Счетчики







Один дома

Что для нас родителей может быть дороже наших любимых малышей? Вопрос банальный и ответ на него всего один-единственный, но для того, чтобы понять, о какой важной теме пойдет речь, задайте его себе. Возможно, все эти правила и советы, изложенные здесь, покажутся вам простыми и понятными, но именно они "писаны кровью".

У каждого из родителей свои взгляды на то, до какой степени следует обеспечивать детскую безопасность. Кто-то считает, что малышу изучать азы охраны безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) лучше на собственном опыте, - падая и обжигаясь, но запоминая эти уроки на всю жизнь. А кто-то впадает в другую крайность, чрезмерно опекая ребенка едва ли не до совершеннолетия. Обе крайности одинаково опасны. Первая может привести к серьезным травмам, которых вполне можно было бы избежать, а вторая делает малыша совершенно беспомощным перед лицом возможной опасности, не способным должным образом среагировать и защититься. Возьмем положительные моменты этих полярных методов воспитания и создадим некую "золотую середину".

Жизнь по правилам

Нельзя сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять малыша дома одного. Это зависит от многих обстоятельств и, в первую очередь, от самого ребенка. Верно лишь одно: дошкольник может находиться без присмотра непродолжительное время и то при условии, что он твердо знает, что можно делать, а что нет. Практически все дети любят различные ритуалы и следят за неукоснительным их выполнением. Попробуйте-ка не помыть крохе руки после прогулки, не прочитать сказку перед сном или не напоить вечерним молоком с медом, если все это повторялось изо дня в день. Он непременно возмутится и напомнит вам о том, что вы забыли сделать. Поэтому ознакамливайте ребенка с правила безопасности, как с ритуалом, который обязательно должен соблюдаться. Тогда ваше чадо охотнее будет соглашаться с некоторыми требованиями и ограничениями. Разговаривать на темы безопасности нужно регулярно - дома, на улице, в транспорте, используя подходящие ситуации и истории из жизни. И не просто рассказывать, а обязательно задавать малышу вопросы, чтобы убедиться, что он все правильно понял и запомнил. Очень важно не запугивать ребенка различными "страшилками", вроде стишков о "маленьком мальчике", а давать четкую, правдивую информацию. Малыш должен знать, как вести себя в экстремальных ситуациях, которые могут произойти дома: пожар, короткое замыкание, утечка газа, авария водопровода. И еще. Периодически возвращайтесь к уже "пройденным" темам, не бойтесь говорить об одном и том же снова, снова и снова. Ведь дети имеют обыкновение многое забывать и порой делают всякие глупости просто по незнанию…

Кто стучится в дверь ко мне?

Какое правило для малыша, остающегося дома в гордом одиночестве, стоит под № 1? Правильно, "никому не открывай дверь". Но подобные слова для ребенка - пустые слова, он все равно поймет их по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном…" Довольно часто дети представляют себе преступников злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный, а тем более знакомый человек может быть самым настоящим бандитом. Но по статистике, наибольшее число насилия над детьми совершается именно знакомыми людьми: соседями, родственниками, приятелями…
Решите для себя, как в подобной ситуации следует действовать вашему ребенку.
Вариант первый. В ответ на звонок малыш должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?". Если за дверью кто-то хорошо знакомый (бабушка или дедушка), он может открыть дверь. Если знакомый, но не близкий (например, соседка), нужно попросить его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку незнаком вообще, то лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, а когда выйдет - он вам откроет".
Второй вариант - не подходить к двери вообще, кто бы ни звонил. При этом ребенок должен четко знать: у вас и ваших близких родственников есть ключ. Четко объясните малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и что бы он ни говорил. Сотрудница детского журнала однажды рассказывала, как взялась отвезти девочке приз, полученный ею за участие в конкурсе рисунков. На вопрос ребенка: "Кто там?" девушка ответила, что она из такого-то журнала. В ответ дверь моментально распахнулась, и семилетняя девчушка, которая была дома одна, радостно бросилась на шею представительнице любимого издания. После этого случая призы стали рассылать исключительно почтой. Поэтому родители должны доходчиво объяснить своему малышу, чтобы он ни при каких обстоятельствах не нарушал этого правила.
Ребенок, остающийся дома один, должен уметь пользоваться телефоном. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, а также уметь правильно назвать свою фамилию и адрес. Кстати, о телефонах. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему свое имя, адрес и то, что он дома один. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже".

