Счетчики







Развивающие игры: все под рукой

Руки - инструмент тонкий, и "настраиваются" они в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. "Всему свое время" - это означает, что развивающая игрушка должна появиться в детской комнате в положенный срок.

Так, с рамками-вкладышами малыша можно уже знакомить в 10-12 месяцев, шнуровки он с удовольствием освоит около полутора лет, а мозаику и пазлы после двух.
К сожалению, сейчас все эти обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития карапуза играть в них нужно часто. Но не все так печально. Оглянитесь вокруг, и вы найдете немало подручных материалов, из которых можно смастерить отличные пособия для малыша. К тому же по своим развивающим свойствам они часто превосходят покупные аналоги.
Подключайте к изготовлению игрушек пап, дедушек, бабушек и других домочадцев. Тем более что мужская часть домашнего населения издавна славится инженерными задатками. Придумывайте игрушки вместе с детьми - ведь всем ребятишкам нравится быть помощниками и партнерами. А игрушка, изготовленная своими руками, обязательно станет самой любимой. Помните, что время, проведенное с малышом, никогда не бывает потраченным зря.

Крупяных дел мастер

Игры с крупами очень полезны и интересны. Подойдет все, что есть в доме: гречка, просо, фасоль, семечки, горох и даже... обычная соль.
Кашка для мишки. Дайте карапузу ложку и две емкости (желательно небьющиеся). В одну из них насыпьте немного крупы и покажите ребенку, как можно ложечкой пересыпать из одной посудины в другую. Для этих целей прекрасно подойдет детская пластмассовая посуда - яркие кастрюльки и сковородочки. "Сварите" с малышом кашку для мишки и супчик для заиньки. Эта игра поможет научить карапуза общаться с ложкой. Только не забывайте о технике безопасности: при "общении" ребенка с мелкими предметами будьте всегда рядом.
"Бассейн" для пальчиков. Для его изготовления потребуется 5-литровая пластмассовая бутылка из-под минеральной воды (любая другая емкость с прозрачными стенками, кроме стеклянной, тоже подойдет). Срежьте у бутылки верхнюю половину - вам потребуется нижняя часть. Для безопасности края среза обклейте скотчем или изолентой и наполните посуду любой крупой. В полученный "бассейн" спрячьте кубик. Покажите малышу другой кубик и попросите его отыскать такой же в "бассейне". Когда ребенок освоится с заданием, увеличьте количество "погруженных" предметов. Это могут быть шарики от пинг-понга, крышки от банок или чайные ложки.
Гречневые гравюры. Хотите заняться с малышом необычным рисованием? Для этих целей потребуется все та же крупа. "Рисовать" можно на плоском блюде либо подносе. Важно, чтобы цвет посуды не сбивал с толку, поэтому лучше всего - белый. На поверхность блюда насыпьте немного крупы и равномерно распределите ее тонким слоем - "холст" готов! Покажите малышу как пальчиком рисовать простейшие фигуры и узоры: квадратики, ромбики, кружочки, листики-цветочки. "Работать" нужно аккуратно, иначе квартире потребуется генеральная уборка. Задание не такое уж и простое, как может показаться на первый взгляд, поэтому не предлагайте эту игру ребенку младше 2 лет.
Если квадратики и ромбики получаются хорошо, усложняйте технику нанесения рисунка. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Это действие хорошо развивает детские ручки, а сама игра - фантазию и воображение. К сожалению, такое искусство недолговечно. Поэтому для семейного архива можно запечатлеть на фото карапуза вместе с его шедевром.

Юный макаронник

Когда мы берем в руку очень маленький предмет, например, горошинку или макаронину, то не задумываемся, как при этом нужно сложить пальцы. А для малыша успешное выполнение такого сложного движения - большое достижение. Примерно в 9-10-месячном возрасте ребенок уже может брать пальчиками мелкие предметы. Поэтому дайте ему макаронные изделия различной формы. Кроха до года будет с удовольствием перебирать их пальчиками. Для детишек постарше - занятия посложнее.
Макаронные аппликации. Макароны хорошо крепятся клеем ПВА или крахмальным клейстером к любой поверхности - бумаге, цветочному горшку, бутылке, рамочке для фотографий... Красиво смотрятся макароны-ракушки, бантики и бабочки. Готовое изделие можно раскрасить - получится необычно и стильно.
Бусы для любимой бабушки. Потребуется приблизительно 200 г макарон с крупным просветом и длинный шнурок. Задача ясна: нанизать макаронины на шнурок. Конечно, для выхода в свет такая бижутерия не подойдет, однако для домашнего праздника вполне приемлема.
Кукла из небольшой пластмассовой бутылки. Под пробкой-шапочкой нарисуйте смешную рожицу, а вместо рта проделайте отверстие диаметром 1-1,5 см (края обработайте, чтобы малыш не поранился). Предложите ребенку: "Давай покормим куклу макаронами!" Такие куклы особенно любят ракушки, черепашек и рожки. Покажите малышу, как проталкивать "еду" в ротик куклы.

