Разделы
Счетчики
Почему я почемучка?
Почему червяк весь голый?
Почему воркует голубь?
Почему под краном булькает вода?
Почему ежи в колючках?
Почему я почемучка?
Почему мне не молчится никогда?
Н. Костарев
Ох уж эти маленькие почемучки! Какими только вопросами не изводят они мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, и даже воспитателей, учителей, случайных знакомых... Порой эти вопросы ставят в тупик, потому что ответа на них у нас нет или он слишком сложен для детского понимания.
Кто же они такие — маленькие почемучки-приставучки? Отчего задают вопросы? Как выжить родителям под шквалом детских «почему», «как» и «зачем»? И как правильно отвечать на детские вопросы?
Зачем?
Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает свое «я» всеми допустимыми (и не очень) способами, как не за горами новая эра развития малыша — возраст почемучек.
Начинается он у всех по-разному. У кого-то раньше, в 2-3 года, у кого-то ближе к 4-5 годам. На самом деле, это явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растет, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… Вот тут и начинается!
Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днем голубое, а ночью — черное? Куда солнышко спать ложится? Малыш, подобно слоненку из сказки Киплинга, хочет знать обо всем на свете. Даже о том, что ест за обедом крокодил. Помните?
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Р. Киплинг
Да, все эти «что» и «почему» — ни что иное, как способ познания мира. И он для малыша пока практически единственный. Это позже ребенок научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации для него — близкие люди, мама с папой. И такое высокое доверие нужно оправдывать!
Не стоит удивляться, если ребенок порой задает один и тот же вопрос несколько раз. Таким образом он пытается убедиться, что правильно вас понял, что с течением времени ответ на его вопрос остается прежним. А то вдруг сегодня эта собака называется боксером, а завтра как-то иначе? Малыш открывает для себя закон постоянства. А ответы на вопросы рождают новые вопросы. Ведь каждое знание расширяет границы мира, и в нем еще так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее средство развить детскую любознательность — это старательно отвечать на вопросы малыша. Ведь именно сейчас, в возрасте почемучек, закладывается любовь к знаниям, исследовательский интерес, а это — основа дальнейшего успешного школьного обучения.
Как уничтожить любознательность
Это проще простого! Пару раз не ответить на вопрос, отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…»). Пару раз посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что». Не получая ответы на вопросы, ребенок рано или поздно перестанет их задавать. Любознательность — норма для малыша. И если он задает вопросы, это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задает. И как бы не было вам тяжело, как бы не измучил вас маленький почемучка своими «что» да «как», наберитесь терпения и удовлетворяйте его любознательность.
Помните рассказ о мальчике Игоре В. Вересаева. Игорь изводил всех вопросом «почему?». Знакомый профессор посоветовал его родителям: «Когда надоест, отвечайте: «Потому что перпендикуляр!» Увидите, очень быстро отвыкнет».
Родители так и поступили:
- Почему?
- Потому что нельзя на стол лазить.
- Почему нельзя на стол лазить?
- Потому что ты ногами его пачкаешь.
- Почему ногами пачкаю?
Строго и веско:
- Потому что перпендикуляр!
Игорь замолчал. Широко открыл глаза.
- Пек...пер...куляр?
- П-е-р-п-е-н-д-и-к-у-л-я-р! Понял? Ступай!
Через несколько дней наступила непредвиденная реакция (хотя, на мой взгляд, вполне закономерная). На все трудные вопросы мальчик стал отвечать: «Потому что перпендикуляр!» Зачем искать ответы, докапываться до истины, если все можно упростить, сделав «перпендикулярным»?
Что же получается? Сначала детскую любознательность должным образом не удовлетворяют, а позже, в школе, напротив, начинают отвечать на вопросы, которых ребенок не задавал, вкладывать в него готовые знания. И дети перестают задавать вопросы. Совсем. Просто смысла в этом не видят…
Он взрослых изводил вопросом «почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?”
С. Маршак
Не потому ли возраст почемучек нередко заканчивается у наших малышей в начале школьного обучения? Не потому ли современных подростков мало что интересует? Ответы без вопросов губят любознательность. Вопрос и поиски ответа на него куда важнее самого ответа! Подумайте об этом…
Как отвечать на детские вопросы
По этому поводу мне сразу вспоминается очень старый и весьма мною любимый анекдот.
Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:
- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?
Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, чтобы крохе было понятно. Это не всегда легко, особенно если ребенок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка? Дети — существа удивительные, чтобы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребенком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребенок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. Мы забыли, что когда-то сами всего этого не знали. Если вам трудно что-то перевести со «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти еще можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой «переводить» даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребенок — человечек очень вдумчивый. Он очень многое способен понять и постичь.
Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все. Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребенок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: невозможно знать все, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли толку принесет это знание? А что если поинтересоваться: «Сам-то как думаешь?» Ребенок начнет выдвигать свои версии, возможно, весьма фантастические. А, может быть, и верные. Задача родителей — следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.
Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашел ответ!» Важно, чтобы ребенок осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!
Отвечать вопросом на вопрос можно и тогда, когда малыш «достает» вас бессмысленной болтовней. Хотя и здесь нужно разобраться. Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определенный смысл. Возможно, ребенок просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас «зацепить». Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. «Что ты делаешь?» — «Мою посуду». — «Зачем?» — «Чтобы была чистой». — «Зачем, чтобы была чистой?» — «Чтобы из нее было приятно есть». — «Зачем, чтобы было приятно есть?» Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: «А ты как думаешь?» Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с иронией. «Что ты делаешь?» — «Танцую!» — «Нет, мама, ты посуду моешь!» Вместе посмеялись — и никакого раздражения…
Очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой непросто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример. Маше 3 года 10 месяцев, она спрашивает на прогулке: «Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?» Что тут ответить? «Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа…» Но девочку ответ не устраивает, она говорит свой: «Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому у него ветки и растут!» Ребенок сам ответил на свой вопрос.
Вот еще один пример. Когда одному из моих племянников было 4 года, он пришел к маме с вопросом, где живет Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: «Да нет же! Она живет в гнезде!» Вот вам и детская логика. Действительно, где же еще жить птице, как не в гнезде? А чтобы лучше понимать, что именно хочет услышать ваш почемучка в ответ на свой вопрос, нужно внимательнее относиться к ребенку, больше общаться с ним, учитывать его особенности и непременно обращать внимание, как он реагирует на ваши ответы, что ему больше по душе.
Как научить малыша спрашивать
Умение задавать вопросы — это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами бестактными, бестолковыми и даже откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно формулировать вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но множество взрослых людей боятся переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было бы избежать. Такие люди вырастают из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому очень важно убедить малыша, что чего-то не знать — не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребенка может быть очень важным то, о чем он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает малыша.
Чтобы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где вопросы задаете вы, а ребенок на них отвечает. Затем поменяйтесь местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?» Ответы могут быть как серьезными, так и шуточными: «Носик нужен, чтобы дышать. Носик нужен, чтобы папа его целовал. Носик нужен, чтобы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в почемучку наоборот, задавая вопросы «цепочкой». «Зачем тебе велосипед?» — «Чтобы кататься». — «Зачем кататься?» — «Потому что мне нравится». — «Почему нравится?»
Предложите малышу поиграть в «интервью». Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии, например о вашей работе. Или о том, как вы были маленькой. Или о бабушке. И обязательно хвалите кроху за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!
Юлия КАСПАРОВА
Журнал "Мир семьи" апрель 2008 года