Счетчики







А. Кемпинский. "Меланхолия"

Отсутствие материалов соответствующих исследований не позволяет нам утверждать, в какой форме проявляется быстрая потеря веса (например, состояние недостаточного веса) на настроение и жизненную активность. Возможно, что космическая медицина располагает сейчас какими-либо данными наблюдений. Кажется, можно предполагать, что такое состояние должно проявляться в форме эйфории (улучшение настроения и рост жизненной активности). Несомненно, что в известной степени этот эффект был использован при лечении с помощью популярной в прошлом столетии «центрифуги». Последняя применялась с большим энтузиазмом и жестокостью при лечении психических заболеваний, особенно при лечении того, что называлось тогда меланхолией. На карусели люди чувствуют себя обычно молодыми и веселыми, а действие центробежной силы уменьшает ощущение тяжести тела.

Страх и агрессия

Когда печаль глубока, то ей очень часто сопутствует страх. Это легко понять, поскольку страх часто приходит к нам в темноте: чем сильнее мрак, тем сильнее страх. И чаще всего это необъяснимый страх. Больной сам не знает, чего он боится, но чувствует, что ему что-то угрожает, что его самого и его близких подстерегает какая-то опасность. В этом страхе очень важным является элемент ожидания.

Человек вынужден обращаться к будущему. Организм человека, также как и организмы любых других живых существ, устроен таким образом, что в нем структурно отражается будущее и прошлое. Классическим примером подобных структур являются механизмы генетической наследственности. Поэтому, когда при депрессиях будущее оказывается закрытым стеной тьмы и невозможно разглядеть собственное будущее, потому что все погружается во мрак, то это затрагивает основные законы человеческого существования. Потому что жизнь человека это не только прошлое и настоящее, это — прежде всего — будущее, и нарушение данного закона жизни становится источником страха. Таким образом, по своему генезису это биологический страх.

Если депрессия не очень сильная, то над страхом начинает преобладать агрессия. Эти чувства, как известно, сопутствуют друг другу, но агрессивность требует большей жизненной активности, чем страх, поэтому легче обнаруживается при легких формах депрессии. Агрессивность при депрессиях чаще всего проявляется в форме аутоагрессии — ненависти к самому себе, желания самоуничтожения. В данном случае опять же важную роль играет градиент жизненной активности: агрессия, направленная во внешний мир, требует большей энергии, чем внутренняя агрессивность.

Внешняя агрессивность принимает чаще всего форму отвращения ко всему миру. Он становится отталкивающим, каждый контакт с ним вызывает болезненные ощущения, самым желанным становится бегство от него и возможность спрятаться где-нибудь в потаенном уголке. Иногда отвращение к окружающему миру с особой остротой ощущается в утренние часы, когда перед больным открывается перспектива целого дня вынужденных контактов с действительностью.

В зависимости от того, в каком сочетании и с какими цветовыми акцентами смешаны «краски» депрессии, возникают различные картины симптоматических комплексов заболевания. Поэтому, в одних случаях может преобладать печаль или заторможенность, а в других раздражительность, беспокойство, страх и т. д. Кельгольц выделяет целых девять симптоматических комплексов депрессивных состояний: апатии, агрессии и страха, депрессивного ступора страха, ипохондрии, неврастении с вегетативной дистонией (астенично-гиперистерический комплекс, характеризующийся чрезмерной впечатлительностью и ослабленностью), фобийно-ананкастический, бред с нарушением ассоциативного мышления, амнестический и, наконец, комплексы с не описанной в данном случае симптоматикой. Постановка правильного симптоматического диагноза позволяет сделать правильный выбор соответствующих антидепрессантов, поскольку одни лекарства оказывают влияние на настроение, другие на процессы заторможенности, а третьи — на состояния страха и агрессии.

