Счетчики

Да здравствуют горные лыжи с маленькими детьми ;-)!<br>(Закарпатье: Подобовец-Пилипец, 7-14 марта 2004 г.)

Вступление:
То, что мы поедем в Карпаты, когда нашей дочери исполнится год, мы знали давно. Но время шло и шло, зима приближалась к концу, а мы все никак не могли решиться, куда именно отправиться. После длительных раздумий, поисков в Интернете и консультаций, в том числе на Ликаре, было принято решение отправиться в село Подобовец в Закарпатье, где мы уже отдыхали в 2002 году и о котором сохранили самые приятные воспоминания. Мы планировали жить в частном доме - это, на наш взгляд, позволяет лучше ощутить местный колорит и собственно кайф от пребывания в горах. Несмотря на то, что бытовые условия в частных домах в Славске в среднем значительно лучше, чем в Подобовце, последний, как правило, посещает куда меньше туристов (а где меньше народу, там, как известно, больше кислороду J), и, самое главное, там потрясающие пейзажи. Кроме того, весьма завлекательно звучали восторженные отзывы о новой трассе и подъемнике в соседнем Пилипце. В общем, мы взяли билеты на поезд (на машине зимой с Лисой так далеко ехать побоялись) и 7 марта отправились в путь. Накануне отъезда, конечно же, не обошлось без приключений: в ночь с 5 на 6 марта у нашей девочки на фоне мирного десятидневного насморка поднялась температура выше 38*С. Психологически мы уже приготовились сдавать билеты. Но на следующий день температура вернулась в норму, а вызванный (надежный) врач после осмотра и результатов анализов сказала, что не видит причин отказываться от поездки. После такой поддержки все сомнения отпали и под жалобный речитатив моих родителей "куда вы едете с больным ребенком", мы, захватив с собой несемейного и бездетного кума, покинули столицу нашей родины ;-).

Путешествие:
Дорога прошла довольно гладко, даже, несмотря на то, что девочка наша ночью просыпалась, кажется, каждые полчаса и требовала есть маму. Такими темпами к утру от мамы оставались рожки да ножки, но тут, к счастью, мы прибыли на станцию Воловец, где нужно было выходить. Еще полчаса езды на машине, и перед нашими глазами предстали знакомые подобовецкие пейзажи, весьма добротно, несмотря на март, укрытые снежным покровом.
Мы быстро нашли себе жилье, как впоследствии оказалось, в стратегически выгодном месте, почти посередине между старым подъемником в Подобовце и новым в Пилипце. По крайней, мере, выходя почистить зубы ледяной водой из умывальника на улице, можно было проверить, включены ли оба бугеля и, если прищуриться, оценить количество народу на горках. Вид на горы, открывающийся со двора, где мы жили, был необыкновенно хорош, что создавало дополнительный "отдыхательный" фактор: та же самая чистка зубов превращалась просто таки в эстетическое наслаждение. И все это, вдыхая пьянящий горный воздух! Из местного колорита также наблюдались: кони (иногда кусающиеся!), исполнявшие роль маршрутных такси, практически полное отсутствие водопровода (так называемый душ не в счет), туалет во дворе и самое главное - индюки. У наших хозяев жила парочка этих нежных птиц, придавших неповторимое очарование нашему отдыху. Поначалу они нас просто изучали. Потом им не понравились мои розовые тапки, результатом чего стала атака, от которой я с трудом укрылась в доме, причем индюка, уже грозно распушившего перья и воинственно размахивающего покрасневшей от гнева "соплей" на клюве, мне пришлось выталкивать из веранды веником, преодолевая яростное сопротивление этой бестии. Пару раз нападению подверглись мы вдвоем с Лисой, немного испугавшейся такой неожиданной агрессии. Впоследствии, при виде индюков деть сразу же показывал мне пальцем на веник, напоминая, какое оружие следует применить к хулиганам ;-). Но больше всех досталось куму, неосторожно купившему себе красные лыжные штаны, которые произвели совершенно неизгладимое впечатление на сладкую парочку: птицы не просто атаковали его при первой же возможности, но еще и устраивали засады, поджидая его возле дома, а однажды даже возле туалета. В общем, я считаю, хозяевам следовало бы взимать с туристов дополнительную плату за такое экзотическое развлечение, как охота индюков на отдыхающих ;-).
Катались мы вначале в Подобовце, затем в Пилипце, чередуясь с мужем (один ездит, другой ребеночка выгуливает), что оказалось очень удобно: смертельно укатавшийся и страдающий от крепатуры родитель с полным правом отдыхал на следующий день, не испытывая ни малейших угрызений совести по поводу пропущенного катания, поскольку не матрасничал, а был при деле, т. е при девочке. ;-). Лиса наша была гвоздем программы, привлекая к себе внимание всей горки, как туристов, перманентно интересовавшихся, как мы не побоялись ехать с таким малышом в горы и, если уж не побоялись, то когда же поставим его на лыжи, так и местных бабушек, торгующих всякими вкусностями (деруны с грибной подливкой..м-м-м-м…) у подъемников и регулярно набивавшихся в няньки ;-). Ну а мы, безусловно, гордились своей дочкой, находившей себе массу интересных занятий, например, ковырянье палочкой снега, валянье по нему, разглядывание собак и, конечно же, поедание мамы время от времени ;-). Кроме того, девочке, категорически отказывавшейся кататься на санках, неожиданно понравилось становиться ко мне на лыжи и, держась за мои руки, съезжать три метра по склону, в результате чего в ее лексикон прочно вошло слово "изи" или "зизи", обозначающее, как нетрудно догадаться, лыжи, а также санки и подъемник.
Снега всю неделю было вполне достаточно, а лыжников, кроме выходных, включавших восьмое марта, - весьма умеренно. Погода выдалась довольно солнечной, у всех нас неплохо загорели лица, особенно у мужа: у него под конец даже начал облазить нос J. Два особенно продвинутых сноубордера, видимо, пытались расширить область загара, для чего не только обнажили могучие торсы, но также приспустили штаны и вышивали по горке, демонстрируя миру свое нижнее белье ;-)
В последний день мы решили предаваться пороку, катались крайне лениво, но зато сходили на водопад Шипот, расположенный невдалеке от пилипецкого подъемника и фантастически украшенный бело-голубым льдом. Некоторые любители в нем купаются даже зимой, но мы оказались трусами и сбежали, не испробовав этого экстремального развлечения.
Весь этот рай продлился целую неделю, по истечении которой мы, полные сил, бодрости и любви к родной стране, где существуют подобные чудные уголки, вернулись в Киев, приобретший за время нашего отсутствия совершенно весенний лоск, и с нетерпением занялись планированием следующего отпуска, который мы надеемся провести в России.

