Счетчики







Адаптация аутичного ребенка в специализированном учебном заведении, как залог успешного обучения. Часть 2

Адаптация аутичного ребенка в специализированном учебном заведении, как залог успешного обучения. Часть 1

Какую альтернативу можно предложить?
В большинстве стран, учебные и реабилитационные заведения для аутистов есть или частными, или с частичным государственным финансированием, или существуют за счет спонсорских и благотворительных взносов. Почему так происходит? Ответ очень простой – для успешной работы с аутистами соотношения учитель – ученик приближается 1 до 2,3. Ни одна страна мира не может позволить себе такой роскоши. Таким образом, создание таких Центров реабилитации и специализированных школ для аутистов для государства экономически невыгодно.
Если же ребенок с аутизмом имеет первичную подготовку и не имеет значительных нарушений на интеллектуальном уровне, мы можем говорить об инклюзивном обучении. Так в данном случае, необходимо привлечение лишь сопровождающего / адаптора, которого в других странах оплачивает государство, а у нас о таком можно только мечтать. Хотя это было бы красивым началом профессиональной деятельности для выпускников педвузов и молодых психологов.

Казалось бы достаточно оптимистичная картинка – осталось договориться об условиях оплаты адаптера и можно быть спокойными за будущих аутистив. Но, ключевая фраза – «ребенок имеет первичную подготовку». Мы опять вернулись к тем причинам, которые становятся препятствием обучения и коррекции аутистов.

Возможна ли первичная подготовка к школе аутичного ребенка в дошкольном учреждении, будь оно даже коррекционным? Маловероятно. В первую очередь потому, что подавляющее большинство воспитателей не знакомо с особенностями развития аутичного ребенка и методами работы с ними. Но аутист может быть обучен учиться. В условиях благотворительных, частных учреждений, где есть возможность привлечь команду специалистов для индивидуальной работы и работы в небольших группах.

Рассмотрим на примере БО « Школа-сходынки», каким образом может быть структурирована работа с аутистами. Наша школа создавалась для детей с аутизмом и сходными нарушениями эмоционально волевой сферы, которые не имеют возможности получать образовательные услуги в системе государственного образования. Имелось в виду, школьная учеба. Но, время вносит свои коррективы. С первого дня работы к нам стали обращаться родители 3, 4, 5-ти летних детей. Для нас стало очевидным, что намного действенней будет реабилитация ребенка, который в таком возрасте начал получать коррекционные услуги.

Родительская заинтересованность объясняется тем, что они:
1. Имеют большие надежды изменить ситуацию.
2. Не находят поддержки в дошкольных учреждениях, очень часто детей просто исключают из дошкольного заведения за неадекватное поведение.
3. Дети не имеют возможности получить реабилитационные и коррекционные услуги мультидисциплинарной команды, даже находясь в дошкольном учреждении.
4. Постепенно родители теряют надежду, что это «пройдет» само по себе без помощи специалистов.

Когда аутичный ребенок приходит на занятия впервые, и если до этого он не имел возможности посещать занятия в детском саду, то во-первых бросается в глаза его напряженность. Переступает с ноги на ногу, прячется за родителей или, напротив проявляет активность. Начинает носиться по кабинетам, не останавливаясь ни на минуту, громко протестует против попытки его остановить. Ребенок чувствует дискомфорт, который провоцирует и без того повышенную тревожность. Необходимо дать возможность аутисту изучить помещение, ознакомиться с предметами и игрушками, которые его заинтересовали.

Когда мы видим, что ребенок успокоился и почувствовал себя в безопасности, можно сказать, что первый самый маленький шаг мы уже предприняли. Если ваше помещение оборудовано таким образом, что ребенок не имеет ассоциаций со стрессовыми для него ситуациями, это происходит очень быстро. Помочь здесь может цветовая гамма оформления, приятный свет, а главное, большое количество игрушек и удобное для игры оборудование. Мама или другой близкий родственник при этом находится неподалеку для того, чтобы при первой же необходимости быть рядом с ребенком. На этом этапе очень важно выдержать правильные часовые рамки – не нужно спешить с вмешательством педагога-психолога, но и время отведенное на изучение помещения не должно превышать час-полтора.

Вторым шагом должно стать привлечение ребенка к сотрудничеству с психологом или педагогом. Для этого, очень ненавязчиво взрослый начинает вмешиваться в игру аутиста. Ребенок заинтересовался маленькими машинками – покажите, какие еще есть, начал манипулировать кубиками, покажите, что их можно загрузить в кузов игрушечного грузовика.
Большинство детей начинают разбирать вкладки Монтессори. Это удобнее делать за столом – и вы уже рядом с аутистом за партой, еще возможен вариант - на коврике. Мы можем помогать вкладывать элементы, показать, что их можно приложить к бумаге и обвести карандашом. Так постепенно, переходя от наблюдения к помощи, мы начинаем сотрудничать с ребенком.
На этом этапе очень важно не напугать ребенка своим натиском. Вы должны убедиться, что ребенок на эмпатическом уровне вас воспринял и не видит в вас угрозу. Лучше подождать и не переходить к более сложным формам работы, если ребенок активно против этого. Но, я не являюсь сторонником пассивного ожидания, пока аутист сам выразит желание совершенствоваться. Изменяйте формы работы, привлекайте на помощь родителей, чтобы была подобрана работающая мотивация. Мотивацией к сотрудничеству у аутиста не бывает удовольствие от общения, потому это может быть что-то материальное (конфеты, любимый напиток, обещание дать интересную игру, которая пока еще спрятана). Нежелательно, чтобы мотивация была отсрочена во времени. У маленьких детей это совсем не срабатывает, а у старших могут возникнуть сложности после занятий.

