Разделы
Счетчики
Раннее развитие ребенка с рождения
Вопрос:
Моему сыну сейчас два месяца. И, как каждой маме, мне кажется, что он самый красивый и самый умный. Но ведь многое он видит и воспринимает пока совсем не так как я. Как ему помочь быстрее и успешнее освоится со всем многообразием мира? Что нужно делать для развития слуха, зрения, осязания? Или что дано от природы, то и будет? Стоит ли специально заниматься развитием сенсорных способностей ребенка? Я сама думаю, что стоит, но аргументировано изложить это мужу не могу, да и как это делать правильно, не знаю.Ответ:
Сразу после рождения органы чувств у малыша развиты неравномерно. Самое острое из чувств – обоняние.Близких людей младенец узнает сначала по запаху, потом по голосу, и только потом по внешности. Лучше всего можно представить себе как видит мир ваш малыш, сидя в слабо освещенной комнате. Сначала вы едва различите контуры, потом цвета, причем контуры будут казаться отчетливее, если они будут контрастировать с фоном. Вы скорее начнете замечать движущиеся предметы по сравнению с неподвижными. Фокусировать взгляд легче всего на предмете, если он находится на расстоянии 20 – 25 см. Для малыша, лежащего у груди матери примерно на таком расстоянии находится ее лицо. Весь остальной мир первое время представляется ему нечетким, размытым. Но к четырем месяцам он уже умеет фокусировать взгляд и узнает лица близких людей. Примерно к 7 месяцам ребенок воспринимает зрительные образы примерно так же как взрослый.
Для того чтобы помочь развитию зрительного восприятия малыша, а, следовательно, развитию зрительной памяти, нужно тренировать его способность фокусировать взгляд на движущимся предмете и следить за ним. Но, если бы вы спросили малыша, какие предметы он предпочитает видеть, то он, наверняка, ответил бы, что лица. Все остальное – игрушки, мобили, это всего лишь заместители любимых образов, хотя и очень привлекательные.
Поэтому, наклоняясь над кроваткой малыша, улыбаясь, кивая, подмигивая, вы тем самым уже занимаетесь тренировкой и совершенствованием его зрительного аппарата. А если в это время вы еще и разговариваете с ним, прикасаетесь к нему, даете ему возможность прикоснуться к себе, то задействованным оказывается весь сенсорный аппарат восприятия.
Ребенок вообще воспринимает мир гораздо более объемно и полно, по сравнению со взрослыми, он как бы впитывает окружающий его мир, ничего не выбирая и не отвергая. Поэтому задача близких взрослых и проста и сложна одновременно.
Проста, потому что, по сути, ничего не нужно придумывать и изобретать специально для развития какой-то одной определенной способности, все, что можно было бы перечислить: подвешенные игрушки, мобили с колокольчиками, (или просто колышущиеся на ветру листочки), яркие картинки и пр. большинству родителей хорошо знакомо и без этого.
А сложна, потому, что для своевременного и гармоничного развития ребенка нужно быть очень внимательным к росту его возможностей и потребностей, нужно постоянно стимулировать его исследовательский интерес и в то же время не опережать его. Первый год жизни ребенка дает основу очень многому, и его важно не просто прожить рядом со своим малышом, а прожить вместе с ним, и, в то же время, не вместо него.
Лучший способ развития слухового восприятия это человеческая речь и негромкая музыка. Маленькие дети предпочитают высокие звуки низким, этот факт вы легко проверите, ориентируясь на мимику малыша. Но это не значит, что с ребенком нужно «сюсюкать». Ваша речь должна быть спокойна и интонационно богата. Хорошо если вы будете петь своему малышу и декламировать короткие стишки. И очень печально, если вы попытаетесь живое общение с малышом заменить постоянным звуком динамиков.
Сенсорные способности действительно у людей разные от природы, но у детей они всегда выше, поскольку они чаще ими пользуются. Так что тут задача стоит не столько в том, чтобы развить, сколько в том, чтобы не подавить. Ведь как естественно для взрослого сказать: «не трогай это руками», «не бери это в рот», «не тяни это к лицу», в то время как ребенком движет не желание что-то нарушить, а всего лишь желание все узнать.
Татьяна Орлова, психолог центра "Мир Гармонии"