Счетчики







7 лет. Взрослеем! Ура?

О подростковом кризисе известно всем родителям. О трехлетнем «возрасте строптивости» знает большинство. А вот о кризисе семи лет говорится мало. Часто мы бываем совершенно к нему не подготовлены и не знаем, что делать с ребенком, который вдруг из покладистого и веселого человечка превратился в капризного и упрямого. Итак, давайте поближе познакомимся с этим явлением.

Необычные симптомы


В целом, пяти-шестилетний ребенок — достаточно покладистый человечек. С ним всегда можно договориться, он не плачет и не закатывает истерики по пустякам, и у нас создается впечатление, что так будет всегда, что наш малыш уже достаточно вырос и все капризы давно ушли в прошлое. Но вот наступает момент, когда родители замечают: в поведении ребенка что-то изменилось. Если не знать причины происходящего, можно подумать, что это — элементарная избалованность.

Симптом №1: манерничанье и кривлянье.

Эти самые первые признаки начинающегося кризиса выделил и описал выдающийся российский психолог Л.С. Выготский. Ребенок начинает вести себя не так, как раньше. Он может изменить походку, использовать какие-нибудь непривычные жесты и движения. Все это подчеркнуто-наигранно, манерно, неестественно. Чадо начинает кривляться, капризничать, вести себя несдержанно, в его поведении появляется шутовство, вертлявость. Если раньше это выглядело смешно и естественно, то теперь родителям не до смеха, потому что такое поведение семилетнего ребенка выглядит совершенно нелепым. Кажется, что он снова «впал в детство».

Симптом №2: пауза.

Если раньше малыш являлся к вам по первому зову, охотно садился кушать и почти без пререканий отправлялся вечером в постель, то теперь ситуация изменилась. Ребенок перестает сразу реагировать на привычные просьбы и обращения. Вы можете несколько раз позвать его к столу, но он все равно не выполнит вашу просьбу сразу. То же может касаться и любых других просьб, напоминаний, распоряжений, касающихся привычных правил, режима дня. Вы услышите не одну сотню «сейчас» и «подожди», прежде чем ребенок сделает то, о чем вы его просите.

Симптом №3: непослушание.

Отказ выполнять ваши требования или просьбы может быть явным и открытым, со словами «Нет!», «Не хочу!», «Не буду!» Но чаще всего, когда вы просите о чем-нибудь ребенка, например, убрать свою кровать или игрушки, он соглашается и обещает, что обязательно все сделает. Но проходит время, а игрушки так и валяются посреди комнаты. На резонные претензии чадо находит какую-нибудь причину, почему он не смог убрать.

Симптом №4: хитрость.

Придумывая всяческие отговорки, ребенок пытается таким образом уйти от ответственности и избежать наказания. А иногда надеется извлечь для себя и некоторую выгоду. Хитрость ребенок воспринимает как некую веселую игру, а не как обман. «Забыл» — обычная отговорка в этом возрасте. А если у вашего малыша всякий раз болит голова при необходимости писать палочки в тетради или вытирать пыль, повремените вести его к врачу. Глядишь, со временем все само пройдет.

Симптом №5: спор.

О, в каких редкостных зануд превращаются наши семилетние малыши! С каким мастерством доводят они нас, родителей, до белого каления своей манерой спорить всегда, везде и по любому поводу. «А почему папе можно не есть суп, а мне нет?» — «А почему вчера, когда мы были в гостях, ты разрешила мне лечь спать после 10, а сегодня не разрешаешь?» Сравнение себя с другими членами семьи — главный аргумент.

Симптом №6: упрямство.

Ребенок уже сказал свое веское слово и теперь ни за что не отступится от него. Пусть даже и в ущерб себе. Одна из проблем детского упрямства — упрямство родителей. Чем упрямее и несговорчивее мы сами, тем сильнее будет спорить и упрямиться наш ребенок. Конечно, нельзя во всем ему потакать. Но есть множество ситуаций, когда легче и правильнее уступить. Пусть маленький бунтарь иногда почувствует себя победителем. Ведь именно сейчас, в момент кризиса, он учится добиваться своего. А это, согласитесь, отнюдь не отрицательная черта.

