Разделы
Счетчики
А. Кемпинский. "Меланхолия"
Психические травмы можно рассматривать как сигналы или совокупность сигналов, поступающих из внешней среды и нарушающих обычный порядок информационного обмена. С одной стороны, уменьшается интенсивность обмена, а с другой — этот процесс подвергается характерным искажениям, для которых свойственно постоянное повторение одних и тех же патологических функциональных структур, не адекватных условиям окружающей среды. Вследствие полученных психических травм нарушаются также интегративные функции нервной системы, что субъективно воспринимается как толчея мыслей, хаос в голове, неспособность к мышлению, ослабление памяти и т. д.
Нарушение процессов информационного метаболизма отражается на процессах энергетического метаболизма. При этом следует отметить, что оба типа метаболизма тесно взаимосвязаны друг с другом. Информационный метаболизм является как бы предшественником энергетического метаболизма. Информационный метаболизм затрагивает не только процессы взаимодействие организма с окружающей средой, он также реагирует на сигналы о внутреннем состоянии организма. Таким образом, воздействие каждого внешнего раздражителя отражается на функциях всего организма, и наоборот, деятельность внутренних органов отражается на процессах информационного обмена с окружающей средой. Такое принципиальное для медицины определение системной сущности психофизиологических процессов приводит к выводу о взаимозависимости обоих типов метаболизма.
Психическая травма отражается, таким образом, не только на характере взаимодействия организма с окружением, но и на деятельности внутренних органов. Как правило, такая травма вызывает вегетативно-эндокринную мобилизацию организма, отрицательно влияющую на деятельность отдельных органов человека вплоть до возникновения психосоматических заболеваний.
Классификация психических травм
Классификация психических травм является необыкновенно трудной задачей. Характер взаимодействия каждого человека с окружением является сугубо индивидуальным, и психические травмы у каждого человека отличаются своей спецификой. Для того чтобы точно оценить последствия перенесенной психической травмы необходимо знать всю историю жизни данного человека во всех подробностях, и кроме того, проанализировать генетические аспекты его конституции. Одна и та же травма может быть связана с различными последствиями для личности шизотомического, психастенического или циклотимического типа. История жизни данного человека может объяснить его повышенную чувствительность к травмам определенного рода, например, затрагивающим болезненное самолюбие (болезненные амбиции), отношения зависимости, эротические привязанности или утрату предмета любви. Иногда можно говорить о своеобразной психической «аллергии». Нередко даже самая незначительная психическая травма вызывает несоизмеримо сильную реакцию. Поэтому невозможно дать объективную оценку тяжести подобных травм. Каждым человеком они воспринимаются по-своему. Поэтому психиатр не может руководствоваться собственными оценками психических травм и в каждом случае должен определить специфическую иерархию ценностей больного. Такая иерархия тесно связана с эмоционально-чувственными стереотипами поведения данного человека. Важным является и то, что занимает в них главное место.
В сильно упрощенном виде эмоциональный стереотип поведения можно представить как сумму двух векторов, направленных в разные стороны — к внутреннему центру данной личности и наружу. Настроение взаимосвязано с результатом векторной суммы. Если ее знак положительный, то настроение повышается, а если отрицательный — понижается. Психическая травма увеличивает значение отрицательной составляющей вектора эмоционального состояния, изменяя его значение с положительного на отрицательное. Если внешние условия напоминают те, которые были связаны с ощущениями страха и ненависти по отношению к окружению, и если воздействие таких условий продолжается в течение длительного времени, то можно утверждать, что данная среда является травматической.
То же самое следует отнести к чувствам по отношению к самому себе. Если влияние окружения вызывает у человека утрату веры в себя, то вместо того, чтобы себя любить, он начинает себя ненавидеть и т. д. Таким образом, внешняя среда оказывает на него травмирующее воздействие. Чувства по отношению к окружению невозможно отделить от чувств, испытываемых к самому себе, как это следует из утверждения: «Возлюби ближнего как самого себя». Вектор эмоционального состояния всегда является двунаправленным: один его конец направлен внутрь своего «Я», а другой во внешний мир.