Бусинки и К°

Конечно, все слышали о пуговицах, фасолинах и других мелких предметах, которые ЛОР-врач достает из ушей, носа или дыхательных путей малышей. Наверное, вы думаете, что это удел крошечных несмышленышей, которые еще не понимают, что так делать "ай-ай-ай"? Но так далеко не всегда. Крошки могут засунуть себе что-нибудь в нос или ухо, скорее всего, случайно, неосознанно, а вот 3-6 летний ребенок сделает это совершенно сознательно, и причины будут очень разные. Малыш растет, становится более умным и изобретательным, расширяются сценарии его ролевых игр, усиливается познавательный интерес к окружающему миру и себе самому. Одна моя подруга обнаружила у четырехлетней дочери в носу крупную бусину, которую она засунула туда из чистого любопытства: "А что произойдет с моим носом, если я так сделаю? Сможет ли он дышать?" К счастью, ничего произойти не успело. Эта же девочка, играя в больницу, складывала в рот пуговицы "как будто таблетки". И чем развитей воображение, тем изобретательнее могут стать поступки ребенка. И бесполезно прятать от него все мелкие предметы в доме (да это и невозможно). Подобные действия обезопасят грудничка, но не спасут шустрого, вездесущего пятилетку. Способ борьбы с такими горе-экспериментаторами один. Необходимо четко и понятно объяснить ребенку возможные последствия таких экспериментов, но не путем запугивания, а основываясь на знаниях о своем теле и его функциях. И чем раньше вы начнете такие беседы, тем лучше. Ведь даже трехлетний малыш способен понять элементарные основы физиологии. Но объясняйте все это не тогда, когда "гром уже грянул", а в качестве профилактики. И касается это не только инородных тел, но и абсолютно всех остальных правил безопасности. Для того чтобы все доходчиво объяснить ребенку, понадобится детская энциклопедия о человеке с хорошими реалистичными картинками, но подойдет и взрослый медицинский атлас (именно по нему мы с детьми и изучаем строение нашего тела). Расскажите малышу о дыхательной системе, о том, как мы дышим, как важно, чтобы дыхательные пути оставались свободными для прохождения воздуха и к каким печальным последствиям может привести остановка дыхания. И что относится это не только к бусинам и пуговицам, а и к всевозможным играм с одеванием кульков на голову и ремней или поясов на шею ("я собачка и буду ходить на поводке"). Не забудьте поговорите с ребенком и об органе слуха, рассмотрите его устройство и расскажите о том, как печально для человека не слышать пение птиц, шум ветра и дождя, музыку, голоса близких людей. Ведь именно к этому может привести засовывание в уши палочек, спичек, горошин и других предметов. Аналогично рассказывайте и о последствиях других необдуманных поступков.

Есть одна у летчика мечта…

Следующее о чем стоило бы рассказать - это окна, балконы, шкафы и прочие зоны повышенной опасности. Актуальность этой темы обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет - риск снижается, но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Ребенок постарше уже понимает, что высота - это опасно, но вместе с тем она притягивает его, будто магнит. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. И снова случай из жизни со счастливым концом. Моя подруга детства недавно вспоминала, как лет в шесть ей захотелось посидеть на балконных перилах, свесив вниз ноги. И она это почти осуществила на своем балконе на… девятом этаже. Подставив табурет, она начала перекидывать ногу через перила, но, к счастью, уронила вниз тапочку. Испугавшись, что мама будет ее ругать (мама в это время спала после ночной смены), подруга побежала вниз за тапкой и больше уже не решилась повторить задуманный подвиг. Возможно, именно "тапочков" полет подействовал на нее отрезвляюще. Когда мы учились в первом классе, то частенько играли вместе у подруги дома. Родители ее были на работе, а мы иногда развлекались тем, что залезали на шкаф. Сооружали хлипкую конструкцию из стульев и табуретов, затаскивали наверх яблоки и прочую снедь и сидели там, воображая себя какими-нибудь зверьками. Сейчас страшно даже вспоминать… И разве мы не знали и не понимали, что это опасно? Знать-то знали, но понимали ли? Наверняка у многих из вас есть какие-то подобные детские воспоминания и ощущения. Хорошо бы о них не забывать. Тогда вам будет гораздо легче понять поступки и психологию вашего малыша и предотвратить возможную трагедию. Для ребенка должно быть абсолютным табу, выглядывая в окно или с балкона, подставлять под ноги стул или иное приспособление. Ведь зазевавшись, он может слишком сильно высунуться наружу… И только доверительные, регулярные беседы помогут донести до сознания маленького "летчика" все возможные последствия опасных игр с высотой. Для особо бесстрашных и строптивых ребят можно провести "шоковую" терапию, показав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое запугивание - крайние меры, но в некоторых случаях оно приносит ощутимую пользу.

Загадочный ток

Нельзя сбрасывать со счетов и электричество. Обязательно расскажите своему ребенку назначение и устройство розеток, а еще лучше, чтобы папа вместе с малышом разобрал одну из них. Однажды увидев устройство розетки, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Поэтому объясняйте и постоянно напоминайте малышу, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Покажите ребенку, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их. Подчеркните, что делать это можно только в присутствии родителей и обратите внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов, особенно не нужно этого делать мокрыми руками. Важно, чтобы ребенок из страха быть наказанным не скрыл от вас возможный неприятный инцидент. Поскольку иногда электротравмы имеют отдаленные негативные последствия.
Это же в полной мере относится и к бытовым отравлениям.

