Счетчики







Формирование правильного произношения у детей 4го года жизни

Ярош Татьяна Александровна

С детьми четвёртого года жизни проводится работа по уточнению и закреплению правильного произношения следующих групп звуков: м, мь, п, пь, б, бь, т, ть, д, дь, н, нь, к, кь, г, гь, х, хь, й, ф, фь, в, вь и звуков с, сь, з, зь, ц.

Необходимо также упражнять детей в чётком произнесении слов и фраз, развивать у них речевой слух и продолжительный плавный выдох. С этой целью взрослый предлагает ребёнку отчетливо (по подражанию речи взрослого) назвать игрушки, животных, рисунки в книжках. Также нужно заучивать потешки, чистоговорки, считалки, стишки, насыщенные определёнными звуками. Для закрепления звуков во фразовой речи взрослый предлагает ребёнку ответить на вопросы по прочитанной сказке или рассмотренной картинке.

В процессе разучивания стихов и потешек нужно вырабатывать у ребёнка интонационную выразительность. Повторяя вслед за взрослым тексты стихов, ребёнок будет правильно пользоваться интонационными средствами выразительности и развивать свой речевой слух.

Развитие речевого аппарата происходит в процессе игровых упражнений, когда ребёнку предлагают произнести одну и ту же чистоговорку с различной громкостью, с разной силой голоса (от шёпота до громкой речи). Это упражнение можно проводить в виде игры с несколькими зверюшками, от имени которых ребёнок и будет повторять определённую фразу разными голосами.

Залог успешности ваших с малышом занятий – регулярность, непринуждённая радостная атмосфера, игра и подражание родителю. Ниже приведена подборка стишков для занятий. Вы можете использовать и другие подходящие тексты, и даже сочинять их вместе с ребёнком.

Речевой материал для закрепления произношения звуков:

М

Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня, -
Я поехал к маме. (М.Клокова)

Б

Маленький бычок,
Рыженький бочок,
Ножками ступает,
Головой мотает:
«Где же стадо? Му-у-у!
Скучно одному-у-у!» (В.Берестов)

П

Петушок
Петя-Петя, Петушок
Целый день учил стишок,
А запомнил он строку
Лишь одну: кукарекууу! (Р.Фархади)

Т

Котик и козлик
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
за котиком ходит. (В.Жуковский)

Д

Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С.Маршак)

Н

Старый слон
Спит спокойно старый слон.
Стоя спать умеет он. (С.Маршак)

Динь-дон! Динь-дон!
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон! Динь-дон!
Стало в комнате темно: заслоняет слон окно.
Или это снится сон?
Динь-дон! Динь-дон! (И.Токмакова)

К

Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло. (В.Берестов)

Х

Чух, чух, чух, чух,
Мчится поезд во весь дух. (Э. Мошковская)

Й

В лес дремучий я пойду.
Зайца серого найду.
Принесу его домой.
Будет этот зайка мой.

Г

Без головы, а в шляпе.
Одна нога и та без сапога. (Гриб)

Ф

У Фомки в гостях Фимка.
Фимка в гостях у Фомки.

В

Загудел паровоз
И вагончики повёз. (Т.Волгина)

С

Са-са-са – вот летит оса
Сы-сы-сы – у осы усы
Со-со-со – катит колесо
Су-су-су – холодно в лесу (чистоговорка)

З

У зайки Бубы заболели зубы.

Зоиного зайку зовут Зазнайкой.

Ц

Бегают две курицы прямо по улице.
Цыплёнок цапли цепко цепляется за цепь.