Счетчики

Ялта – город счастья! ( личный отзыв с элементами путеводителя)

В ярких лучах солнца гигантская чайка замерла над Чёрным морем, расправив 33-километровые крылья от Гурзуфа до Алупки. Огромная голова птицы - чудесная Ялта – приветливо кивает всем отдыхающим. И радостный её крик, отражающийся в горах Никитской , Ялтинской и Ай-Петринской яйлы, вибрирует в унисон с морскими волнами, песком, камнями и прозрачным небом!

Ну, что? Третий год подряд на майские праздники я куда-то уезжаю. Для меня, кто знает, лучший подарок и лучший вид отдыха – любые путешествия. И вот на этот раз я уезжаю в некоронованную столицу Южного берега Крыма, царственную Ялту. Город является административным центром целого курортного района, носящего название "Большая Ялта", протянувшегося более чем на 70 км от Фороса на западе до горы Ай-Юдаг на востоке. В состав Большой Ялты входят Алупка, Гурзуф, Ливадия, Гаспра, Кореиз, Мисхор, Симеиз, Форос, Массандра, Никита, Голубой залив, Оползневое и некоторые другие селения.

Ялта - отличное место для исследования черноморских глубин и пляжей ЮБК, а также удивительных достопримечательностей, жемчугом нанизанных на нить побережья.

Начитавшись разной информации в Интернете, расспросив на форуме и у знакомых, я еду в блестящую Ялту, которая удобно расположилась в уютной горной раковине, задумчиво смотрящей на изумрудное море. Вокруг города горы, на склонах которых сосновый лес, звонкие водопады, кристальные источники…

В Ялту влюбляешься с первого взгляда…Можно ещё много писать о городе, но начну рассказывать пошагово, как я провела эти несколько дней в этом городе-счастье, как называют местные жители свой город.

29 апреля.
Приехали в Симферополь и думаем, каким видом транспорта нам добираться: троллейбус, такси, маршрутка. Троллейбус – долго, такси – не исключаем (таксисты нас предупреждают, что найдут нам жильё, а то на майские всё уже забито и мы наивные ничего себе не найдём без них), а маршрутка – вот уже отходит через минуту…Мы едем (в дороге были 1час.40 мин., 15 грн.) Вечером мы приезжаем на автовокзал, и нас встречают бабки-щебетухи, которые сдают жильё на любой вкус и за любые деньги. Ни я, ни Валя совершенно не знаем города и то, что нам называют улицы, ещё ни о чём нам не говорит, а описание условий, как всегда очень часто расходится с действительностью. Взяв на всякий случай координаты у предлагающих жильё, мы направляемся искать самостоятельно. Я прибегаю к старому испытанному методу: подхожу в магазин и завожу разговор с продавщицей, через минуту я иду уже смотреть жильё. Помня о том, что мы едем не валятся на пляже, а по максимуму посмотреть город, то выбираем район автовокзала, чтобы была хорошая транспортная развязка. Мы сняли комнату в квартире: чисто, уютно, горячая и холодная вода круглосуточно, телефон (хотя у нас мобильники, но можно было бы, чтобы к нам звонили или самим звонить по городу), холодильник, шкаф, два дивана, чистая постель + 4 одеяла.

Бросив вещи, нам нетерпится выйти в город. Вечер мы коротаем на Набережной (древнейшая и красивейшая улица Ялты - Набережная. Это центральная улица города, как киевский Крещатик или Невский проспект в Петербурге), любуясь парком, фонтанами, морем и просто радуемся тому, что сменили обстановку.

30 апреля.
Планов у нас море, всё расписано чуть ли не по часам, куда нужно ехать и что смотреть. Я всегда люблю всё планировать и просчитывать, так что это неудивительно. И что с этого?…Глянув в окно, мы понимаем, что первый день нас встречает дождём. Не страшно…не сахарные…одели куртки, зонтики в руки и вперёд.

Едем в Алупку. Здесь сосредоточена вся прелесть красоты, дикая поразительность ЮБК, роскошь красок и форм. Нигде не встретишь такого сочетания архитектурного гения с гением пейзажиста, моря с горами, камня с лесом, дикости природы с изяществом цивилизации. С моря Алупка смотрится гигантской лестницей, на ее широких «ступенях» и разместился город, над которым безраздельно царит зубчастая вершина Ай-Петри.

