мысли, а другой — заучивать материал строго по учебнику.

Дети с сильной нервной системой легко привыкают к такому «калейдоскопу». Чего не скажешь о медлительных, впечатлительных пятиклассниках. Они могут не воспринимать объяснения, которые подаются не в привычной для них манере, на незнакомые интонации и противоречивые требования реагировать либо заторможено, либо эмоционально «взрываться». Настроение ребенка ухудшается, качество усвоения материала страдает, отношения с окружающими портятся. «В начальной школе мы с сыном (или дочкой) проблем не знали. Неплохо учился, в школу шел с удовольствием. Любил и уважал учительницу, только и слышно было: «А вот Ольга Петровна нам говорила…» Прошла только первая четверть пятого класса, а ребенка как подменили. Оценки плохие, дисциплина ужасная, уже и в школу нас вызывали. Что происходит?» — недоумевают родители.

Попытка номер пять

В десять лет ребенок способен понять, что школу можно рассматривать как модель общества в миниатюре, и на этой модели можно научиться строить отношения с совершенно разными людьми. Помогите сыну или дочери посмотреть на переход в среднюю школу как шанс заново, «с чистого листа» начать школьную жизнь и наладить хорошие отношения с учителями. Чтобы повысить мотивацию к учебе, объясните, что возможность обучаться у нескольких учителей-предметников с разными требованиями, разными характерами и разным стилем преподавания является внешним показателем их взросления. Учите сына или дочь строить отношения с разными людьми. Но не допускайте распространенной ошибки родителей пятиклассников: не требуйте от ученика стабильных, одинаковых результатов по всем предметам. Если раньше, в первые три-четыре школьных года, для этого достаточно было усидчивости, то теперь начинают проявляться врожденные способности. Нельзя быть одинаково успешным во всем, быть в хороших отношениях со всеми окружающими.

Объясните ребенку, что кабинетная система — это большое преимущество, поскольку в определенных классах сосредоточены тематические пособия, материалы и технические средства. Да, необходимость быстро собрать свои вещи, перейти в другой класс (часто в противоположном конце школы) и подготовиться к следующему уроку может вызывать у новоиспеченных пятиклассников большие трудности. Все это требует от них организованности и… участия родителей.

Ложная самостоятельность

В младшей школе дети после уроков находятся в группе продленного дня, а во многих семьях за ними присматривают няни. Почему-то считается, что с переходом в среднюю школу самостоятельность мальчика или девочки резко возрастает. Обычно именно с пятого класса детям позволяют самостоятельно возвращаться из школы после уроков. Но воля и дисциплинированность развиты недостаточно и, до вечера предоставленный сам себе, пятиклассник не в состоянии рационально спланировать время: подготовка домашних заданий зачастую откладывается к возвращению с работы родителей. Кроме того, страдает рацион: обычно в течение дня школьник питается одними бутербродами. Родителям лучше дать возможность своему пятикласснику «дозреть» до самостоятельности, а не нагружать преждевременной ответственностью во время, и без того для него непростое.

Правила для родителей

Мы не можем изменить учителей (все они разные, у каждого свои подходы к детям и своя методика преподавания), не можем изменить требования школы, но мы можем пересмотреть свое отношение к ребенку. Помните, насколько вы были вовлечены в процесс учебы, когда ребенок ходил в первый класс? Вы помогали ему собирать портфель, подолгу беседовали с учительницей, активно интересовались каждым школьным днем… Вспомните те времена. Подобное участие необходимо и пятикласснику.

Постарайтесь в самом начале учебного года познакомиться и поговорить со всеми учителями. Поинтересуйтесь их основными требованиями. Так вам легче будет направлять действия сына или дочери.

Ненавязчиво помогите своему ученику сложить физкультурную форму, поинтересуйтесь, собран ли пенал, а также все необходимое для уроков «на завтра». Если вы работаете, а ребенок после уроков возвращается домой, не забывайте звонить ему, чтобы поинтересоваться: поел ли он, чем занимается, приступил ли к выполнению домашних заданий. Заранее составленный и красиво оформленный режим дня облегчит жизнь пятиклашке и вам.

