Разделы
Счетчики
А. Кемпинский. "Меланхолия"
Страх может взять верх над психомоторной заторможенностью, происходящей вследствие ослабления жизненной активности. Больной уже не выглядит заторможенным, а напротив — находится в постоянном психомоторном беспокойстве. Куда-то бесцельно бежит, суетится, не может усидеть на одном месте (depressio agitata). В состоянии легкой депрессии на первом плане оказывается раздражительность. Больной становится впечатлительным, вспыльчивым, любая мелочь выводит его из равновесия. Депрессии такого вида часто наблюдаются у молодых людей и нередко ошибочно классифицируются как ошибки воспитания или трудности периода полового созревания.
Опасность самоубийства более свойственна депрессиям второго вида (бунту), чем депрессиям первого вида (покорности), поскольку аутоагрессия в данном случае значительно сильнее. Чувству страха сопутствует агрессивность. А агрессивность при депрессии направлена прежде всего против самого себя.
Печаль «теплая» и «холодная»
Печаль редко приходит сама по себе. Обычно ей сопутствуют другие отрицательные эмоции, чаще всего чувство страха, реже — агрессивность. В сравнении со структурами мыслительных процессов эмоциональные структуры не имеют строгих границ между собой. Одни чувства плавно переходят в другие, границы между ними размыты, как цвета, которые проникают через все границы и смешиваются друг с другом, образуя различные оттенки. Поэтому печаль депрессии является уникальной: у каждого больного она имеет свой особый цвет, и даже у самого больного наблюдается не только изменение интенсивности печали, но и оттенков других чувств.
Печаль может быть благой, тихой, полной покоя и покорности. В ней ощущается аспект вечности, тоски о смерти. Под ее темным покровом угадывается любовь к окружающим и внутреннее тепло, исходящее от такого больного, несмотря на то, что его жизненная активность значительно ослабела. Такая печаль вызывает сильное сочувствие, с таким больным легко установить эмоциональный контакт благодаря его позитивным эмоциональным установкам в отношении к окружающим.
Печаль может быть холодной: она не притягивает к себе, а отталкивает. Такое чувство не может спонтанно передаться другому человеку, скорее вызывает нежелание общаться с ним и эмоциональное «отупение», когда сочувствие к больному становится вынужденным. Под покровом этой разновидности печали скрывается нежелание общаться с окружающими или чрезмерный эгоцентризм.
Нежелание к общению со стороны больного обычно является взаимным чувством и со стороны врача. Эффект отражения чувств основан на том, что они передаются от одного человека к другому независимо от их направленности. Положительные чувства вызывают у окружающих такие же взаимные чувства. А отрицательные эмоции вызывают у окружающих психологические установки страха или агрессивности. Отрицательное отношение больного передается врачу вопреки его воле и нередко только глубокое понимание собственного мира чувств помогает ему подавить в себе отрицательные установки, индуцированные больным.
В случае эгоцентричной формы печали повышенный интерес больного к самому себе, желание отыскать к себе сочувствие у окружающих вызывает у врача встречное желание взять на себя роль «судьи». Ему приходиться бороться с самим собой, что, очевидно, затрудняет возможность понять настроение пациента. Его печаль чужда ему и вызывает только раздражение, вместо сочувствия.
Печаль «тихая» и «бурная»
Кроме печали «теплой» и «холодной» может быть еще печаль «тихая» и «бурная». В «тихой» печали доминирует пониженное настроение, а в «бурной» — страх. При ослаблении депрессии страх может переходить в агрессивность. Агрессивность требует определенной жизненной энергии, поэтому она не наблюдается в состоянии глубокой депрессии. Даже аутоагрессия в этом случае ослабевает и попытки самоубийства являются крайне редкими в случае глубокой депрессии.
Печаль «пустая» и «полная»
Печаль может быть «пустой» и «полной». В первом случае темнота мира больного является пустой и ничего в ней не происходит. На передний план в его поведении выходит апатия и отсутствие интереса к чему бы то ни было. Во втором случае темнота содержит в себе нечто неприятное, относящееся скорее к области сознательного (то есть реальные, но надуманные заботы и огорчения), или относящееся уже к области бессознательного, а значит иллюзорного по своей сути.