Главная достопримечательность Алупки – Воронцовский дворец. Ещё из дома я знала, что попаду на экскурсию, которую ведёт Долорес Михайловна – местная жительница, аккуратненькая изящная женщина лет 50-55, умеющая захватывающе и с огромной любовью рассказать о том, что многие экскурсоводы умалчивают. Как назло, её группа только что ушла, и мы не знаем, когда по времени она снова возьмёт туристов. Недолго думая, мы пошли гулять по парку. Красота! Любуемся, радуемся, мокнем под дождём… Возвращаясь к дворцу, нам сказали, что группа Долорес Михайловны только что вошла в здание. Сказка начинается! Кто однажды посетил дворец, уже никогда не забудет этого рукотворного чуда, возведённого в 1828 -1848гг. в качестве крымской резиденции генерал-губернатора новороссийского края графа Воронцова. К сожаленью, в группе были дети шестого класса, и Долорес Михайловна, по её словам, много опустила в своём повествовании, но, если что и не было сказано, то можно было и почитать, а так само здание за себя много рассказывает и показывает.

Автор проекта стал Эдвар Блор, придворный архитектор английской королевы Виктории (при его участии возводился известный Букингемский дворец в Лондоне и замок Вальтера Скотта в Шотландии). Первый построен из местного серо-зелёного диабаза – очень твёрдого камня. Обращённый к морю южный фасад выполнен в мавританском стиле. На фризе – стилизованная арабская надпись: « Нет победителя, кроме Аллаха!». Перед фасадом устроена Львиная терраса, от которой спускается монументальная лестница с тремя парами просыпающихся львов белого каррарского мрамора работы итальянских скульпторов.

К прибрежью моря длинная аллея
Ведёт вдали как будто в небосклон:
Там море подымается, синея
Меж позабытых мраморных колонн.
Там на прибор идут ступени стройно
И львы лежат, как сфинксы, над горой;
Далеко в море важно и спокойно
Они глядят вечернею порой.
И.Бунин.

***
После экскурсии мы познакомились с Долорес Михайловной, взяли у неё все координаты, она приглашала останавливаться у себя (кому нужно - по электронной почте сброшу). После прогулки по парку и экскурсии по дворцу нам почему-то уже не хотелось посещать дегустационный зал Массандровского совхоза-завода, хотя от многих мы слышали положительные отзывы.

На обратном пути мы едем смотреть ещё один из символов ЮБК, который рискованно приютился на Аврориной скале в Гаспре – маленький замок Ласточкино гнездо. Не смотря на дождь, на то, что пройти нужно было ещё от автотрассы и 2 грн. заплатить каким-то бритоголовым из ООО «Бизон» за проход на территорию к Ласточке. Что могу сказать – ощущения незабываемые, когда стоишь на балкончике и опираешься на каменные перила, под которыми отвесный обрыв в море! Потом поднялись на летнюю площадку кафешки и ещё там полюбовались видами. В самом замке сейчас находится итальянский ресторан, но в тот момент ни единого посетителя там не было. Мы, естественно, тоже там не побывали, но по описаниям знаем, что там очень красиво.

Замок был постороен в 1912 году нефтепромышленником Штейнгелем по проекту архитектора А.Шервуда. Изящные башенки гнезда (длина-20м, ширина-10м) буквально зависают над морем. В парадной комнате гостей встречает камин и 11 средневековых гербов на стене. Резьба по дереву, инкрустация, бронзовые бра, потолок, украшенный драконами. В общем, всё уводит посетителей в романтический сказочный мир. Романтика закончилась…мы до нитки промокли. Едем на квартиру и сушимся с помощью утюга, взятого у хозяйки, так как мы брали минимум вещей и все из них оказались мокрыми.

1мая.
Христос Воскрес! Пасху мы празднуем в путешествиях по Большой Ялте. Массандра…Конечно это вина! Знакомство с ними можно продолжить на винодельческом комбинате, который очень популярен и участвует на международных конкурсах. НО! Мы то знаем, что высоко над Массандрой, у лесистых склонов гор, расположен великолепный дворец Александра III. Немного погуляв по территории, мы отправились в сам дворец. Экскурсовод была молодая женщина, но своё повествование она вела так легко, что ты невольно сам становился как бы участником того времени, не забывая любоваться интерьером здания.