Притягательные баночки и бутылочки

Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах. Знать-то знаем, но выполняем ли? Я тоже частенько пренебрегала подобным правилом, пока не попала на занятия по токсикологической химии и не наслушалась страшных историй из практики судебной медицины. По статистике, именно отравления бытовыми ядами стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И случается это из-за нашей халатности. Пока малыш находится под нашим неусыпным наблюдением, мы расслабляемся, наивно полагая, что он уже достаточно сознательный. Но, оставаясь дома в одиночестве, ребенок может из интереса или от скуки начать обследовать содержимое банок и флаконов, тем более что все они такие яркие и красивые. Чаще всего дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Поэтому очень важно показывать ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объяснять ее назначение. Обратите внимание малыша на то, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом почаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций".
Это же касается и лекарств. С ними тоже хватает проблем. Любой ребенок хоть раз в жизни их употреблял и уверен, что лекарства - это нужно и полезно. Не стоит его в этом разубеждать, но объясните, что лекарства может назначать только врач, а иногда мама, и что каждое лекарство помогает только при определенной болезни, в иных же случаях может быть опасным. Никогда не доверяйте даже самому сознательному ребенку самостоятельно принимать необходимые лекарства, он всегда должен делать это под вашим контролем. Так, шестилетняя дочь подруги должна была каждое утро съедать по шесть гомеопатических крупинок. Она несколько дней делала это очень ответственно, а потом увлеклась и съела сразу всю баночку…
Никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах, пока ему не исполнится хотя бы лет 8-9. Даже безобидный, на наш взгляд, флакончик сосудосуживающих капель, которые мы капаем в нос при насморке, может быть смертельно опасным для малыша, если он его выпьет…

Сказки-помощники

Сказки - верные помощники родителей во многих жизненных ситуациях. В общем, сказка - ложь, но что-то в ней есть… И если вы будете не просто читать малышу на ночь сказочную историю, но и обсуждать прочитанное, то с раннего детства заложите основы необходимых правил безопасности. Ну как еще доходчивее можно объяснить крохе, что нельзя открывать дверь квартиры чужим людям, даже если они кажутся хорошими и добрыми, как не на примере сказок. Вот волк и на маму-козу стал похож, и на бедную маленькую овечку, только бы обмануть доверчивых козлят и поросят. А цель-то понятна - съесть их всех. Только сказки заканчиваются хэппи-эндом, а вот в жизни чаще все совсем наоборот… Почти в любой сказке, народной или авторской, есть достойные обсуждения моменты. Это и упомянутые "Три поросенка", и "Волк и семеро козлят", и "Красная Шапочка", и даже "Колобок". У А. Усачева в книге "Маленькая собачка Соня" есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством. А чудесная сказка А. Линдгрен "Малыш и Карлсон" - это просто учебник по ОБЖ; только и обсуждай экстремальные ситуации, в которые Малыша втягивал неугомонный Карлсон… В общем, побольше вам, дорогие родители, изобретательности, понимания и здравого смысла и тогда с вами и вашими малышами никогда ничего не случится…

Как у них
В США на вас могут запросто подать в суд, если выяснится, что ребенка младше 12 лет вы оставляете дома одного. Но у нас не Америка. И приучать детей к самостоятельности многие начинают еще до школы. Кто прав? Истина, наверное, где-то посередине. В любом случае, все зависит от характера ребенка, личности родителей и семейных обстоятельств.

Когда пора?
Кто-то спокойно оставляет дома 5-летнего кроху, кто-то не может "бросить" и на полчасика 8-летнего школьника. Но в любом случае важно учитывать следующие факторы.

  • Ребенок не должен бояться оставаться один.
  • Малыш должен уметь обслужить себя - сходить в туалет, вымыть руки, налить себе воды.
  • Важно научить его пользоваться телефоном (а для этого, как минимум, надо знать цифры!).
  • Хорошо, если малыш умеет самостоятельно играть, рисовать, лепить, раскрашивать. То есть развлекать себя в ваше отсутствие.

Начинаем привыкать
Сначала оставьте малыша на 5 минут, например, сходите к соседке за солью. Затем - на 15 минут в магазин за хлебом и конфеткой. Постепенно увеличивайте время до 30 минут, затем - до часа. Помните, что даже самых смелых дошкольников лучше не оставлять одних дома больше, чем на несколько часов.

Излишняя опека
Если все друзья вашего ребенка уже сами остаются дома, сами выходят на прогулку, ходят в школу и обратно, а ваше чадо находится под неусыпным контролем, задумайтесь. Не пора ли вам "отпустить поводок"?

Чтобы не скучал!
Приготовьте ребенку поле для деятельности в ваше отсутствие. Запаситесь раскрасками, пазлами, конструкторами, кубиками и прочими "развлекалками", которые любит ваше чадо. Ведь на рискованные предприятия с непредсказуемыми последствиями ребенок обычно решается от скуки! И не забудьте про вкусный перекус: яблочко, печенье, сок, йогурт, которым он сможет подкрепиться.

Юлия КАСПАРОВА

Журнал "Мир семьи", №4, 2005 год