Счетчики







Объективные предпосылки возникновения трудностей у младших школьников

Автор :

Издательство психологической литературы Генезис

С приходом в школу ребенок оказывается в новой для себя социальной ситуации развития. Изменяется его место в системе социальных отношений: он впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, получает новые права и обязанности, попадает в другую систему взаимоотношений с окружающими. Новый социальный статус обусловливает и формирование особенностей его личности в школьном возрасте.

Создавая определенные объективные трудности, новая социальная ситуация требует от ребенка сложной психологической перестройки. Ребенку, жившему преимущественно эмоциями, импульсивными реакциями, спонтанными желаниями, игрой, приходится теперь подавлять свою активность и учиться подчиняться школьной дисциплине, требованиям учителя. На протяжении четырех уроков ребенок должен концентрировать внимание на учебном материале, даже если предлагаемые задания для него малозанимательны.

Трудности, испытываемые первоклассниками, могут быть вызваны следующими объективными причинами:

  • особенностями нового школьного режима, который у некоторых детей может спровоцировать чрезмерную усталость, срывы в работе;
  • необходимостью установления взаимоотношений с новыми людьми: учителями, одноклассниками, воспитателями ГПД; изменением положения ребенка в семье, отношений с родителями;
  • содержанием учебного материала, нередко не вызывающим достаточного интереса у детей, в результате чего к середине года у многих первоклассников наступает апатия и безразличие к учебе.

П.П. Блонский и Л.С. Выготский различали относительно стабильные периоды развития ребенка и периоды переходные, критические, когда становятся явными возрастные новообразования, постепенно формирующиеся на протяжении предшествующего стабильного периода.

По мнению многих исследователей, начало школьного обучения совпадает с возрастным кризисом семи лет. Л.С. Выготский самой существенной чертой этого кризиса считал начало дифференциации внутренней и внешней сторон личности ребенка. Переживания начинают осмысливаться, появляются аффективные обобщения, «логика» чувств. Определенные требования к самому себе, желание добиться успеха и положения в социуме возникают именно в связи с кризисом семи лет. Для этого возраста характерны следующие негативные проявления: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д.

Физиологической основой этого кризиса считается эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. Наиболее яркими симптомами переходного периода являются капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, негативизм, «приставучесть», кривлянье, «обезьянничанье», раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, конфликтность, мстительность, дерзость и т.п. Дети становятся непослушными и с трудом поддаются воспитательным воздействиям взрослых.

По сравнению с «классическими» описаниями кризис семи лет в последнее время заметно «помолодел», большинство детей проходят его в дошкольный период, начиная примерно с 5 лет 6 месяцев, и лишь часть детей переживает его в первом классе. Наступление этого кризиса — один из признаков психологической готовности ребенка к школе.

Значительные различия в уровне психологической готовности ребенка к школе — в развитии произвольности, мотивации, интеллекта и социальной компетентности — создают объективные трудности как для подготовленных, так и неподготовленных учеников.

Существуют различные теоретические подходы к решению проблемы психологического неблагополучия детей младшего школьного возраста. Остановимся на основных современных концепциях отечественной и зарубежной психологии

Психологическое неблагополучие детей в начальной школе:
Диагностика и пути преодоления