Проект замка в романтическом стиле разработал французский архитектор М. Бушар в XIX в., а крупнейший российский зодчий М. Месмахер развил первоначальный замысел в сторону большей декоративности. Разнообразные по высоте фигурные кровли, красиво оформленная мансарда, металлические ажурные решётки, барочные украшения – всё это составляет удивительный по красоте облик дворца. Царская семья Романовых часто приезжала сюда на пикники и охоту. После большевистской национализации в 1029-1941 гг. дворец использовали как санаторий, а потом был закрытым объектом, как дача для руководителей партии и правительства СССР. С 1992 г. дворец открыт как музей, но котельная и какой-то корпус принадлежит кому-то из чиновником и по-прежнему закрытый объект. Сфотографировались для памяти и побежали дальше на трассу…У нас ведь ещё много планов!

Посёлок Никита всемирно известен своим уникальным ботаническим садом, основанным в 1812г. Христианом Ставенном по праву самый популярный из южнобережных парков, соединяющий природу, историю, искусство и науку. В его коллекции более 28 тысяч растений со всех концов света, в нём собраны тысячи разновидностей деревьев и кустарников Средиземноморья, Америки, Азии, Австралии и Африки: ливадийский кедр, китайская даттура, вееролистная пальма, нумидийская пихта, итальянская сосна, гималайский кедр, бразильская лиана, секвойя, агава, юкка, адамово дерево, благородный лавр, бамбуковая роща, незабываемая оранжерея кактусов.

К сожалению, пошёл дождь, и мы, понимаем, что всё, что хотелось нам посмотреть, не получиться. Экскурсовода мы не берём, так как экскурсия будет длиться долго, а у нас время ограничено да плюс ко всему дождь. Если в Киеве природа только просыпается, то в Никите уже вовсю распустилась зелень, цветут тюльпаны и весна не только в календаре, в природе, но и в душе.

На «закуску» решили посетить дегустационный зал. От вин и бальзамов с ликёрами мы заранее отказались, а вот экзотических фруктов уж очень хотелось отведать. Звучит-то красиво: «Уникальные субтропические плоды: зизифусы, фиги, киви, фейхоа, маслины, орехи, персики, миндаль, алыча – всё в свежем и консервированном виде». И что мы имеем? Читаю на табличке наличие у входа на дегустацию « джем из персиков, варенье из розовых лепестков, повидло из инжира…» и ещё что-то. В общем, я поняла, что только время потеряем, так как из экзотов для меня осталось загадкой слово «зизифус», но, думаю, что в скором времени узнаю, что это такое. В магазинчике при дегустационном зале приобрели вино и отправились дальше по маршруту.

Ялтинский зоопарк стОит того, чтобы в нём побывать: чистенько, уютно, зверушек разных много, планировка вольеров замечательная. Можно купить корм и потом самим кормить животных. Пока шли от трассы, любовались горами, водопадом вдалеке. У входа встречает в избушке баба Яга. Сердючка-Данилко отдыхает. Сколько у этого парня энергии, юмора, словесных экспромтов и т.д., что с каким бы настроением ни пришёл ты в парк – обязательно будешь смеятся, как ребёнок, конечно, если ты этого хочешь. А что было, когда баба Яга увидела у меня в случайно расстегнувшемся рюкзаке бутылочку вина, приобретённого в Никитском дегустационном зале! В общем, знали, наверное, все посетители у кого «колдовское зелье» с собой. Побывали в «детском саду», вольере с львятами и медвежатами, сделали фотки. Посетили террариум и, сожалеем, что время не ждёт.

