Разделы
Счетчики
Музыкальные задания для самых маленьких
Беляева Татьяна Юрьевна
Знаете ли Вы, что музыкальный слух развивается так же, как и речь? Регулярные занятия музыкой от рождения помогают малышам научиться различать звуки, повторять их, что в дальнейшем повлияет как на развитие музыкальных способностей, так и на развитие самой речи.
А знаете ли Вы, что самый приятный инструмент для малыша – это мамин голос? Когда малыш слушает мамино пение, его голосовые связки автоматически вибрируют, даже если он ещё не научился говорить!
Музыкой с малышом можно заниматься, даже не умея играть ни на одном инструменте. Лучший способ привить ребёнку любовь к музыке – это петь ему, петь вместе с ним и играть в музыкальные игры.
Вот идеи некоторых весёлых музыкальных игр, в которые можно играть дома.
Детки до полутора лет
Исследуем звуки
В нашем окружении есть много «звучащих» предметов, на которые мы редко обращаем внимание, но которые могут быть интересны для исследования нашим малышам.
Мы можем подготовить их и поиграть с малышами под любую музыку:
Запечатанные пакетики со специями – если их потрясти, они шуршат.
Рифлёные стаканчики или бутылки из-под воды – если потереть по складочкам пластика деревянной ложкой, получается глухой скрипящий квакающий звук.
Самодельные шейкеры. Если взять пластиковые контейнеры от Киндерсюрпризов и насыпать в них разные крупы – гречку, рис, манку, получатся весёлые музыкальные инструменты с разным звучанием – шуршащим, гремящим, шелестящим. Для безопасности заклейте контейнеры на стыке двух половинок скотчем.
Кастрюли, деревянные или пластиковые глубокие тарелки. Перевернув их вверх дном, мы можем играть на них, как на настоящих барабанах. Малыши в этом возрасте могут стучать ладошкой или кулачком по кастрюле. Покажите, как можно гладить поверхность кастрюли или царапать её. Если малыш захочет перевернуть кастрюлю и чем-то её наполнить, очень интересно будет бросать в кастрюлю грецкие орехи и слушать звук, который при этом возникает. Ещё один способ игры на кастрюле – опускать и поднимать крышку в такт музыке. И ещё один – бить по дну перевёрнутой кастрюли деревянной ложкой.
Играйте вместе с малышом всей семьёй, создав маленький шумовой оркестрик!
Исследуем пространство
Устройте «поездку» по квартире на коврике или старом полотенце! Для этого нужно постелить коврик на пол, положить на него малыша, и поднять одну сторону коврика за два конца так, чтобы малыш сидел спиной к Вам и опирался на поднятую часть коврика, как на спинку кресла. «Спинку» коврика нужно держать под углом 45 градусов. Включайте весёлую музыку, и катайте малыша по комнате. Цокайте при этом языком, как лошадка. Это упражнение можно выполнять также, став на четвереньки и положив малыша к себе на спину. Весёлой Вам поездки!
Изучаем темп
Как Вы знаете, музыкальные произведения могут исполняться в разных темпах – очень медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро.
Для малыша очень важно научиться управлять своим телом. Если малыш может управлять скоростью своих движений, значит, у него хорошо развит самоконтроль, который впоследствии поможет ему управлять своими эмоциями.
Самоконтроль – это приобретаемый навык, и музыка в этом может нам помочь.
Возьмите малыша на коленки и начните напевать ему Вашу любимую песенку, ритмично «подскакивая». Пропойте песенку в обычном темпе. Следующий куплет «проскачите» чуть быстрее. Между куплетами делайте паузу. Следующий куплет пропойте и «проскачите» на самой большой скорости. Понаблюдайте за реакцией малыша – скорее всего, он развеселится от необычного звучания привычной мелодии и от Вашей скороговорки.
Спойте песенку ещё два раза, постепенно замедляя скорость.
Это упражнение даёт понять малышу, что двигаться, петь и говорить можно с разной скоростью, и, что самое важное, этим процессом можно управлять.