Третьим шагом станет расширение объектов сотрудничества. То есть, ребенок вовлекается в работу с психологом, педагогом, музыкальным терапевтом, логопедом. Если нет сопротивления, можно уже на этом этапе попробовать подключить к занятиям не одного, а 2-3 ребенка сходного темперамента. Возможно, что это будут дети одного возраста, а возможно и более старшие или младшие. Главное, в первые дни не объединять вместе детей, которые громко протестуют со склонными к страхам, напряженным.

Четвертым шагом становится создание стойких правильных стереотипов поведения. На это следует обратить особенное внимание потому, что в случае создания стереотипов, которые будут мешать работать в дальнейшем, отойти от них может быть очень сложно.

Приведу пример. Ребенок посещает школу с 1 сентября, до этого 4 года учился в специализированных классах для аутистов. До школы ехать очень далеко (дорога занимает почти 2 часа). Мальчик привык, что сначала он пьет чай и завтракает, а затем начинает работать. Постепенно, ребенок стал затягивать процесс завтрака. При попытках исправить ситуацию, мы получили активное сопротивление.

Особенно следует обратить внимание, на создание правильных стереотипов учебной деятельности. Пытаться с первых дней работать в условиях, приближенных к школьным. Писать и рисовать за партой, правильно оформлять рабочую тетрадь, придерживаться более суровых правил в играх с предметами, если вы учитесь считать, и тому подобное. Закрепление таких созданных стереотипов может быть очень долговременным, особенно, если ребенок часто пропускает занятие или в процесс работы вмешиваются посторонние. Здесь посторонними могут выступать и родители ребенка. Именно поэтому, когда ребенок уже привык к помещению, принял условия сотрудничества, желательно начать избегать присутствия родителей на занятиях и, в целом, в помещении школы. Если ребенок этого не позволяет, перевести родителей в помещение где бы ребенок мог их найти, но по- дальше от классов.

Пятым шагом будет усложнение заданий, которые мы даем ребенку. Для облегчения работы мы предлагаем четко структурировать занятие. Аутисту значительно легче, когда еще в начале занятия вы сообщите ему, что нужно будет сделать. Желательно, чтобы видов деятельности было несколько, но ребенок должен знать, что его ожидает и когда он может уйти.

Виды деятельности лучше чередовать – так комплексное занятие может состоять из:
• повторение названий геометрических фигур
• сравнение фигур по размеру (на доске)
• цвету
• счет геометрических фигур и соотношение количества и числа
• обведение их по трафаретам
• обведение разного количества разных форм (1- круг, 2 – треугольника, 3 – квадратика)
• штрихование фигур
• обведение геометрических фигур различных форм и размеров (по материалами «Подготовка руки к письму»)
• аппликация с элементами конструирования по инструкции (из квадрата, кругов и прямоугольников составить и приклеить машинку, назвать фигуры и цвета)

Следующим, шестым шагом может быть объединение на одном занятии нескольких учеников. Это может произойти абсолютно случайно. То есть, если во время занятия с одним учеником к Вам в класс зашел другой, можно попробовать их совместить. Главное, чтобы дети не были категорически против друг друга. Очень интересно, но по темпераменту дети могут быть совсем разными.
Например, если за одной партой оказывается закомплексованный, зажатый аутист и к нему присоединяется достаточно гиперактивный ребенок, то первый начинает быстрее работать, а гиперактивный, невнимательный ребенок начинает обращать внимание на общее задание и присоединяется к работе. Здесь не может и не бывает универсальных вариантов. Всегда необходимо обращать внимание на соматическое состояние детей, их общее настроение сегодня, желание совместно работать, иначе урок может быть сорван для двоих.

Седьмой шаг – мы пытаемся совместить в стойкие группы 2-3 ребенка. То есть, группа-класс начинает общее существование по статичному расписанию. Эти дети должны выдержать не только расписание занятий, которое будет для них общее, но и задание, будут одинаковыми и объем их будет совпадать. Такие группы подобрать сложно, потому могут быть незначительные отклонения, но желательно, чтобы они были незначительными.

Таким образом, мы создаем для аутичных детей своеобразный тренажер школы. Если, в таком постоянном коллективом даже один-два из 3 детей смогут овладеть программой начального класса, его последующая адаптация к школьным условиям будет значительно более вероятна. Возможно, что ребенок, который уже владеет умениями, знаниями и навыками первоклассника, снова начнет все это изучать в первом классе обычной или специализированной школы.

Глава правления БО «Школа-сходынки» Наталья Андреева