Справочная информация для желающих повторить наш маршрут:
Транспорт: Подобовец находится в 12 км от ж/д станции Воловец, добраться до которой можно любым ужгородским поездом (удобней всего, имхо 81, выходящий из Киева около 6 вечера и прибывающий в Воловец в районе 8.30 утра). Купейный билет стоит порядка 50 грн. Имея маленького ребенка, целесообразно купить целое купе, получается намного удобней и спокойней. От станции до Подобовца вроде бы ходят маршрутки, но мы предпочли такси (20 грн), которое впоследствии вызвали по телефону, возвращаясь домой. В Пилипец, находящийся в паре километров от Подобовца можно доехать из Подобовца же на лошадях (3-4 грн./чел.) или автомобиле, обладающем хотя бы минимумом вездеходных качеств. Кажется, есть еще какая-то более цивилизованная дорога, но мы ее не видели, возможно, она более длинная.

Катание:
В Подобовце есть один длинный бугель (то ли 800, то ли 1.000 м.), старый и часто ломающийся, и параллельно ему один короткий, метров 300, для чайников. Первый в этом году стоил 3 грн/подъем, второй, увы, не знаю. Еще есть 400 м бугель возле частной базы, находящейся на выезде из Подобовца (как называется, не знаю, стоимость катания тоже).
Вариантов спуска несколько, в том числе старая трасса, вроде бы для скоростного спуска. Сверху наблюдаются хорошие крутяки, временами с буграми (но меньшими, чем в Славске), под конец длинный ровный стол.
В Пилипце на горе Гембе в декабре 2003 года заработал отличный немецкий бугель длиной 1,5 км (4 грн/подъем), рядом, кажется, есть еще один маленький, но при нас он не работал. Горка очень приятная, скоростная, с разным уклоном, но в общем проще, чем в Подобовце, главным образом за счет отсутствия бугров - трассу почти ежедневно ровняет чудо-продукт научно-технического прогресса - ратрак. Директор подъемника рассказал, что планирует в этом году построить еще два бугеля и, возможно, начать возведение креселки длиной 2,5 км на параллельном склоне, так чтобы, поднявшись на нем, можно было спуститься либо к креслу, либо к бугелю.

Проживание:
В Подобовце есть две базы, названий ни одной из них, к сожалению, не знаю. Одна расположена в 200 метрах от длинного подъемника, вторая (вроде бы, с лучшими условиями) на выезде из села (это та, которая со своим 400-метровым бугелем), телефон владельцев в Киеве 565 19 15.
Кроме того, в центре села, прямо возле автобусной остановки есть приют "Під Великим Верхом" (хозяева киевляне Стефановичи Саша и Люда), но там, во-первых, условия для школьников/бедных студентов (деревянные нары + спальные мешки), во-вторых, даже от этих самых школьников-студентов довольно много рекламаций, в общем, рекомендовать сложно. Стоимость проживания, кажется, 10 грн/сутки с человека, можно договориться о питании. На всякий случай телефон все же даю: (803146) 25 0 23, но должен скоро изменится, номер в Киеве 478 80 63.
Наконец, практически в любой хате принимают туристов. Стоит это 10 грн/сутки с человека при отсутствии у хозяев душа и 15 грн/сутки при его наличии. Но термин "душ" в Подобовце - это просто маркетинговый ход. В реальности это достижение цивилизации, насколько мы поняли, есть буквально в двух-трех домах, в остальных случаях это какие-то подозрительные конструкции, дышащие на ладан, которые вряд ли достойны носить это гордое имя ;-). Еще за 20-25 грн/день можно договориться о двухразовом питании с хозяевами. Это будет, конечно, не французская кухня, но сытно и вполне съедобно, а если повезет, еще и вкусно J. Кроме того, питаться можно и на горке.
В Пилипце существует база "Затишок" (я ее не видела, поэтому ничего сказать не могу, тел. (803146) 2 51 35, стоимость проживания в марте 20 долларов/сутки с 3-х разовым питанием, в январе, видимо, дороже) и малюсенький частный отель "Эдем" (увы, координат нет). Ну и частный сектор, очевидно, на тех же условиях, что и в Подобовце.

Прокат лыж, бордов, санок:
есть несколько точек, в том числе:
- непосредственно возле больших подъемников
- на базах
- у некоторых местных жителей, в частности, в доме номер 96 в Подобовце.
Стоимость в районе 25 грн/сутки за полный комплект, 15 грн/сутки только лыжи.