Не корите ребенка за беспричинный плач, капризы, вспышки агрессии. Все это — защитные реакции психики.

Скорая помощь для настроения

В каждой школе проводится психологическая диагностика пятиклассников. Ее цель — определить, как проходит у детей процесс адаптации, то есть привыкания к новым условиям учебы. При этом используются несколько тестов и методик. В том числе методика «Неоконченное предложение». Дети должны закончить предложение («В школе я всегда…», «Будущее кажется мне…», «Больше всего я боюсь…», «Взрослые всегда…», «Я радуюсь, когда…»). Легче всего адаптируются к пятому классу мальчики и девочки, у которых благоприятные, хорошие отношения в семье. Предложения они заканчивают обычно так: «Взрослые всегда помогают или поддерживают. Моя мама думает, что я очень хорошая и умная девочка. Будущее кажется мне счастливым или хорошим. Радуюсь, когда вместе с родителями отдыхаю на море или даче. Моя цель — стать финансистом, дизайнером, музыкантом». У таких детей, как правило, адекватная самооценка и нет комплекса неполноценности. Они уверены в себе, хорошо учатся, у них устанавливаются хорошие взаимоотношения с одноклассниками.

Некоторые дети заканчивают предложения так: «Взрослые всегда ругают (или критикуют, или кричат, или не доверяют). Мама думает, что я плохой (или хулиган, лодырь, ничего не могу, маленький). Больше всего я боюсь папу. Я радуюсь, когда родителей нет дома (или никогда не радуюсь). Будущее кажется мне ужасным (или страшным)». Успеваемость у таких детей, как правило, низкая, есть проблемы с поведением (попробуйте высидеть 45 минут на уроке спокойно, если вы ничего не понимаете!).

Если переход в пятый класс сопровождается сменой школы, то к перечисленным трудностям прибавляются изменение налаженных отношений с одноклассниками, адаптация к новому коллективу. По возможности, постарайтесь не менять школу и класс одновременно. Стабильное окружение, знакомый детский коллектив послужат «якорями уверенности» и помогут ребенку легче и быстрее переориентироваться на требования средней школы.

Все в ваших руках,
Или
Практикум для пятиклассников и их родителей

Чтобы определить, какие отношения у вас с вашим ребенком, можете использовать методику «Внутренний мир». Пусть сын или дочка заполнит свою анкету, а вы — свою. Сравните результаты. Возможно, вы посмотрите на ваши отношения с ребенком другими глазами.

Анкета для ребенка

1. Много ли у тебя тайн, о которых ты никому не рассказываешь?
2. Как относятся к тебе твои родители: как к другу или как к собственности?
3. Назови свои любимые книги, журналы.
4. Какие песни и музыка нравятся тебе больше всего?
5. Назови свои любимые фильмы и мультфильмы.
6. Часто ли ты с родителями бываешь на природе?
7. Назови своих лучших друзей.
8. Как часто ты с родителями бываешь в театре, на концертах, в музеях, на выставках, в церкви?
9. На кого ты хочешь быть похожим?
10. Назови свои любимые компьютерные игры.
11. Что тебе необходимо для счастья?

Анкета для родителей

1. Есть ли у вашего ребенка тайны от вас?
2. Как вы относитесь к своему ребенку: как к другу или как к собственности?
3. Назовите любимые книги и журналы своего ребенка.
4. Назовите любимые фильмы и мультфильмы своего ребенка.
5. Как часто вы бываете с ребенком на природе?
6. Назовите лучших друзей своего ребенка.
7. Как часто вы с ребенком бываете в театре, на концертах, в музеях, на выставках, в церкви?
8. На кого хочет быть похожим ваш ребенок?
9. Назовите любимые компьютерные игры вашего ребенка.
10.Что, как вам кажется, необходимо вашему ребенку для счастья?

Журнал "Мир семьи", сентябрь