Хоть я не маленькая девочка по возрасту, но в душе малолетний ребёнок. Но как ребёнку не пойти на Поляну сказок, если она в нескольких метрах от зоопарка?! Наслушавшись от знакомых, что там есть избушка на курьих ножках с бабкой Ягой, мы отправляемся туда. На ходу глянули план-схему, но особо голову не заморачивали. Неужели мы заблудимся? Посмотрели по аллее сказочных героев, прошли в ворота и направляемся к избушке, которая с левой стороны от входа и с деревянной бабкой в ступе. И начали мы причитать: «Избушка! Избушка, повернись к лесу задом, к нам передом!» Никакого результата! Решили, что рабочий день у Яги закончился и кайфа не получим. Людей нигде не видно. Тут идут две барышни и мы интересуемся почему не крутится избушка. Оказывается…Не та избушка!!! Тьфу…Хорошо, хоть никто не видел этих великовозрастных детей, которые кричали и просили избушку крутиться.

Важно шефствуя дальше, рассматриваем сказочных героев, дошли уже до второй избушки на курьих ножках. Что ж…раз там позорились и кричали, то почему бы сейчас не просить: « Избушка, повернись…». И... Закрутилась, повернулась, увидели мы «местную жительницу» (к сожалению, не такую колоритную, как в Зоопарке). Наверное, по нашему виду она поняла, что перед ней находятся дети и провела с нами сказочную викторину. Я выиграла! Получила «ценный приз» - календарик! Посмеялись, поговорили ещё немного с «бабкой-дядькой», посидели на лавочке, обошли вокруг водоёма с Буратино, Русалкой, Водяным и отправились домой.

По дороге домой купили ещё пасху + у нас было «зелье» из дегустационного зала Никитского ботсада. Так что светлый праздник Пасха удался.

Вечером у нас ещё была назначена встреча с киевскими друзьями на Набережной. Все только удивляются нашим темпам покорения Ялтинских достопримечательностей.

Домой пришли глубокой ночью, ставим будильник на 6-00, ведь как много мы ещё не посмотрели!

2 мая.
Последний целый день у нас ещё есть на просмотр города. Западнее Ялты на зелёных террасах восточного склона горы Могаби, круто сбегающей к морю и золотым пляжам, удобно расположился ещё один курорт- Ливадия. Многие приезжают сюда полюбоваться дворцом, когда-то принадлежавшим Романовым. Большой белый дворец (1911) был летней резиденцией последнего российского царя Николая II, а в 20-е гг. стал первым санаторием для крестьян. В феврале 1945 г. в его Большом зале проходила историческая Ялтинская конференция глав государств антигитлеровской коалиции. Кстати, в прошлом году этот дворец принимал Джорджа Сороса, и вообще в наше время любят там проводить разные правительственные встречи, приёмы. Дворец был построен по проекту архитектора Н.Краснова, получившего за его сооружение звание академика. Здание выдержано в стиле Возрождения с мотивами византийской (церковь), арабской (внутренний дворик) и готической архитектуры. Различные стили использованы и в оформлении интерьеров дворца. На втором этаже находится экспозиция «Романовы в Ливадии». Весь архитектурный ансамбль создаёт впечатление торжественности и лёгкости и органично связан с ландшафтом и Ливадийским парком – одним из старейших в Крыму. Он был заложен ещё в 30-х гг. XIX в. Известным садоводом Делингером.

Кстати, чтобы не забыть, выходной день в этом дворце – среда. «Осовременили» его как-то по сравнению с Массандровским и Воронцовским и отношение работников музея здесь не порадовало. Но это мелочи…

У нас же впереди ещё Мисхор с канатной дорогой и вершина Ай-Петри. К сожалению, сам посёлок мы не посмотрели, но из Мисхора мы добрались на Ай-Петринское плато по канатной дороге (15 грн.) с тремя станциями посадки: нижней (мы ехали от туда), средней (на склоне, чуть выше Севастопольской дороги) и верхней (на Ай-Петри), где находится смотровая площадка и пещера Трёхглазка. Не смотря на то, что мы простояли два часа в очереди, на солнце, от которого негде было спрятаться, поднявшись на гору, мы забыли об этих неудобствах, а наслаждались красотой!

Пока ехали в вагончике, нашему взгляду открывается безбрежный мир! Поворачиваешь голову под слова экскурсовода, который сопровождал группу – и вот они: Голубой Залив, Аю-даг, Симеиз и гора Кошка, скала Диво, вдалеке Ласточкино Гнездо и др. А внизу – головокружительные обрывы, лес, как бархат лежит на скалах и сосны интересных форм, каких у нас не увидишь. Кстати, поднявшись на гору, нам куртки не помешали, так как температура вверху была намного ниже, чем на нижней станции и дул ветер.

