Счетчики







О ценности родительского воспитания

К воспитанию детей у родителей подход во многом разный. Некоторые считают, что достаточно познакомить ребенка с окружающим миром, одеть, накормить. Некоторые всерьез озабочены тем, чтобы дать ребенку хорошее воспитание и образование и подготовить его к жизни. Но даже те, кто действительно интересуется этими вопросами, не всегда знают, что и когда воспитывать и воспитание в силу недостаточной осведомленности может получиться однобоким.

В воспитании детей, прежде всего, необходимо отметить главное и этому главному, по возможности, следовать. Тогда через определенный промежуток времени мы с достаточно большой долей уверенности можем надеяться получить соответствующий результат. Т.е. если мы начинаем уделять внимание какой-то области или какому-то качеству, то при должной настойчивости и последовательности результаты обязательно будут. Если родители знают на что обращать внимание и прикладывают соответствующие усилия, ребенок через определенное время очень многому может научиться. Прежде всего, необходимо определить, что же именно подлежит воспитанию. Воспитанию в самых общих чертах подлежит физическое тело, ум, характер, чувства, сенсорика, моторика, социальные проявления и сюда же можно отнести обучение различным видам мастерства.

Для того, чтобы маленький человек мог развиваться гармонично, каждой из этих граней надо уделить должное внимание, чтобы не было перекосов в развитии. Если родители увлеклись, например, интеллектом ребенка, а физическое тело, не получив вовремя должной тренировки, отстало, ребенок растет физически слабым, что рано или поздно скажется и на общем развитии, и на умственном в том числе. В этом случае тот элемент, на который вовремя не обратили внимание, стоит подтянуть.
Если это касается физического тела, то его развитием заняться никогда не поздно. Даже если человек уже вышел на пенсию - это тоже принесет пользу. Хотя, конечно, лучше начинать с рождения. Я имею в виду детский массаж, гимнастику, грудничковое плавание. Но если вы спохватились, когда ребенку семь или восемь лет, то это тоже хорошо. Очень многое еще можно сделать. И дети вам со временем будут благодарны за сохраненное здоровье и красивое сильное тело, которое можно сформировать при правильно подобранной тренировке, соответствующем питании и разумном образе жизни.

Это же касается и других сторон человеческого существа. Для родителей очень важно правильно и вовремя заложить тот фундамент, ту базу, которая со временем поможет взрослеющему человеку состояться, различать и делать правильный выбор. Очень многое зависит от общего духа и устремленности семьи. Родители, которые совершенствуются, работают над собой, уделяя при этом достаточно внимания детям, своим прогрессом заражают и малышей, потому что прогресс – это очень заразительная вещь и те, кто попадает в это поле, невольно пропитываются им, это становится насущной потребностью.