Положительные моменты


Наряду с негативными симптомами кризиса, в поведении малыша просматривается и немало положительных моментов. Например, ребятишки становятся более самостоятельными. Они стремятся выполнять «взрослые» дела, но непременно по собственной инициативе, а не по указке взрослого. Еще совсем недавно я никакими силами не могла уговорить дочку сходить за хлебом в киоск возле дома. Теперь же она с удовольствием делает покупки, считает сдачу и всякий раз предлагает свою помощь. Она может по собственной инициативе полить цветы или накормить домашних питомцев — кошку и крысу.

«Взрослые» роли очень нравятся детям. В возрасте 6-7 лет ребятишки начинают самостоятельно придумывать себе занятия, отличные от просто игры. Девочки (а нередко и мальчики) могут увлечься вышиванием. Игры с куклами заменяются желанием «обустроить» кукольный дом и даже смастерить своим «подопечным» новые одежки. Детям нравится показывать фокусы, проводить всяческие опыты. Они с удовольствием делают поделки из бумаги и природного материала, придумывают сооружения из коробок, возводят сложные постройки из конструктора.

Вы заметили, что темы ваших разговоров с ребенком изменились? Раньше общение больше касалось бытовых, повседневных и внутрисемейных вопросов. Теперь же малыша начинают интересовать очень многие «взрослые» вещи. Он может заинтересоваться географией, захотеть узнать о других странах и народах. Ему интересны вопросы экономики, политики, религии, происхождения жизни на Земле. Он начинает прислушиваться к сводкам новостей и задавать вопросы, на которые порой очень непросто ответить.

Каждый детский возрастной кризис — процесс положительный и закономерный. Это выход на новый уровень «взрослости», очередная ступенька вверх. Во многом он определяется физиологическими изменениями, которые происходят в организме ребенка. К семи годам у детей завершается созревание лобного отдела больших полушарий головного мозга. Благодаря этому ребенок приобретает новые возможности: начинает понимать причинно-следственные связи, может планировать свои действия. Кроме этого, совершенствуется нервная система, но процессы возбуждения пока не уравновешены с процессами торможения. Отсюда и повышенная возбудимость, эмоциональность, непоседливость, капризность.

Главный лейтмотив кризиса семи лет — рост познавательной активности. И все споры и пререкания чада с родителями — не что иное, как тренировка, поиск логических доводов и объяснения своим поступкам. Иначе говоря, кризисный период — это некий плацдарм, где ребенок оттачивает свои новые знания, умения и способности.

Как помочь маленькому бунтарю


Мы многое прощаем малышу, но 6–7-летний ребенок — совсем другое дело. Первый наш порыв — наказать, «выбить» из ребенка непослушание и упрямство. Но такая тактика не приведет ни к чему хорошему. Попробуйте следовать нескольким простым правилам.

  • Ищите новые подходы к маленькому упрямцу.
  • Нервная система малыша сейчас очень уязвима. Постарайтесь создать для него максимально комфортные условия: побольше ласки, терпеливого внимания, семейного тепла. Как никогда, важно соблюдать режим дня. Ведь любое переутомление, как психологическое, так и физическое, почти наверняка выльется слезами и капризами. Так что поменьше всяческих перегрузок, особенно эмоциональных, побольше отдыха и прогулок на свежем воздухе.
  • Признавайте «взрослость» ребенка, впустите его в свою взрослую жизнь. Он обязательно это оценит. Давайте ему всевозможные «взрослые» поручения, доверяйте серьезные дела, советуйтесь с ним.
  • Постепенно снимайте свою ответственность за личные дела ребенка, не вмешивайтесь в дело, которым занят малыш, без его просьбы.
  • Будьте весьма осторожны с критикой, сейчас отношение к ней у ребенка обострено. Он особенно нуждается в одобрении своих дел и поступков. Не критикуйте его, лучше помогите исправить возможные ошибки: «А давай сделаем вместе!»
  • Именно сейчас у ребенка идет процесс формирования самооценки. Не захваливайте сына или дочурку чрезмерно. Но и не ругайте по любому поводу. Научите чадо относиться с уважением к самому себе.
  • Не раздражайтесь, если ребенок начинает «умничать». Это здорово — иметь свое мнение! Больше разговаривайте с ребятишками, рассказывайте им обо всем на свете. Дайте ребенку возможность смотреть научно-популярные передачи о животных, науке, путешествиях. Покажите малышу, как интересно пользоваться энциклопедиями, в которых найдутся ответы на многие вопросы.

Юлия КАСПАРОВА

Журнал «Мир семьи», октябрь 2008