Разделы
Рекомендуем
• купить кухонный уголок со спальным местом . КУХОННЫЙ УГЛОВОЙ ДИВАН СО СПАЛЬНЫМ МЕСТОМ В СТЕЖКЕ, БОРОВИЧИ МЕБЕЛЬ Габариты: 2400(ш) х 700(в) х 1200(г) Высота сиденья 420 мм,Высота дивана 970 мм,Глубина сидения 420 мм,Глубина вместе со спинкой 700 мм. Механизм трансформации - дельфин. Материал - ЛДСП толщиной 16 мм. . . .
Счетчики
Мама, расскажи мне сказку!
Беляева Татьяна Юрьевна
Мама, расскажи мне сказку!
Сказка – это, прежде всего, общение. Невозможно представить себе детство без сказок, а сказку - без маминого голоса, без нежности, без любви. Сказкой можно убаюкать, сказкой можно ободрить, сказка может объяснить ребёнку, как устроен мир.
Сказки бывают разные.
Традиционная сказка
По традиции мама рассказывает ребёнку устную сказку. Ребёнок слушает, представляя себе героев, угадывая, что было дальше, задавая вопросы, переспрашивая, досказывая. Устная сказка – наилучшее средство для налаживания доверительных отношений, для успокоения, для развития памяти и воображения ребёнка.
Театрализованная сказка
Сказку можно инсценировать. Но не обязательно в театре. Мама, рассказывая сказку, может в лицах озвучить её, придать каждому герою или событию характерную окраску. Например, сказку «Курочка Ряба» можно приукрасить имитацией повадок героев, озвучиванием происходящих событий:
Жили-были дед (кхе-кхе) и баба (о-о-х – о-о-х)
И была у них Курочка Ряба (ко-ко-ко!)
Снесла как-то Курочка яичко
И не простое (ах!)
А золотое (ух ты!)
Дед (кхе-кхе) бил-бил (тук-тук-тук) – не разбил
Баба (о-о-х) била-била (тук-тук-тук) – не разбила
А мышка бежала (пи-пи-пи!)
Хвостиком махнула (щух!)
Яичко упало (бум!)
И разбилось (хрясь!)
Дед (кхе-кхе) плачет (у-у-у!)
Баба (о-о-х) плачет (ы-ы-ы!)
А Курочка куд-кудахчет (ко-ко-ко!)
«Не плачь, дед (у-у-у! Кхе-кхе),
Не плачь, баба (ы-ы-ы! О-о-х),
Я снесу вам новое яичко,
И не золотое (ух ты!),
А простое.
Музыкальная сказка
Сказка может быть построена на звуковых событиях. Например, у вас дома есть колокольчик, бубен, деревянные ложки, погремушка и ксилофон. Можно сочинить сказку, задействовав все эти музыкальные инструменты. Также в эту сказку можно включить куклы-перчатки, например, внучку и бабушку.
Жила-была девочка Маша. Она жила с мамой и папой, но очень любила ходить в гости к своей бабушке, которая жила в соседней деревне. Идёт она как-то к бабушке, а идти ей нужно было по тропинке, через лес, и поёт песенку: «Жили у бабуси два весёлых гуся, один белый, другой серый, два весёлых гуся». И вдруг слышит – подул ветер. Ветки закачались, зашумели листья (шуршит погремушка). Набежали тучки, и вдруг - кап-кап (звенит колокольчик)… Дождик пошёл. Спряталась Маша под дерево, как дождь пошёл сильнее (колокольчик звенит громче). И вдруг – ба-бах!(удар бубном) – гром загремел. Началась настоящая гроза (колокольчик и бубен играют по очереди). А Маша сидит под деревом и смотрит на дождь. И вот дождь стал капать слабее (колокольчик звенит тише и медленнее), и скоро прекратился. Тучки разбежались, выглянуло солнышко, и Маша снова пошла по тропинке. Идёт и поёт песенку: «Жили у бабуси два весёлых гуся…» И, наконец, вышла из лесу к деревне, подошла к бабушкиной избушке. А в избушку к бабушке нужно было по ступенькам взбираться. И стала Маша по ступенькам подниматься (играет ксилофон – от нижней ступени к верхней). Добралась до верхней ступеньки и – тук-тук-тук (бьём палочкой от ксилофона по самой верхней ступеньке). Постучала в дверь Маша, и бабушка ей открыла. Обрадовалась она, увидев любимую внученьку! И говорит: «Заходи, Маша, я тебя кашей угощу!» Взяла Маша свою любимую ложку и съела всю кашу. А потом и говорит: «Давай, бабушка, нашу любимую песню споём». Бабушка отвечает: «Давай!» И запели они (песня сопровождается ритмичной игрой на ложках):
Ладушки-ладушки
Где были – у бабушки
Что ели – кашку
Что пили – бражку
А на закуску
Мёд да капустку
Полетели – полетели,
На головку сели.