Решили не примыкать ни к каким экскурсиям, а гулять самостоятельно. Постояли на смотровой площадке, прошли мимо татарских кафешек (хочу отметить, что возле станции канатной дороги настоящий восточный базар: шумный, суетливый. Продают всё: бараний шашлык, вино, восточные сладости, беляши и т.д. Десятки различных палаток, чайхана, навесы), посмотрели, как люди катаются на лошадях и верблюдах, прошли просто к поляне, на которой цвела сон-трава, и немного отдохнули.

Я решила побывать в пещере Трёхглазка, по дороге спрашивали у людей стоит ли туда идти. Ответы были разные от «Ничего хорошего!» до «Там нужно побывать!» Валя не захотела смотреть пещеру, а я была бы не я, если бы отказалась. Совершенно не представляя, что я увижу, зачем я туда иду и т.д. Отдав на входе 7 грн. я начинаю спускаться. Высоты я, наверное, не боюсь, но боюсь плохих лестниц. В общем, спуск по лестнице был «специально для меня»: сваренные железные прутья, почти вертикальная лестница, но хорошо, что с перилами, а внизу скользко, обледенело и мокро. Нюанс, даже, если ты на полпути захочешь вернуться – не получиться! Лестница рассчитана на одного человека и разминутся невозможно, учитывая, что все идут один за другим, то возвращаться придётся всем, для того, чтобы выпустить одного передумавшего. Вы правильно поняли, идём под девизом: «Назад дороги нет!» Немного послушав рассказ сопровождающего, полюбовавшись под светом фонарика на ледяные глыбы, каменный водопад, поскользив на льду вечного подземного озера, глянув на хозяина пещеры – гномика и маску фараона, мне жутко захотелось подняться назад вверх. Я одна из первых покинула пещеру. Как классно: солнце, небо, под ногами цветочки подснежников (кстати, увидела впервые). Настроение с родни этому:

Радуга над городом
Свет волшебный льется.
Радостно на сердце
И душа смеется!

Решили возвращаться назад, но... на канатке очередь ещё больше, чем когда мы поднимались. До закрытия чуть больше часа (работает до 19-00) и мы не будем рисковать. На вершину не поднимались: не было ни сил, ни времени. Думали поехать ещё на Учан Су, но передумали и спустились в Ялту на маршрутке. Кстати, я помнила, что водителей маршруток нужно выбирать, как невест, на этот раз мы не задумывались, так как это был последний маршрут. Глядя вниз, кружась по серпантину дороги, понимаешь, почему делали нам такое предупреждение. К счастью всё обошлось, хотя такого наслушаешься. Приехали на квартиру и в отличие от предыдущего дня мы упали спать, хоть как нас не звали гулять по Набережной. Уж лучше мы завтра выйдем на неё с утра и увидим при дневном свете, а не в фонарях.

3мая.
Последний день. Как быстро пролетело время. Мы отправляемся на Набережную. Погуляли. Спустились на пляж. Почему мы не захватили купальники из квартиры? Так тепло! Так классно! Сняли обувь, закатали брюки и походили по воде. Прошлись сувенирным базаром, отоварились. Да…время летит. На городской канатке уже не успеем прокатиться. Быстро идём домой, собираемся и отправляемся на автовокзал. Никогда мы так не рисковали, но маршрутка приехала в Симферополь за несколько минут до отправки поезда.

Ура! Мы едем домой!

Что я могу сказать об этой поездке? Впечатлений море, не смотря на превратности погоды, которые нас постоянно сбивали с пути. Помня огромные плакаты по городу: «Ялта – город счастья!», я с уверенностью могу сказать, что хоть немного, но этого счастья я вкусила и снова хочется вернутся за ним. Здесь хочется жить и любить. И ещё правильно говорят, что в Ялту влюбляешься с первого взгляда, наверное, так оно и есть, ведь я точно знаю, не исключено, что на следующие майские праздники я снова отправлюсь в этот город, но буду путешествовать по другому маршруту.

Ольга Ничипоренко.
Май, 2005 год.
22-00 – 3-00 (8.05.-9.05.05.)