Формирование эмоциональных установок
Чувства постоянно меняются от отрицательных к положительным и обратно, поэтому изменение знака вектора эмоционального состояния не является достаточным критерием для оценки психических травм, поскольку их может вызвать самый незначительный повод. Только степень устойчивости отрицательных эмоциональных состояний указывает на то, что они имеют травматический характер.
Жизнь постоянно требует изменения эмоциональных установок, необходимых для общей ориентации в окружающей среде. Подобная ориентация является характерной как для мира людей, так и для мира животных. Именно на этой основе возникают более сложные формы взаимодействия с окружением. Устойчивость отрицательных установок затрудняет, а в крайних случаях делает вообще невозможным нормальное существование в таком окружении и создание новых форм взаимодействия с ним, из-за чего оказывается под угрозой сам процесс эволюции.
Негативные установки приносят вред, поскольку отвлекают значительно больше внутренних сил для мобилизации вегетативно-эндокринной системы организма, чем положительные эмоциональные установки, что в свою очередь также оказывает отрицательное воздействие на организм. Кроме того, все это сопровождается нарушением контактов с окружением, так как доминирующей становится установка «от» по отношению к окружению (то есть бегство или агрессия). Положительные установки при повышенной динамике тоже требуют мобилизации вегетативно-эндокринной системы, но не в такой степени, как при установках типа «бегство—агрессия». Кроме того, в них доминирует тенденция к сближению и взаимодействию с окружением.
Устойчивые позитивные установки могут оказывать не только положительное, но и неблагоприятное воздействие на людей и животных. Существо с такой ориентацией поведения не смогло бы избежать травм и опасностей, исходящих от окружающего мира, и тем самым было бы обречено на гибель. Человек чаще придерживается отрицательных установок, а не положительных, может быть, потому, что отрицательные эмоции соответствуют в целом большей динамичности поведения, чем положительные эмоции.
Для того чтобы отрицательные эмоциональные установки приобрели устойчивость необходимо, чтобы травма была достаточно сильной, а это чаще всего происходит при соответствующих эмоциональных ситуациях (динамический эмоциональный стереотип). В первом случае травма вызывает нарушение прежней структуры взаимодействия с окружением и, таким образом, ведет к реактивному психозу. Клиническая картина психопатологических состояний при реактивном психозе соответствует реакции на разрушение прежних функциональных структур (форма «предельной усталости»), возникновению патологических функциональных структур (форма бреда) или понижению жизненной активности (форма депрессии).
Патологическая реакция на полученную травму является своего рода защитной реакцией. Реакция в форме «предельной усталости» защищает человека от восприятия сущности травмы.
Патологические структуры бреда также защищают человека от восприятия травмы как реального факта. Благодаря депрессии человек уклоняется от контактов с действительностью, ставшей для него слишком неприятной.
Повторение предпосылок, соответствующих ранее полученной травме, вызывает ее активацию уже как устойчивой болезненной реакции. Например, когда трусливый или неуверенный в себе человек сталкивается даже с незначительными трудностями или с критикой окружающих и т. д., то его «автопортрет», выдержанный и без того не в очень светлых тонах, мгновенно «темнеет». Такой человек утверждается в самом неблагоприятном о себе мнении и становится еще более чувствительным к критике. Человек, испытывающий недостаток чуткого к себе отношения, ищущий душевного тепла у окружающих, столкнувшись с равнодушием или очевидной враждебностью, ощущает еще больший дефицит заботливого внимания, чувствует себя обиженным и отвергнутым. Человек с чрезмерным честолюбием, постоянно испытывающий желание быть первым, намного тяжелее переносит неудачи, чем привыкший к поражениям и обидам. Обида сильнее всего ранит того, кто уже с детства реагирует обидой на травмы, наносимые окружающими, а не того, кто не подвержен таким чувствам.
Положительные и отрицательные эмоциональные связи
<< [1] ... [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] ... [105] >>