Осуждение печали. Тот факт, что печали нередко сопутствует скрытая агрессивность, вероятно, оказывает влияние на формирование негативного отношения окружающих к грустным людям. Наиболее выразительно этот факт подтверждается в американской культуре, в которой достаточно жестко утверждается требование «хранить улыбку» — «keep smiling». И маска улыбающегося лица является обязательным условием успеха при любых социальных контактах. Веселый человек считается добрым, а печальный — злым. Вспоминаются слова Закки (XVII в.) — личного врача папы Иннокентия X: «Gaudet humore melancholica daemon» («Дьявол радуется меланхолии»), — или изречение Св. Терезы: «У некоторых людей меланхолией повелевает бес и, таким образом, обольщает их» (цитирую по Зильборгу).

Существует определенная закономерность эмоциональной жизни, основанная на том, что при преобладании светлого колорита доминируют позитивные чувства, а при преобладании темного — отрицательные. Когда человек весел, весь мир и все люди кажутся ему прекрасными, человек полон к ним доброжелательности и даже любви. Если же он грустен, то и чувства его становятся другими. Существует очевидная корреляция между чувствами и настроением. Если преобладают положительные чувства, то настроение улучшается, а если преобладают отрицательные чувства — ухудшается. Установить, что является первичным — изменение настроения или изменение эмоциональных установок по отношению к окружению — часто бывает невозможно.

Моральные оценки окружающих неоднозначны по отношению к настроению и к чувствам. Негативное эмоциональное отношение к окружающим вызывает их ответную реакцию в форме осуждения данного человека. Это является своего рода самообороной: «Раз ты нас не любишь, значит ты плохой». Таким образом социальная группа стремится укрепить свои эмоциональные связи. Отрицательные чувства, ослабляющие эти связи, решительно осуждаются.

В то же время пониженное настроение обычно находит у окружающих сочувствие: «Отчего ты грустен? Что с тобой? Не болен ли ты?». Однако внутренняя корреляция, существующая между эмоциональными установками и настроением, обусловливает возможность переноса моральной оценки также и на настроение. Тотчас приметы печали становятся «стигматами дьявола». Но не во всех культурных слоях существует негативное отношение к печали, часто она воспринимается как атрибут мудрости, глубокомыслия, вдохновения и т. д.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННАЯ КОРРЕЛЯЦИЯ И ЧТО ПЕРВИЧНО?

В психиатрической практике установление корреляции между настроением и чувствами вызывает нередко большие трудности, поскольку необходимо оценить с разных сторон, что же является первичным: изменение чувств или изменение настроения. А это, как уже выше отмечалось, не всегда представляется возможным. От результатов выбора альтернативы зависит и выбор формы обращения с больным. Если причиной пониженного настроения являются отрицательные эмоциональные установки к окружению, то лечение должно быть направлено на то, чтобы уменьшить силу отрицательных эмоций и изменить эмоциональные установки. Если же первичным является изменение настроения, то легче всего улучшить его с помощью фармацевтических средств.

Корреляция между эмоциями и настроением непосредственно связана с проблемой этиологии настроения. Впрочем, если настроение можно определить как субъективное ощущение жизненной активности, то его зависимость от внутреннего (эндогенного) состояния организма представляется очевидной. Чувства являются, во-первых, субъективным отражением принципиальных эмоциональных установок по отношению к внешнему миру, а во-вторых — выражением принципиальных установок по отношению к самому себе. Таким образом, чувства находятся в большей зависимости от характера отношений организма с окружающей средой (являются более эндогенными), чем настроение.

Колебания настроения имеют свой собственный эндогенный ритм, независящий или зависящий в незначительной степени от окружающей среды. В целом, как уже говорилось, бывает трудно разделить влияние двух этиологических факторов, определяющих изменчивость настроения: эндогенного и экзогенного. Изменение настроения является субъективным отражением всего того, что происходит внутри организма и в его отношениях с окружением. Такую сложную целостность нелегко разбить на составляющие. Поэтому ответить на так часто задаваемый вопрос: «Почему ты грустишь?», — бывает иногда просто невозможно. А если же удается отыскать ответ, то он нередко оказывается искусственной этиологической конструкцией (ad hoc).

<<   [1] ... [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] ...  [105]  >>