Счетчики







Послеродовые страхи

ДО статочно я от себя бежала,
РЕ вела горькими слезами от бессилья,
МИ зинцем нос опухший ковыряла,
ФА тою завязав свои же крылья.
СОЛЬ ются вместе небо и земля,
ЛЯ зг мыслей стихнет полоумных,
СИ деть останусь обнаженной я,
ДО статочна, спокойна и бесшумна.

Октава, Н.Сухарь.

Уже давно не секрет, что после родов молодую маму охватывает не только ощущение счастливого материнства. Кроме этого, рождение ребенка, особенно первого, вызывает к жизни мощные энергии тревожности, волнения, различных страхов и страшочков, которые до поры, до времени мирно лежат на полочках подсознания и никак себя не проявляют. Вполне возможно, некоторые из них дают о себе знать еще во время беременности, другие высвечиваются тогда, когда заканчиваются девять месяцев ожидания.

Страхи приходят сами - неожиданно, без спросу и без приглашения, как незваные гости. Попробуем рассмотреть некоторые из них.

1. СТРАХ ЗА РЕБЕНКА

Первые дни после родов я просыпалась в недоумении и легкой тревоге: "Куда делся мой живот?" Через несколько секунд я вспоминала, что "живот" лежит рядом, мирно сопя в две дырочки, и успокаивалась. Но через какое- то время я поняла, что боюсь. Боюсь того, что с ребенком может что- то случиться. Страх поначалу был не очень явным, больше походил на подводное течение, но от этого не становился менее волнующим. На тот момент я не была вооружена знаниями насчет того, что с этим делать, поэтому не делала ничего. Еще через несколько дней стало не до шуток. Страх стал проявляться во весь рост. Мысли неслись с бешеной скоростью, предлагая различные варианты того, ЧТО ИМЕННО может произойти, сны были исключительно невежливы, и являлись прямым продолжением дневных тревог по данному поводу. Литература по психологии особой ясности в вопрос не внесла, рекомендуя быть спокойной, счастливой и уравновешенной (ага, как же!), чужие советы сводились в основном к тому, что надо переключиться и подумать о чем-то светлом и прекрасном. Зная силу своих энергий, я поняла, что косметическим ремонтом мыслей заниматься не буду. И выбрала дорожку открытой встречи со своим страхом. Путь оказался не самым легким, но верным. Каждый день я уделяла 15- 20 минут (обычно во время дневного сна дочки) тому, чтобы побыть наедине с собой и страхом. Я отпустила свои ум и фантазию, предоставив им полную свободу действий. При этом я внимательно наблюдала за ними как бы со стороны, стараясь не давать оценок тому, что происходит, не мешая и не поддерживая. Поначалу было жутковато, но уже через несколько дней интенсивность страха снизилась вдвое. К концу недели она перешла на бреющий полет, постепенно теряя свои перья и силу. Кошмары сниться перестали, а общение с дочуркой стало наливаться новыми красками.
Страх, конечно, до конца не изжился, уж больно вековыми оказались его корни. Но мешать жить перестал, находясь в зоне моего наблюдения и понимания того, что мой страх и я - это две большие разницы. А разница оказалась такой же, как между человеком, который варится в кипящем котле своих чувств и переживаний, и человеком, который стоит рядом с котлом и смотрит на то, как кипит вода.

2. СТРАХ ПЕРЕД РЕБЕНКОМ

То, что я боюсь свою дочь, я осознала не сразу. Этот страх просто не мог выйти наружу до тех пор, пока я играла в игру под названием "Идеальная мама". Ну, какая идеальная мать боится своего ребенка? В момент, когда идея о своем совершенстве с треском лопнула, обозначился и страх, который до этого представлял собой периодические вспышки раздражения и злости. Эти вспышки я относила на счет ночных недосыпов и усталости, а оказалось все гораздо глубже.
Ребенок, которому мы даем жизнь - незнакомец для нас в полном смысле этого слова. Это новая энергия, новая жизнь, новое качество нашего существования. А страх перед новым - свойство ума, его своеобразная защита. Наблюдая за тем, как страх проявляется, я обнаружила в себе стремление контролировать дочку (на всякий случай) и одновременно беспомощность от невозможности это делать постоянно. Даже оставляя Аленку с бабушкой или няней, я как бы "уносила" ее в своей голове. И опять выручило наблюдение, отстраненное и безоценочное. Я наблюдала за своим страхом, открывая для себя свою закрытость перед малышкой, свою неумелость в общении с ней. Кроме того, я взяла привычку записывать все, что со мной происходит, в дневник. Это очень помогало разгружаться и не носить постоянно в голове и сердце свои переживания. Если писать не хотелось, всегда можно было заняться рисованием, выплеснуть эмоции в танце или в чем- нибудь еще.

3.СТРАХ МАТЕРИНСКОЙ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Этот страх проявляется тогда, когда есть идея о материнской состоятельности. Мы придумываем для себя роль "совершенной мамы" и терзаемся виной и тревогой по поводу того, что не всегда удается соответствовать этому образу. Мое беспокойство по этому поводу длилось до тех пор, пока я старалась делать и успевать все то, что "должна" делать и успевать "хорошая мама": и погулять, и поиграть, и покачать, и сбегать за продуктами, и приготовить, а потом накормить, и постирать, и погладить, и убрать (список можно продолжить). В какой-то момент меня одолели большие сомнения по поводу того, стоит ли так напрягаться? Так в доме появилась няня, а точнее нянь, который взял на себя львиную долю забот по дому и прогулки с ребенком. Я смогла больше времени посвящать непосредственно Аленке, себе, мужу, учебе и отдыху. Кроме того, я стала учиться принимать как факт то, что я такая, какая есть. И именно ТАКОЙ я являюсь наилучшей матерью для своей дочурки.