Детки от полутора до трёх лет
Рисуем под музыку
Для этой игры Вам нужно подготовить:
Клеёнку (одноразовую скатерть), 3-4 одноразовые тарелки, гуашевые краски (если есть дома - пальчиковые), мочалочки для мытья посуды, штампики для печатей или, если нет – грибы, разрезанные вдоль пополам, опавшие листики, половинки орехов, бумага для рисования.
Разведите гуашь в одноразовых тарелках – в одной тарелке должен быть один цвет. Начинайте с «классических» цветов – красный, жёлтый, зелёный. Гуашь должна быть густой.
Разложите клеёнку на полу. На ней положите тарелочки с краской, мочалочки, бумагу. Включите музыку – лучше всего спокойную инструментальную. Начинайте вместе с ребёнком наносить мочалочкой краску на бумагу, создавая фон. Когда Вы нанесли фон, дайте краске высохнуть. После того, как фон высохнет, возьмите штампики (грибочки, листики, половинки орехов), окунайте в густую краску другого цвета и делайте отпечатки на фоне. Под музыку у Вас получится великолепная осенняя картина, наполненная не только красками и атрибутами осеннего леса, но и вашим весёлым настроением!
Найди меня!
Поиграйте с малышом в «музыкальные прятки»! Скажите ребёнку, что сейчас мама спрячется, а малыш будет её искать. Спрячьтесь в каком-нибудь месте в квартире и возьмите с собой музыкальный инструмент, например, самодельный шейкер. Подавайте звуковые сигналы шейкером, помогая малышу Вас найти по звуку.
Используйте в качестве звуковых подсказок ложки и тарелки, шелестящую бумагу, звоночки или звуковые игрушки. Используйте также свой голос, имитируя животных (кукареку, мяу, ко-ко-ко и т.д.) Когда малыш найдёт Вас, не забудьте улыбнуться и обнять его!
Поиграем в лягушек
Для того чтобы сделать лягушек для себя и для Вашего малыша, Вам понадобятся… 2 зелёных эластичных носочка и четыре большие пуговицы. Проденьте руку в носочек, большой палец поместите при этом туда, где располагается пятка. Сгибайте и разгибайте ладошку, имитируя при этом кваканье – и Ваша лягушка оживёт. Примерьте, где лучше всего поместить глаза – пуговицы, пришейте их (пуговица в диаметре должна быть 2-3 см), и лягушка готова. Прыгайте, прячьтесь, ловите мошек и, конечно, же, квакайте! Вспомните песенку про Кузнечика и Лягушку и инсценируйте её!
Вспомни зверюшек
В детских песенках из мультфильмов мы встречаемся с разными весёлыми животными: с Мишкой, со Слоником, с Улиткой, с Мамонтёнком, с Умкой, с Кузнечиком и с Лягушкой. Мы можем поиграть вместе с нашим ребёнком в игру на развитие памяти и внимания. Для этого нам нужно изготовить карточки, к примеру, 15х15 см, с изображением этих животных.
Сидя с малышом на полу, разложите последовательно карточки, называя каждое животное. После того как разложите, задавайте малышу вопросы: «Где лягушка? Покажи лягушку». Спрашивайте о карточках в том порядке, в котором они лежат. Убедитесь, что малыш узнаёт всех животных. Переверните карточки изображением вниз. Спросите теперь у малыша: «Где лягушка?» Не подсказывайте, подождите, пока малыш сам вспомнит.
Вы убедитесь, что у Вашего крохи отличная память! Открывая карточки, напевайте песенку, связанную с изображением – развивайте также и музыкальную память малыша!
Даже если Вы не считаете себя «певицей», в Вашем сердце всегда найдётся место для душевной песни. К счастью, уровень Вашего удовольствия при напевании той или иной мелодии намного важнее для Вашего малыша, чем уровень мастерства. Малыш обучается лучше всего тогда, когда он воспринимает материал эмоционально. Поэтому каждый раз, когда Вы с радостью поёте или музицируете с малышом, Вы помогаете ребёнку воспринять музыку как восхитительную часть его жизни.