Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Однако в основе своей негативные эмоции, связанные с процессами уничтожения, также необходимы, как и так называемые положительные эмоции, связанные с созидательными процессами, поскольку невозможно отделить один процесс от другого: для того, чтобы созидать, необходимо разрушать.

Аналогично процессам энергетического метаболизма должно существовать равновесие между процессами анаболическими (созидания) и катаболическими (разрушения). Впрочем, такое же равновесие существует в информационном метаболизме (создание и разрушение функциональных структур). Также и в эмоционально-чувственной жизни должна существовать гармония между ясным и темным колоритом (то есть между настроением и чувствами различной полярности).

В соответствие с первым биологическим законом осуществляется мобилизация установки «от» в отношении к окружению, установки на борьбу или спасение бегством. Для того чтобы начать борьбу необходимо приблизиться к окружающим, которые должны быть уничтожены, поскольку такова цель борьбы. Так как окружающие оказываются уничтоженными, то победитель остается на поле сражения в одиночестве. Таким образом, конечным итогом сражения оказывается не соединение с окружением, а разъединение, достигнутое его разрушением. Это, безусловно, достаточно упрощенное представление существа дела, поскольку в процессе борьбы может произойти сближение с окружением, объединение с врагом, но только на мгновение — в перспективе (то есть в соответствии с конечной целью) всегда предполагается уничтожение врага («пусть гибнет весь мир, лишь бы жил я»). Такая установка является, безусловно, эгоистической.

При установке к бегству не происходит уничтожение окружения — оно остается целым и невредимым. Но поскольку от него бегут, то нарушаются контакты с ним, и оно как бы перестает существовать вследствие своей удаленности. В бегстве нельзя обнаружить стремления уничтожить окружение, как это происходит в случае агрессии, но налицо нарушение связи с ним. Это можно назвать деструкцией окружения на субъективной основе: «Я удаляюсь от тебя, не вижу тебя, значит — тебя не существует». По этой же причине дети закрывают глаза для того чтобы спрятаться. Как будто, если они ничего не видят, то и их не видно. Таким образом, они отдаляют грозное для себя окружение. Чувства агрессии и страха сопутствуют друг другу. Агрессор обычно боится своего противника, который, испытывая страх, охотно стал бы сам агрессором, только человек чувствует себя слишком слабым для этого.

Потребность отрицательных эмоций. Разница между страхом и агрессией становится очевидной во временной перспективе.

В состоянии страха предполагается неизбежность собственного поражения («окружение меня погубит»), а в агрессивном состоянии наоборот — собственная победа («я уничтожу всё окружение»). С восприятием будущего связано определенное настроение или субъективное ощущение собственной активности, жизненной силы. В состоянии страха настроение всегда пониженное, поскольку изначально предполагается собственная слабость в сравнении с силой и активностью окружения. В противоположность этому состояние агрессии основано на ощущении собственного превосходства над окружением, собственная активность берет верх над активностью окружения. Борьба, таким образом, имеет свои радостные стороны и не рисуется исключительно в темных красках.

Существует даже точка зрения, что чувство агрессии играет положительную роль, что оно является необходимым условием развития и прогресса, что благодаря этому возникла наша культура. Однако существуют и противоположные взгляды, крайним представителем которых был Фрейд, заключющихся в том, что эти чувства возникают из инстинкта смерти и поэтому являются негативными. Что касается второго утверждения, то представляется (как уже подчеркивалось раньше), что жизнь является диалектическим процессом, соединяющим в себе развитие и разрушение (смерть), и поэтому ее субъективное выражение может осциллировать между настроениями и чувствами как с положительным, так и с отрицательным знаком. Что касается первого утверждения (о позитивных аспектах агрессии), то представляется, что оно слишком преувеличено. В социальном и культурном плане созидание всегда является чем-то более позитивным, чем разрушение. Действительно, невозможно строить новое, не разрушив старое. Но процесс созидания должен доминировать над процессами разрушения, если предполагается, что общество и культура продолжают развиваться.

С психологической точки зрения настроения и чувства отрицательной полярности являются скорее вредными, главным образом вследствие их двунаправленности (возможности отражения). Испытывая ненависть к кому-либо, ненавидишь и себя. Агрессия соединяется с аутоагрессией. А отрицательные эмоции по отношению к самому себе в целом не благоприятствуют развитию личности. Кроме того, негативные чувства связаны с установкой «от» по отношению к окружению, то есть со стремлением уйти от контактов с ним. Таким образом, нарушаются основы жизни как феномена природы, то есть процессы как энергетического, так и информационного метаболизма. В этом смысле отрицательные эмоции несут в себе смерть.

Сохранение вида

Цель, заложенная в сущности второго биологического закона — сохранения вида — требует тесного взаимодействия с окружением в форме соединения с сексуальным партнером. Существуют, правда, в живой природе и другие способы репродуции — асексуальные, но, безусловно, доминирует секс, поскольку благодаря этому обеспечивается большая индивидуальность репродукции особи. При асексуальной репродукции генетические планы идентичны, в связи с чем отдельные особи потомства более похожи друг на друга, чем при различных генетических планах, которые обеспечиваются сексуальной репродукцией. Асексуальная природа быстро привела бы к утрате разнообразия и индивидуальности отдельных особей. Характер репродукции в этом случае принял бы серийный характер, такой как в техническом производстве, и, таким образом, мир живой природы стал бы монотонным и унылым.

У одноклеточных особей половое совокупление с окружением (то есть с сексуальным партнером) отличается такой целостностью, что равнозначно прекращению своего существования как отдельной особи. После этого возникают новые индивидуумы, которые как будто омоложенные сексуальным актом вступают в фазу деления клетки. Возникновение новой жизни в данном случае явно связано с гибелью старой. Следы такого союза секса и смерти можно обнаружить в эротических переживаниях. Иногда на вершине любовного экстаза возникает ощущение собственного небытия или желание небытия партнера. Во многих обрядах и мифах, украшающих сексуальный союз, можно отыскать мотивы смерти, которые черной нитью вьются среди радостных цветных узоров колорита свадьбы. Также и в мистическом соединении с божеством переживается уничтожение своего старого «Я», и вместо «старого» рождается новый человек, преисполненный божественным духом.

Установка «к». Если в проявлении первого биологического закона доминирует установка «от» в отношении к окружению, то в проявлении второго закона явно доминирует установка «к». Конечной целью установки «к» является полное слияние с окружением в сексуальном акте. Если первый биологический закон по своей природе эгоистичен, поскольку для сохранения собственной жизни уничтожаются жизни других живых существ, растений и животных, то второй закон альтруистичен. Благодаря его реализации возникает новая жизнь. Этот альтруизм, как уже упоминалось выше, у одноклеточных живых существ связан со своеобразным «героизмом», поскольку возникновение новой жизни требует смерти старого.

Цель первого биологического закона связана с развитием и ростом своего организма за счет окружения или в физической формулировке: негативная энтропия возрастает благодаря уменьшению негативной энтропии окружения. Целью второго биологического закона является рост и развитие окружения, по крайней мере, живых существ, принадлежащих этому окружению и относящихся к одному и тому же генетическому плану. Благодаря действию второго закона увеличивается негативная энтропия окружения. Собственный порядок (генетический план) передается окружению. Конечной целью установки «к» является сексуальное совокупление с окружением.

<<   [1] ... [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] ...  [105]  >>