Спели Маша с бабушкой песенку и стали прощаться. «Приходи ко мне, Маша!» - сказала бабушка. «Конечно, приду!» - сказала Маша и побежала вниз по ступенькам (ксилофон). Потом через лес, в лесу снова дул ветер (погремушка) и капал дождик (колокольчик), но Маша уже не пряталась, а бежала вприпрыжку. Так и добежала до своей избушки.
Сказка с предметами
В такой сказке могут участвовать совершенно неожиданные персонажи – ложки, вилки, катушки, мочалки, мобилки, отвёртки, словом всё, что есть под рукой. Если вы на кухне, можно рассказать кухонную сказку:
Жила-была Вилка. У неё была соседка – Ложка. Им Хозяйка доверяла кормить Малыша, и они этим очень гордились. И вот однажды они поспорили – кто лучше кормит Малыша. Разругались не на шутку. Вилка говорит, что она лучше кормит, а Ложка говорит, что она. И вот решили они вместе накормить Малыша и посмотреть, у кого лучше получится. Малышу подали суп. Ложка набирает суп и кладёт Малышу в ротик, а у Вилки не получается, суп протекает. Вот Малышу подали мясо. Ложка набирает, а Малыш не хочет есть, говорит: «Слишком много!» А Вилка раз-раз, по кусочку, по кусочку, и накормила Малыша. И спорит с Ложкой: «Я лучше!» А Ложка не уступает: «Нет, я!» А Чашка, глядя на них, смеётся: «Эх вы, глупые! У каждого ведь своя задача!» И пошла поить Малыша компотом.
Пальчиковая сказка
За неимением под рукой предметов, да и просто для разнообразия можно рассказать сказку, изображая героев руками и пальцами. Самые простые из таких сказок – «Сорока-Ворона» и «Идёт коза рогатая». Можно опять же таки, сочинять сказку на ходу, придумывая разных героев и повороты событий.
Дело было в лесу (на стол ставятся руки, согнутые в локтях, пальцы растопырены). В лесу стояли деревья и качались от ветра (руки качаются). Под одним деревом стоял пенёк (левая рука сжимается в кулак и ставится на стол). А под пеньком жил Зайчик (правая рука изображает зайчика с ушками). Жил не тужил, как вдруг из-за пенька Волк выглядывает (левая рука изображает уже не пенёк, а голову волка с открывающейся пастью): «Зайчик, я тебя съем!» Испугался Зайчик и поскакал в лес. А Волк за ним. Прыгнул Зайчик в яму (правая рука прячется под стол), а Волк стоит сверху и говорит: «Выходи, Заяц, всё равно словлю тебя и съем!» А из ямы вдруг Петушок вылетает (правая рука изображает петушка с гребешком), да как клюнет Волка! Заскулил Волк, убежал далеко в лес. А Зайчик (теперь уже левая рука) и Петушок (правая рука) пошли вместе домик строить.
Тактильная сказка
Эта сказка требует особой подготовки. Необходимо заготовить картонные карточки размером с пластиковую с различными поверхностями: шерстяная, меховая, перьевая, крупяная, спичечная, фасолевая, паралоновая, пластмассовая, тканевая и так далее, как можно больше разновидностей. Карточки нужно держать стопкой в руке и каждое событие в рассказываемой истории сопровождать поглаживанием одной из карточек по ладошке ребёнка. Сменять карточки нужно, незаметно перекладывая нижнюю на верх стопки. Дети просто очаровываются, когда слушают тактильную сказку.
Посадил Дед репку. Старый был Дед, небритый. Вот такая щетина у него на щеках была (поглаживаем ладошку карточкой с манкой). Выросла репка у Деда большая-пребольшая и гладкая. Вот такая (поглаживаем ладошку пластиковой карточкой). А листики у репки были ребристые (поглаживаем ладошку карточкой с ребристым картоном). Тянет Дед репку, потянет, вытянуть не может. Позвал Дед Бабку. А Бабка вышла в вязаной кофточке. Вот в какой (поглаживаем ладошку карточкой с кусочком вязания). Бабка за Дедку, Дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку. А Внучка была в красных сапожках (карточка с кусочком кожи). Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Внучка Жучку. А у Жучки шёрстка жёсткая (карточка с жёстким мехом). Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку. А у Кошки шёрстка мягкая, пушистая (карточка с мягким мехом), а коготки острые (карточка с гречкой). Тянут-потянут, вытянуть не могут. И тут позвала Кошка Мышку. А Мышка в это время зерно грызла (карточка с рисом). Услышала Кошку, прибежала. Мышка (карточка с рисом) за Кошку (карточка с мягким мехом), Кошка за Жучку (карточка с жёстким мехом), Жучка за Внучку (карточка с кожей), Внучка за Бабку (карточка с вязанием), Бабка за Дедку (карточка с манкой), тянут-потянут, и вытянули репку!
Попробуйте после такой сказки ещё раз пройтись карточками по ладошке ребёнка, но уже без текста. Вспомнит ли он наощупь героев?
По такому же принципу можно рассказать сказку из запахов.Для этого нужно заготовить мешочки с мятой, разными сортами чая, кофе, травами и сопровождать рассказ нюханьем этих мешочков.
Сказки бывают разные. Удачи вам и фантазии!