Но, тем не менее, есть вещи, которые родители должны дать, именно дать детям. И дать вовремя. Именно в тот период наибольшей детской восприимчивости, когда данное качество или свойство самой природой подготовлено для формирования. Потому что именно в этот период именно это качество будет формироваться естественно, легко без лишнего напряжения и со стороны ребенка, и со стороны взрослого. Но если этот период пропущен, на формирование того же самого качества придется затратить значительно больше и времени и обоюдных усилий.
На практике очень часто оказывается, что в 30 – 40 лет человек начинает работать над теми чертами своего характера и теми привычками, которые должны быть и могут быть сформированы в детстве, если этому уделить внимание. Сами по себе они не формируются. Т.е. нужно, чтобы рядом был человек, который об этом знает, это понимает и умеет научить.
Потому что, как гениально подметил известный советский психолог Л.Выготский, обучение предшествует развитию. Т.е. ребенок сначала обучается (если, опять-таки, есть, кому обучить), потом новое качество постепенно становится частью его натуры, и в дальнейшем оно используется и совершенствуется в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств. Например, способность поддерживать порядок и чистоту вокруг себя может очень помочь в зрелом возрасте, если это сформировано в раннем детстве, и, наоборот, может причинить массу беспокойства и отнять драгоценное время, которое уже должно быть посвящено новым задачам, если организованности и порядку взрослому человеку приходится учиться с нуля. А закладывается это качество, как утверждает Мария Монтессори, с полутора до трех лет, причем именно в этом возрасте дети с удовольствием кладут игрушки и вещи на место, если процесс умело и правильно организовать. В группах раннего развития, там, где хотя бы часть занятия проводится по методике Монтессори, этому уделяется очень большое внимание. Дети привыкают к аккуратности, красоте, они уже в два года знают, что все, что они взяли для игры и работы, нужно положить на место, и в дальнейшем с этим проблем не возникает. Я с большим интересом наблюдала, как двухлетние дети аккуратно и точно выполняют достаточно сложные двигательные процессы пересыпания, переливания, открывания и закрывания настоящих дверных замков разных конструкций. Они умеют мыть фрукты и накрывать на стол, причем знают, как и что донести к столу, чтобы ничего не разбилось и не перевернулось. И умеют делать огромное количество бытовых мелочей и причем правильно, по-взрослому, так, что их не надо будет переучивать, потому что так. как они это делают, вполне можно будет использовать в жизни. Вот так в раннем возрасте закладывается моторика и порядок, и дети, которые прошли этот вид обучения, в семь - восемь лет разительно отличаются от своих сверстников, которые воспитывались как обычно. Диапазон проявленных возможностей у таких детей на порядок выше, а их интеллект и смышленость настолько же быстрее. Потому что в этом возрасте еще нет абстрактного мышления, интеллект опирается на чувственный и материальный опыт, а именно этого опыта у них оказалось благодаря правильному и своевременному обучению гораздо больше.

Конечно, таких результатов можно достичь и в более позднем возрасте, но на это придется потратить намного больше усилий.

Точно также, такие качества, какдоброта, умение чувствовать и сочувствовать, умение понимать и ценить красоту, закладываются очень рано. Дети, у которых это сформировано, имеют гораздо больше шансов не опуститься до вульгарности и цинизма в подростковом возрасте, и даже при не очень благоприятной обстановке могут устоять и развиваться своим собственным путем, потому что у них уже есть различение в чувствах. Здесь очень многое, помимо целенаправленного воспитания и обучения, зависит от реакции родителей, потому что в детстве именно реакция родителей чаще всего воспроизводится один к одному, без изменений, ведь родители до определенного возраста – самый большой авторитет и единственный пример для подражания.

Недавно я наблюдала такую картину. По улице мне навстречу шла семья с девочкой лет четырех-пяти. Вдоль дороги росли полевые цветочки, такие красивые, что мимо них ни один ребенок спокойно, конечно же, пройти не мог. Девочка срывает цветочек, догоняет маму и протягивает цветочек ей. Мама говорит приблизительно следующее: «Какой красивый цветочек, спасибо… » и что-то в этом духе. Девочка сияет от радости и вприпрыжку скачет дальше. Метров через десять идет еще одна семья с девочкой почти такого же возраста. Девочка тоже срывает цветочек и несет его маме. В ответ раздается: «Вечно ты всякую грязь тянешь в дом, посмотри, на кого ты похожа, брось немедленно». Девочка съеживается, становится какой-то отчужденной и медленно, опустив голову, идет по дороге. А ведь это тоже воспитание чувств. Одна мама увидела красоту и сказала спасибо, а другая увидела грязь, и от нее ребенку еще и влетело. И каждый ребенок получил свой урок, последствия которого будет воспроизводить в дальнейшей жизни.
Для воспитания эстетического вкуса, на мой взгляд, очень важно с одной стороны научить ребенка видеть и ценить красоту, а с другой стороны непосредственно ее создавать. Если есть возможность пойти в театр, музей, записаться в соответствующий кружок или студию, то это очень хорошо, в них малыш может очень многое получить. Но независимо от этого и дома можно много чего сделать. Например, создание красивой гармоничной обстановки на полках с игрушками или вещами можно превратить в волшебную сказку, и тогда каждая вещь и каждое место наполняются свом неповторимым смыслом и содержанием. Конечно, вначале к этому придется прикладывать усилия, но со временем это войдет в привычку и распространится на окружающий мир, перерастая в чистоту и опрятность в одежде и в быту. И в школе у такого ребенка, скорее всего, будут аккуратные тетрадки и красивый почерк. И жить с таким человеком в будущем будет гораздо приятнее.

