Разделы
Счетчики
А. Кемпинский. "Меланхолия"
Биологическая наследственность также уменьшает напряженность усилий отдельного живого существа, поскольку она сразу оказывается воплощенной в существующие морфологические и функциональные формы. При этом устанавливается предел возможностей, поскольку живое существо не может выйти за границы того, что было заложено в наследственности. Хотя в теоретическом плане следовало бы допустить существование подобных возможностей, на что указывает явление мутации и появления новообразований. В таких крайних случаях границы возможностей раздвигаются, выходя за пределы предназначенные генетическим планом.
Человек помимо биологических ограничений (правила и запреты природы) связан также и ограничениями, возникающими из культурной традиции. Отсюда возникает вопрос: «Не является ли абсолютная свобода человека простой фикцией?».
Такой же фикцией представляется и мысль об абсолютной уникальности человека. Может ли человек действительно быть самим собой? Действительно ли есть в нем что-то исключительно свое? Ни одно слово, мысль, жест или выражение лица, никакая часть организма не являются исключительно результатом его деятельности или его абсолютной собственностью. Во всем этом сохраняются результаты эволюционных усилий многих поколений людей, которые жили до него, и не только людей, но и всех живых существ, которые на протяжении миллионов лет участвовали в эволюции от простейших форм до высшей, то есть человека.
Фикцией оказывается также одиночество человека. Уже благодаря тому факту, что он является хранителем истории всего человеческого рода и, более того, всего живого, он тесно связан с миром людей и с миром живой природы. Наиболее выразительным подтверждением сознания человеком такой связи является его вера в реинкарнацию (перевоплощение) а также ощущение им своего родства с людьми из разных культурных эпох и слоев и даже с представителями животного мира (вспомним повседневные сравнения человека с различными животными).
Факт, что человек не является изолированной от всех и независимой личностью, непосредственно вытекает из сущности явлений живой природы. Любое живое существо является открытой системой, возникшей благодаря непрерывному обмену энергией и информацией между ним и окружающей средой. Такая система не может быть независимой (свободной) или изолированной, или самодостаточной. Она является только преходящей формой в вечном потоке жизни.
См. работы 166, 368.
ВЫБОР МОДЕЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ФАЗЕ
Нет особых трудностей при выборе модели в том случае, когда ситуация повторяется. Из множества возможных моделей инициированных данной ситуацией осуществляется выбор одной, и благодаря самому факту реализации этой модели она имеет больше шансов быть выбранной при новых повторениях подобной ситуации и, таким образом, становится для нас подлинной реальностью. Остальные отвергнутые и нереализованные модели оказываются ненастоящими, хотя может статься, что именно они в большей степени соответствуют действительности.
Сомнения в адекватном восприятии действительности появляются в совершенно новых и необычных ситуациях или в том случае, когда развитие второй фазы информационного метаболизма оказалось незавершенным, и восприятие действительности происходит за пределами ясного сознания. Например, в темноте, когда количество сигналов, поступающих из окружающей среды, оказывается недостаточным для полного развития второй фазы информационного метаболизма, доминирует первая фаза и эмоционально-чувственные установки могут вызвать ложное восприятие действительности (например, в темноте куст может быть воспринят как прячущийся человек). Аналогично при засыпании или пробуждении окружающие предметы оказываются вытесненными порождениями нашей фантазии, обитающей в мире сновидений.
Иногда нам приходится остро переживать изменение нашего восприятия действительности. Экспериментально это легче всего обнаружить на примере восприятия рисунков, которые можно интерпретировать двояко. Например, в течение некоторого времени мы видим на рисунке изображение только вазы и вдруг неожиданно обнаруживаем профиль человека и тогда нам уже трудно увидеть опять вазу. Как будто что-то «переключилось» и уже невозможно отойти от нового способа восприятия действительности. То же самое явление наблюдается и в более сложных ситуациях: определенную вещь или человека мы неожиданно начинаем видеть в «новом свете», красота превращается в уродство, ангел — в беса и т. д. И уже невозможно вернуться к прежнему восприятию: образ окружающей действительности изменился, новая модель вытеснила прежнюю.
Замена моделей окружающей действительности обычно происходит постепенно и незаметно для нас. Достаточно сравнить между собой образ действительности времен нашего детства с тем, что существует в нашем сознании в зрелом возрасте. Случаются, правда, озарения, когда замена одного образа другим происходит неожиданно и от одного образа действительности мы «скачком» переходим к противоположному. Такой «скачок» особенно выразительно проявляется в состоянии депрессии. Нередко в течение нескольких часов, а иногда и быстрее (наши наблюдения, относящиеся к периоду начала депрессии и выхода из нее, а также к переходам из одной фазы в другую, то есть из маниакальной в депрессивную и наоборот, еще достаточно ограниченны) образ мира изменяется и невозможно поверить, что еще недавно он был совсем другим и нет надежды, что существующий в нашем сознании темный образ когда-либо может посветлеть. Несмотря на то, что в течение нашей жизни возникает множество различных и изменяющихся моделей действительности, та, которая «царит» в нашем сознании сейчас, производит впечатление, что она единственно правильная, устойчивая и т. д.
Явление «скачка» выразительно проявляется при модификации образа мира в зависимости от нашего настроения и чувств. Окружающий мир становится темным или светлым в зависимости от настроения, определенный человек кажется нам или благородным, или низким в зависимости от испытываемых к нему чувств. Воспринимаемый в переживаниях образ действительности имеет кажущийся постоянный характер. Невозможно представить, что еще совсем недавно мир выглядел совсем иначе, или же не так давно данная особа казалась нам идеальным воплощением всех достоинств.
Мы еще слишком далеки от познания механизмов формирования в нашем сознании образов действительности. Для того чтобы этот образ был полезным, то есть позволял бы нам перемещаться в окружающим нас мире, необходимо, чтобы он имел постоянный характер, поскольку невозможно перемещаться в том, что является зыбким и изменчивым. В окружающем мире, впрочем так же как и во внутреннем мире нашего организма, должны существовать определенные «константы» и постоянные ценности. Применительно к внутреннему миру они поддерживаются благодаря сложным физиологическим механизмам. Что же касается информационного метаболизма, то эти «константы» возникают благодаря закреплению моделей действительности, которые в процессе информационного метаболизма продолжают возникать. Явление «скачка» можно трактовать как момент установления новой модели.
Выбор модели зависит главным образом от первого этапа информационного метаболизма. В течение первой фазы принимается принципиальное решение, от которого зависит, будет ли окружающая действительность светлой и прекрасной или же темной и отталкивающей. Первый этап информационного метаболизма основывается на выборе соответствующей ориентационной установки по отношению к окружению или (если трактовать данный вопрос с более субъективной точки зрения) на выборе эмоционально-чувственного колорита. Только на этом основании в течение второй фазы осуществляется выбор различных моделей действительности, поскольку в этом самом колорите могут существовать различные формы действительности и нашего поведения в ней. Здесь выбор также осуществляется в форме «скачка», как в примере с интерпретацией рисунка с двойным смыслом. Благодаря такому механизму мы испытываем впечатление, что выбранная нами модель является подлинным образом действительности.
<< [1] ... [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] ... [105] >>