Веселые пуговки

Больше - меньше. Для этой игрушки подойдет прозрачная пластмассовая банка с крышкой (или ненужный вам контейнер) и россыпь пуговиц разного размера. Проделайте в банке три прорези: большую, среднюю, маленькую. Покажите малышу, как бросать большую пуговицу в большое отверстие, среднюю в среднее, а маленькую в маленькое. Для деток до 2 лет достаточно двух прорезей. Кроме мануальных навыков, игра научит ребенка различать предметы по размеру.
Забавная змейка.Вам понадобятся пуговицы с крупными дырочками и шнурок. Предложите малышу нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов - в них также есть дырочки. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, - таким образом будут стимулироваться тактильные рецепторы.
Пуговки-застежки. На лоскут ткани нашейте пуговицы разного размера. Затем на лоскутках размером чуть больше, чем пуговицы, сделайте прорези для застежек. Покажите малышу, как продевать пуговицы в петли. Когда все пуговицы будут застегнуты, начинайте сначала.

Бумажная пластика.

Игры с бумагой могут надолго занять кроху, к тому же такое времяпрепровождение пойдет малышу на пользу, а от родителей не потребует особых материальных затрат.

  • Научите ребенка мять бумагу и скатывать из мятых листов шарики. А 2-летний малыш вполне может самостоятельно сделать из них бумажную скульптуру - забавного снеговика.
  • Полезное занятие - "отщипывание - отрывание" пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Полученные обрывочки пусть малыш сложит пальчиками в пластиковый стаканчик из-под йогурта - получится бумажное мороженое.
  • Покажите ребенку, как скатывать рулончики из бумажных полосок - это будут рулетики или улиточки - кому что нравится!

Все эти занятия развивают детские пальчики не хуже дорогих игрушек.

Болтики и гаечки, баночки и крышечки…
Закручивание и откручивание болтиков (винтиков с притупленными концами) также прекрасно развивает мелкую моторику. Можно не только навинчивать гаечки на болтики, но и разноцветные крышечки на баночки от детского питания. (Только, конечно же, под вашим бдительным присмотром.)

Полезные прищепки
Наверняка в каждом доме найдутся бельевые прищепки. Это тоже отличный тренажер для маленьких пальчиков. Сначала пусть ребенок пробует прищепливать их к чему-то плоскому, например, к картонке или широкой линейке. А со временем усложните задачу: попросите малыша закреплять прищепки на натянутой веревочке. Чтобы ребенку было интереснее, вырежьте из картона специальные заготовки - силуэты елочки, ежика или солнышка. Тогда малышу будет гораздо увлекательнее цеплять елочке и ежику "иголки" из прищепок, а солнышку "лучики".

Оглянитесь вокруг!

Что еще поможет ребенку потренировать свои пока непослушные пальчики?

  • Если у вас сохранились старые счеты с крупными костяшками, малышу понравится туда-сюда передвигать их, щелкать и греметь ими.
  • Немного фантазии - и застежка-молния превратится в замечательную развивающую игрушку.
  • Трехлетке поручите забивать гвоздики в кусок пенопласта (конечно же, под чутким папиным руководством).
  • Пусть кроха обрисовывает на листе бумаги свои ладошки - это лучшие трафареты в таком возрасте!
  • Hашейте на лоскут ткани крючочки, кнопочки - пусть ребенок тренируется застегивать!
  • Дайте малышу уже ненужные телефоны с диском и кнопочками, - тогда отпадет потребность в покупке панели-тренажера для пальчиков.
  • Для совсем малюсеньких ручек соорудите подвесные забавки. Для этого к длинной ленточке пришейте по два мешочка разного цвета. В них насыпьте различные наполнители (горох, гречка, фасоль, грецкие орехи, семечки, мятая бумага, фантики от конфет). Сделайте 3-4 таких забавки и меняйте их, подвешивая на кроватку за ленточки. (Наполнители должны быть надежно зашиты в мешочках, а ленточки крепко привязаны к кроватке.) Маленькие дети очень любят перебирать пальчиками незнакомые предметы. К тому же такая игрушка еще и издает любопытные звуки.
  • Предложите ребенку очистить от скорлупы вареное яйцо. 2-летний малыш вполне справится с этим заданием, а заодно и пальчики потренирует.
  • сли в доме намечаются пироги, помните, что при работе с тестом ребенок - ваш лучший помощник. Пусть кроха отщипывает кусочки теста, катает шарики и валики, делает формочками зайчиков и белочек. Можно приготовить специальное тесто для лепки. Для этого возьмите в равных количествах муку и соль и добавьте немного растительного масла. Воды нужно столько, чтобы получилась мягкая и упругая масса - удобная для лепки. Такое тесто можно довольно долго хранить в холодильнике в полиэтиленовом пакете. Простейшие поделки из такого материала уже осилит малыш полутора-двух лет. Это могут быть снеговички, гусенички, улиточки, червячки. Готовые изделия подсушите в духовке и раскрасьте вместе с крохой красками всех цветов радуги. Пестрая живность - отличный подарок гостям, пришедшим на день рождения к малышу.

    Помните, что цель ваших занятий по развитию мышц рук малыша - развитие его межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия. Проще говоря, развитие интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка необходимо начинать с развития движений пальцев и кисти. Ведь именно развитие кистей играет важную роль в формировании головного мозга и становлении речи, так как руки имеют самое большое представительство в коре головного мозга.

    Наталия САМОЙЛЕНКО,
    Центр "Семейный круг"

    Журнал "Мир семьи", №2, 2005 год