Этическое воспитание определяется в большой степени характером отношений между взрослыми с одной стороны, и ребенком и взрослыми с другой. Ребенок, на которого в детстве не кричали и тем более не наказывали, чутко реагирует на малейшие изменения интонации голоса, и для него одно это уже сигнал обратить внимание на слова взрослого. Ребенок, привыкший к крикам и наказаниям, может внешне и не реагировать на очередную порцию криков, конечно, до определенного порога, но именно на этих детей в школе чаще всего жалуются учителя, и именно они могут быть с одной стороны грубыми и жесткими, а с другой стороны иметь различные патологические психо-эмоциональные нарушения. В общем-то, исправить можно много чего, но на это уйдет и времени и сил больше, если работать только с детьми, а вот если меняются взрослые, все происходит гораздо быстрее.

В нескольких словах остановимся еще на воспитании интеллекта и характера. В воспитании интеллекта не столько важно загрузить ум информацией, сколько научить ребенка мыслить, наблюдать, сопоставлять, фантазировать, различать, находить пути для решения, научиться разумно распределять время и определять, что и как делать. И это тоже можно начинать очень рано. Не надо жалеть времени для ответов на вопросы ребенка и, что не менее важно, чаще задавать самые разнообразные вопросы ему. Вопросы очень стимулируют мышление и заставляют обращать внимание на то, что иначе остается незамеченным. Я знаю детей, у которых родители в детстве почти ничего не спрашивали, кроме самого банального, а ведь через вопросы можно очень расширить кругозор ребенка и понимание им самых разнообразных вещей. Ища ответ на вопрос, ребенок начинает активно думать, у него выстраиваются связи между отдельными, ранее не связанными областями, и возникает более целостная картина мира и более разумный подход к ситуациям, которые другим способом так просто и не создашь. Очень полезно попросить ребенка пересказать сказку или книжку - это хорошо развивает речь, и вместе поразмышлять о прочитанном, этим можно заняться и во время прогулки. Если есть возможность, хорошо бы перед сном вспомнить прошедший день, а еще лучше, если это войдет в привычку. Спрашивайте его мнение по разным, в том числе и бытовым вопросам и очень доброжелательно обсуждайте. Т.е. не только говорите, что делать или не делать, но и спрашивайте его – вы можете получить неожиданные и оригинальные ответы, которые помогут, в том числе и вам. А ребенок благодаря этому начинает чувствовать свою значимость и ответственность - ведь с его мнением считаются, и учиться сознательно выбирать. Кроме того, важно научить ребенка организовывать свою деятельность, научить думать на что тратить время, и это тоже одна из функций ума.

Что касается воспитания характера, то лучше как можно раньше научить ребенка обращать внимание на разные его проявления и со временем контролировать их. А такие качества, как силу воли можно тренировать, как мускулы – при систематических упражнениях она хорошо поддается и быстро крепнет.

Все, о чем мы здесь говорили, не ограничивается только детским возрастом, эти качества, конечно же, должны совершенствоваться и в дальнейшем, здесь я просто хочу подчеркнуть ту огромную роль, которую играют родители, чье воспитание может или очень помочь сознательной полноценной жизни в будущем, или создать множество проблем его отсутствием.

Галина Кисилевская,
психолог Центра «Маленькое счастье»