«Чистая» и «грязная» печаль
Печаль может быть «чистой» или «грязной». Образы мира и самого себя под влиянием темноты депрессии могут подвергнуться своеобразному «облагораживанию». Мир печали становится «благороднее»: нет в нем борьбы; исчезают мелкие и неприятные проблемы; sub specie aetemitatis изменяется иерархия ценностей жизни; важные дела теряют свою значимость с приближением смерти, поскольку депрессия является приближением к смерти. Однако чаще всего под влиянием потемнения колорита появляются мысли и чувства обычно подавляемые. Образы мира и самого себя становятся непривлекательными, как будто все «чудовища» и «гады» поднялись на поверхность сознания. Чаще уродливость обнаруживается в самом себе, чем в окружающем мире. Чувство вины приобретает апокалиптические формы. Больным владеет мысль о том, как наказать самого себя. Одна смерть кажется им тем, что может смыть тяжесть его грехов.
Темнота будущего и прошлого
Темнота печали может оказаться сосредоточенной как на будущем, так и на прошлом. В первом случае больного больше всего донимает тот факт, что прошлое перед ним закрыто. Будущее кажется ему пустотой. Больной глубоко ощущает бессмысленность жизни, не видит перед собой будущего, ничто не имеет для него значения. Такого рода депрессии часто наблюдаются в молодом возрасте. Когда черный цвет оказывается сосредоточенным на временном интервале, принадлежащем прошлому, больной не может уже оторваться от подведения итогов своей жизни и от надуманных грехов, отягощающих его жизнь. Полагает, что он ее испортил и теперь должен понести кару за все плохое, что в ней совершил и т. д. Такая разновидность депрессии, как легко можно догадаться, чаще наблюдается у людей зрелого или пожилого возраста.
Примесь отрицательных эмоций
Примесь других отрицательных эмоций при депрессии в значительной мере зависит от ее глубины. В состоянии легкой депрессии преобладает агрессивность. Больного все раздражает, вызывает чувство отвращения и омерзения. Часто его реакция имеет импульсивный характер. По мере усиления депрессии и, соответственно, ослабления жизненной активности агрессивная компонента перестает доминировать. При этом вначале ослабевает агрессивность, направленная вовне и значительно позже — агрессивность по отношению к самому себе. В отличие от этого, в состоянии тяжелых депрессий начинает преобладать чувство страха. По мере ослабления агрессивной компоненты начинает доминировать компонента страха.
Очевидно, что все это не может быть общим правилом, поскольку примесь отрицательных эмоций во время депрессии в значительной степени зависит от основных черт личности, а значит от типа конституции, а также (хотя и в меньшей степени) от условностей, приобретенных в течение жизни. Примесь отрицательных эмоций обычно оказывается большей при депрессиях, не имеющих отношения к эндогенному типу, то есть при юношеских, инволюционных, старческих, невротических и т. д. При эндогенных депрессиях печаль обнаруживается как бы в чистом виде. Принимая к сведению, что эндогенная депрессия является следствием патологической осцилляции жизненной активности, следует также признать, что субъективным выражением ослабления этой активности является печаль, а остальные отрицательные эмоции являются вторичными.
Несмотря на то, что анализ эмоциональных состояний находится в центре внимания психиатрии, поскольку возможность их модификация является главный шансом победить болезнь, уровень наших современных знаний о биологической стороне основных эмоций остается крайне низким. Результаты анализа психопатологических депрессивных состояний проливают свет на взаимосвязь отрицательных эмоций и положение их границ. При проведении анализа используются модели основных жизненных ритмов, ритмов смены времен года (или жизненной активности), а также ритмов смены дня и ночи (или ритмов сна и бодрствования).
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОЛОРИТ, РИТМ СМЕНЫ ВРЕМЕН ГОДА И РИТМ СМЕНЫ ДНЯ И НОЧИ
Фармакологические и физиологические различия
<< [1] ... [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] ... [105] >>