Счетчики







Диалог с новорожденным

Ерко Марина

Наш новорожденный малыш готов к полноценному диалогу. Вам кажется это странным? Давайте попробуем разобраться.

Новорожденный уже может общаться на равных – это правда. Пускай у него ещё не достаточно средств для выражения себя, но зато у нас достаточно чуткости, чтобы понимать его и так.

Я думаю, каждая включённая в малыша мама замечала, что он осознанно реагирует на слова, сказанные о нём, прислушивается, мотает на ус. И это не иллюзия. Что бы он ни делал: бодрствует, ест или даже спит, малыш воспринимает всё, что происходит вокруг него и стремится дать обратную связь, поделиться впечатлениями.

Он стремится рассказать о себе и своих переживаниях всё. Поэтому опасения будущих мам о том, как угадать, что ему в какой момент нужно – безосновательны. Угадывать ничего не придётся – кроха всё «скажет» сам. Но чтобы понять его сообщения, конечно же, понадобится много терпения, желания и глубокой – истинно материнской - чуткости.

Итак, какими же средствами пользуется наш ребёнок для участия в диалоге?

1. Выражение глаз. Тончайшие оттенки эмоциональных состояний можно увидеть только в глазах – недаром их называют «зеркалом души».
Новорожденный кроха – не исключение, его глаза так же выразительно сообщают внимательному собеседнику обо всех внутренних физических и психических процессах.
Удивление, внимание, грусть, возмущение, восторг, усталость, страх и другие состояния без труда можно различить в глазах даже свежерождённого ребёнка. Новорожденному пока доступны не все мимические реакции, на которые будет легко опираться чуть позже, когда он подрастёт. А пока – смотрим нашему крохе в глаза и интерпретируем увиденное, опираясь на наш богатый опыт общения с людьми: выражение глаз взрослого и младенца в схожих состояниях – одинаковы, поскольку это рефлекторные реакции. Поверьте мне, это не труднее, чем определить по глазам мужа, в каком он настроении, или пил ли он пиво ;-).

2. Мимика.Тут дело обстоит ещё проще. Младенец имеет богатейшую мимику, которую очень легко интерпретировать. Единственное, чему стоит поучиться (обязательно) – это правильно называть эмоцию, которую вы видите на лице крохи. Не стоит ограничиваться в интерпретации мимики общими понятиями «хорошо»-«плохо». Гораздо практичнее точно знать, что испытывает ваш кроха, и, исходя из этого, адекватно продолжить диалог.

Вот примеры состояний:

радость
восторг
умиление
нежность
любовь
гордость
эйфория
бодрость
удивление
внимание
концентрация
спокойствие
нейтралитет
комфорт
погружение в себя
страх
огорчение
раздражение
недовольство
неудовлетворение обида
недоумение
усталость

Потренируйтесь (идеально до рождения крохи) на окружающих вас людях определять эмоциональные состояния по выражению лица. Упражняйтесь до быстрой автоматической оценки. Этот навык пригодится не только во взаимодействии с малышом, но и в жизни в целом.

3. Движения. догадаться, что ребёнок плямкает, высовывает язычок и сосёт пелёнки, когда нуждается в прикладывании к груди. Если вы видите такое поведение – давайте грудь сразу, не нужно дожидаться крика. Реагируем на сигналы малыша своевременно.

Более активные, чем обычно, движения ручками-ножками будут говорить нам о возбуждении, а оценить его окраску – радостное или от испуга – поможет мимика. Если же движения чрезмерно активные и мышцы ощущаются очень твёрдыми, то знаем – малыш устал (эмоционально или физически), и нужно обеспечить ему условия для отдыха: свёрнутые позы, мягкие покачивания, спокойная, мерная речь и прикосновения.

4. Звуки.е звуки издаёт новорожденный? Кроме крика? Сопит, произносит что-то типа «а-а» и «э-э», пыхтит, кряхтит. Очень удобно, когда ребёнок не кричит, а пользуется для общения спокойными звуками. Но для этого он должен чувствовать, что его сигналы понимаются. Иначе он всё-таки вынужден будет кричать – ведь на крик реагируют точно.

Прислушивайтесь к каждому звуку, издаваемому новорожденным и сформулируйте для себя те предложения, которые прячутся за разными звуками. Обращаясь к малышу, отвечайте ему так, как будто он действительно произнёс ту фразу, которую вы услышали за его кряхтением.

Например:

Малыш пыхтит ----> Мама слышит: «Как же я хочу поднять голову и что-нибудь увидеть!» ----> Мама отвечает: «Да, мой хороший, старайся, у тебя обязательно получится!» ----> Малыш чувствует понимание и поддержку и cтарается ещё больше.

Сделаем выводы.
Партнёры в любом диалоге говорят и слушают поочерёдно (иначе это не диалог, а монолог или базар). Поэтому, если мы хотим полноценно общаться со своим юным собеседником, мы должны не только щебетать с ним, и всё ему рассказывать, но и уделять не меньше 50% времени тому, чтобы выслушать и - главное – понять! его. И, конечно же, отвечать: строить свои следующие фразы и действия исходя из того, что мы услышали от крохи.

Удивительно, что приходится разбирать такие очевидные правила двустороннего общения, правда? Но полноценный диалог с самыми юными людьми не так уж распространён в нашей культуре. За новорожденным принято ухаживать, рассказывать ему, развлекать его, а вот ожидать обратной связи – осознанной обратной связи – как-то не принято. Мол, маленький ещё, миленький, смешной. Родителей умиляет и забавляет поведение малыша. Но ведь он серьёзен. Он хочет, стремится что-то сказать своим поведением, а не просто развлечь маму и папу.

Будем же чуткими. Будем же проявлять уважение к своему ребёнку, и удовлетворять его потребность в полноценном двустороннем общении наравне с другими потребностями.

Успехов!