Счетчики







Трудности в обучении. Часть 2

Бубнова Ксения Александровна

Причина вторая

У малыша недостаточно развито внимание.

Ребенок пока не в состоянии запомнить сразу много сведений, т.к. его внимания на уроке хватает ненадолго. Малыш еще не умеет правильно распределять внимание, быстро переключаться с одного занятия на другое, ему тяжело сосредоточиваться и концентрироваться. Что ж, вполне естественно, что учитель назовет вашего ребенка невнимательным. Психологи считают, что “обычно причина глобальной невнимательности, характерной для детей, заключается в следующем. Дети обращают большее внимание на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения, схватывают этот смысл и, довольствуясь им, пренебрегают частностями”. И если вы хотите помочь малышу преодолеть невнимательность, придется его потренировать. Суть занятий и будет состоять в том, чтобы научить ребенка “воспринимать содержание с учетом отдельных элементов на фоне смысла общего”. Для этого можно использовать такие игры:

  • “Догони и поймай букву”

Вам понадобится страница из старого журнала, желательно с крупным шрифтом. Отметьте на ней какую-либо букву и попросите ребенка, просматривая строчки слева направо, вычеркивать эту букву каждый раз, когда она встретиться. Постепенно задания усложняйте. Например, букву “е” вычеркиваем, а “м” – подчеркиваем и т.д.

  • “Найди ошибку”

Суть упражнения заключается в следующем. Вы произносите какое-либо слово (например, “картинка”), а затем просите малыша проверить, правильно ли оно написано. Слово напишите, разделив его на слоги (вначале их необходимо отделить друг от друга вертикальной чертой). В одном из слогов допустите ошибку. Например, вместо слога “тин” напишите “нит”. Сначала ребенок работает под вашим руководством, вместе с вами приходит к выводу, что неверно написан второй слог, в нем переставлены буквы “н” и “т”. Поиграйте в учителя и ученика, пусть малыш исправит ошибку красным карандашом. Порадуйтесь вместе с ним, что вместо бессмысленного слова “карнитка” теперь написано правильно – “картинка”.
Следующий этап – слово прочитывается и проверяется по слогам про себя (“Первый – правильно, второй – нет: здесь пропущено... переставлено...и т.п.) На последнем этапе ребенок прочитывает все слово про себя, анализирует его и дает общую оценку (Слово написано неправильно, так как....)
Подключите свою фантазию и проверяйте также правильность картинок, узоров и т.д.

  • "Найди спрятанное слово"

Изготовить карточки для этой игры нужно самому. Для первого задания подойдет текст из 7 – 10 букв. Среди них “спряталось” слово, и малыш должен его “отыскать”. Например:

ЛМАМАРО

Вполне возможно, ребенок сразу увидит слово “мама”, а если нет, помогите ему. Не забывайте похвалить малыша всякий раз, когда он успешно справиться с заданием! Постепенно буквенные тексты усложняются, в них “прячется” все больше слов. Чтобы не запутаться, слова нужно подчеркивать. При систематических занятиях ребенок через некоторое время найдет и подчеркнет слова в таком буквенном тексте:

БСОЛНЦЕИТРАНВСТОЛРЮДЖЫМЕТОКНОГГЩШЩАТМАШИНА

ПРСТЫЮРОЗАЕВНЦИДЖАРАМЫЛРКВТСУМКАЛДЧЕВРЫБАЙ

  • “Распутай линии”

У этой игры множество вариантов и названий, она часто встречалась вам в детских журналах, газетах, учебных книжках для дошкольников. Например, слева на странице изображены сказочные персонажи, а справа – волшебные вещи. Нужно определить, какой из предметов принадлежит каждому герою, “распутав” линию, которая их соединяет. Легче “пройти” по линиям с карандашом в руках, даже прочертить их разными цветами, если малышу тяжело. Постепенно откажитесь от карандаша, разрешив ребенку помогать себе пальцами. Со временем нужно добиться того, чтобы и пальцы не понадобились – лучше всего, чтобы малыш работал только глазами.
Как только вы увидите, что ребенок с легкостью распутывает без помощи подручных средств предложенное количество линий (для малышей их рисуют не больше 5), увеличьте число. Нарисуйте сами, скажем, 7 линий, а у начала каждой из них вместо картинок напишите цифры. Ребенку предложите проследить каждую линию от начала до конца и там, где она заканчивается, поставить ее номер. Можно проводить игру в виде соревнования “Кто быстрее?”, с ограничением времени (вы даете команду “Стоп!”, и ребенок заканчивает работу). Второй вариант – без ограничения времени. Выполнив задание, малыш поднимает руку, а вы фиксируете, сколько времени ему на это потребовалось. В следующий раз предложите аналогичное по сложности задание и проверьте, быстрее ли стал работать ребенок. Если да – обязательно скажите об этом малышу, похвалите за усердие!
Вот еще несколько упражнений, направленных на усиление концентрации и устойчивости внимания:

  • “Перепиши “шифровку””

Скорее всего, эта игра больше понравиться мальчикам. Кто из них не захочет помочь полюбившемуся герою мультфильма справиться с врагами, если для этого нужно переписать и отправить зашифрованную секретную информацию! Только не забудьте, внимательно проверив написанное вместе с малышом, вложить послание в конверт и отдать папе для пересылки. (Папы обычно знают все, и адрес “мультяшного” героя им наверняка известен). Буквенные тексты могут быть такими:

  • АММАДАМА РЕБЕГРЕ АССАМАСА
  • ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
  • ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС
  • УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

Девочкам можно предложить переписать названия “лекарств” для заболевшей куклы, например, такие:

  • ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
  • МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ
  • ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ
  • ВАТЕРПРООФЕТТА
  • СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ
  • ЕММАСЕЛАТОНОВ.

Развитию концентрации внимания и умения сосредоточиваться помогают также игры- соревнования. Можно пригласить в гости друзей вашего малыша и провести увлекательное состязание.

Игры могут быть такими:

  • “Опиши предмет”

Покажите детям несколько предметов (игрушки, карандаши, бусы и т.п.). Через 1 – 2 минуты закройте их. Ребята должны как можно подробнее и точнее описать предметы (величину, цвет и т.д.) Замечательно, если самый внимательный малыш получит небольшой приз. В следующий раз каждый захочет стать победителем!

  • “Что изменилось?”

Это достаточно известная игра. Положите на стол несколько предметов и попросите детей их запомнить. Затем по вашей команде ребята закрывают глаза, а вы убираете какой-нибудь предмет или, наоборот, добавляете. Можно просто поменять предметы местами. Открыв глаза, дети должны сказать, что же изменилось.

  • “Да и нет”

Малыши с удовольствием примут участие в этой веселой игре. Правила у нее простые: на поставленные вопросы нельзя отвечать “да” и “нет”. Нужно предупредить детей, что слова типа “ага”, “не-а” приравниваются к “да”, “нет”.
Можете задавать вопросы о школьной жизни. Вполне вероятно, ваш ребенок расскажет о своих проблемах и страхах, и они станут для вас полной неожиданностью! По правилам игры можно говорить и бессмыслицу – это снимет ненужную скованность, напряженность, сделает атмосферу эмоциональной и непринужденной. Игра должна проходить в достаточно высоком темпе – это послужит вашему малышу тренингом, поможет быстро реагировать на вопросы учителя, не теряться на уроке, отвечать уверенно.

Необходимо сказать несколько слов о развивающих компьютерных играх для детей. Скажем, в “обучалке” под названием “Вундеркинд” можно найти достаточно большое количество заданий для развития логического мышления, памяти, внимания ребенка. Полезными для вашего малыша станут предложенные “Вундеркиндией” игры “Найди животное”, “Тренировка памяти”.
Конечно, время, проведенное ребенком у компьютера, должно быть строго ограниченным. Особенно для легковозбудимых ребятишек – не больше 15 – 20 минут! И вы всегда должны помнить, что никакая, даже самая увлекательная развивающая игра, не заменит малышу живого общения.
Итак, мы поговорили о первой трудности, которая может возникнуть у первоклассника в процессе учебной деятельности – неумении работать на уроке вместе со всеми, внимательно слушать учителя и выполнять его требования. Вы узнали об основных причинах, вызывающих подобную проблему:

  • неумении следовать правилам и требованиям
  • недостаточном развитии произвольного внимания

Следует подчеркнуть, что при этом выполнение домашних заданий под вашим руководством, усвоение учебного материала при индивидуальной работе учителя с ребенком не должны вызывать у малыша затруднений. Он с удовольствием принимает участие в интеллектуальных занятиях, состоящих из активного общения, а не пассивного слушания (при этом прекрасно запоминает информацию!)
Если же вашему ребенку вообще трудно даются все виды учебной деятельности, ему сложно понять и запомнить объяснения учителя, если малыш плохо усваивает материал не только на уроке, но и во время индивидуальных занятий – мы имеем дело с другой проблемой. Разговор о ней пойдет в следующей статье.