4.СТРАХ ПОТЕРИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

Страх, наверное, знаком многим мамам. Особенно, когда на улице холодная зима, больше двух, максимум трех часов на улице не погуляешь, а лучший друг холодильник рядом и всегда готов протянуть руку помощи, то есть открыть дверь. И если непосредственно после родов, я была еще более или менее стройна, то к весне уже могла соперничать с полотнами великих мастеров, которые изображали дам "в теле". Прикинув варианты диет, чисток и так далее, я поняла, что ввиду моей неповторимой лени не стоит даже начинать. Удивительно, но тело благодарно откликнулось на отсутствие покушения на лишние килограммы, и за лето мои формы вновь стали вполне изящными. Я открыла секрет: борьба с телом не проходит бесследно для психики. Ум пугается насилия. И если в результате искусственных диет или приема препаратов для похудения удается сбросить вес, то "месть" пострадавшего ума не заставит себя ждать. Вес восстановится, а то и увеличится (на случай, если вам захочется попробовать еще раз). Кроме того, есть такой термин: психологическое заедание: потребность в еде вызвана психологическим дискомфортом по тому или иному поводу. Необходимо установить источник дискомфорта, в результате которого рука тянется за очередной порцией еды. Наше тело - всего лишь послушный инструмент, и, приводя в порядок свое внутреннее состояние, мы одновременно можем влиять на физиологические процессы.
Кроме того, вопрос, пожалуй, заключается даже не в том, какое у нас тело, а в том, как мы к нему относимся. Тело - наш дом, и каким бы этот дом не был, нам суждено в нем жить. А значит, и относиться к нему стоит с любовью, приятием и пониманием.

5. СТРАХ "ОДОМАШНИВАНИЯ"

Мамы бывают разные. Кому-то нравится исключительно роль домохозяйки, нравится заниматься воспитанием детей, и почему бы нет, если обстоятельства жизни это позволяют. Кто-то не выдерживает и двух месяцев, выходит на работу. Особенно это характерно для тех женщин, которые до родов вели активный социальный образ жизни и боятся надолго "выпасть из обоймы". Одна моя знакомая, например, начальник туристического отдела одной из фирм, даже во время родов не отключала мобильный телефон. А после рождения дочери названивала на работу каждый день по несколько раз, будучи свято уверенной, что без нее все остановится, и фирма развалится.
Рождение ребенка - ответственный шаг. До трех лет малыш находится в тесном энергетическом контакте с родителями, особенно с матерью. И самая близкая связь устанавливается именно в первый год жизни ребенка. Нужно хорошенько взвесить все "за" и "против" быстрого выхода на работу: что вы при этом приобретете, что потеряете? Что приобретет и что потеряет малыш? Я считаю, что время, проведенное с крохой, - необыкновенный шанс и стимул для внутреннего развития мамы. А для ребенка присутствие матери, ощущение ее тепла и нежности - стартовая площадка в жизнь, основа его последующих взаимоотношений с миром.
Мне вовсе не хотелось бы занимать нравоучительную позицию, так как я понимаю, что в каждой семье свои обстоятельства и у каждой женщины свой склад характера, темперамент и мотивация. Но все же, как здорово быть с крохой, видеть, как он растет и меняется, улыбается Вам, учится познавать мир, делает свои первые шаги! А если дом, как говорится "засасывает", то всегда можно устроить себе приятное разнообразие. Было бы желание. Я по натуре была абсолютно не домашней мамой, и поэтому мы с дочуркой ездили по гостям, посещали бассейн и сауну, выбирались в лес. Когда появился нянь, я смогла подрабатывать (кстати, неплохое время для освоения какой-нибудь дополнительной профессии, не требующей особых навыков и талантов).

6. СТРАХ ПОТЕРИ КОНТАКТА С МУЖЕМ

Этот страх в чем-то связан с предыдущими двумя. "А так ли я привлекательна для мужа после родов?", "А так же ли я ему интересна?", "А действительно ли он задержался на работе или же…?", "Я вот тут дома сижу с ребенком, а он…" - перечень тревожных мыслей и вопросов молодой мамы по поводу и без повода может быть бесконечен. Тут, пожалуй, важно помнить о том, что ваши страхи - это исключительно Ваше достояние, и муж тут ни при чем. Желательно, а точнее необходимо по возможности говорить с мужем о том, что вы чувствуете и переживаете. И у вас не будет необходимости носить в себе это "добро", и муж будет Вас лучше понимать. Главное, не прятать от себя свои страхи, сомнения, подозрения, наблюдать все свои ожидания и проекции по поводу того, "кто что кому должен" и "как он это должен". И тогда страхи не будут уходить в подсознание, исподволь подтачивая семейный замок, а ум будет избавлен от необходимости внутренне перемалывать винегрет мыслей, чувств и фантазий. Вы сможете полноценно заниматься собой и ребенком, а когда муж придет - уделять время общению с ним.

Перечень страхов можно продолжать, у каждой мамы они свои и вытекают из особенностей склада ума и психоэмоциональной сферы. Просто надо помнить о том, что страх - это не диагноз, а сигнал о том, что есть "болевая" зона, которая требует к себе внимания. Страх - это энергия, которую можно и нужно использовать. Борьба со страхом и его отрицание - это дорога к внутреннему разделению и хаосу (это все равно, что считать, что правая рука лучше левой). Осознание страха, приятие его - ключ к открытию своих внутренних возможностей и резервов, шанс синтеза своих энергий в единое целое. А для вашего малыша - это возможность не наследовать родительские переживания и жить своей жизнью, открывая ее шаг за шагом с удивлением и радостью.

Надежда Сухарь,
консультант центра томалогии "Открытый разум".

Журнал "Для будущих мам" № 1 январь 2004