Счетчики







Его величество «Игра» Часть 1. Чем полезна игра

Часть 1. Чем полезна игра

Случайно услышанный разговор
Папа сыну 3-4 лет: - Что ты все играешь и играешь! Полезным бы чем-то занялся: раскраску бы взял или пазлы сложил!!!

Большинство взрослых считают, что игра – это пустая трата времени и сил, поэтому они считают своим долгом занять ребенка «полезными» (с их точки зрения) вещами: рисованием, чтением, танцами, изготовлением поделок и т.д. А спрос рождает предложение - сейчас значительно возросло количество так называемых «развивалок», где акцент делается на развитии познавательных процессов: внимании, памяти, мышлении и на обучении чтению, письму, счету и др. навыкам. Важность данного развития не вызывает сомнения, если (!) при этом не упускается важность игры. «Бедный» дошкольник в наше время так занят, что у него просто нет времени просто поиграть. А ведь игра – это ведущая деятельность ребенка, т.е. такая «деятельность, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития» (Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, 1998).

Насмешливое отношение к игре со стороны родителей, стремление переключить ребенка на учебу порождает у него внутренний конфликт: вступают в противоречие потребность ребенка в игре и требование родителя «не заниматься ерундой, а учиться». В результате появляется чувство вины, которое внешне проявляется в пассивности, неуверенности, низкой самооценке.

Итак, плюсы игры. Именно в игре ребенок:

  • познает окружающий мир. Он совершает тысячи манипуляций с предметами, открывая для себя мир форм, пространственных отношений, причинно-следственных связей и др.;
  • развивает координацию движений, в том числе и мелкую моторику, что очень важно в дальнейшем для освоения письма. Ребенок раздевает и одевает свои игрушки, строит дома из кубиков, складывает конструктор, в конце концов, просто кормит своего плюшевого мишку (в рот ему тоже надо уметь попасть!).
  • развивает речь. У малыша все игрушки разговаривают, даже машинки, не говоря уже о куклах, зайчиках и динозаврах, при этом используются слова, которые он практически не употребляет в общении с родителями и другими взрослыми;
  • развивает воображение. Так у одного и того же ребенка в разное время палка может быть и ружьем, и удочкой, и мечом, и конем. А сюжет игры может так разворачиваться, что Стивен Спилберг просто отдыхает;
  • развивает чувство самоуважения и веру в себя. Поскольку дети часто играют в то, что у них получается (а если не очень получается, то просто меняются правила игры), игра не вызывает у них чувство неловкости, неумения (конечно, если за их игрой не наблюдает взрослый). Ребенок в игре ставит перед собой такие задачи, решение которых доставляет ему удовольствие, позволяет быть лучшим в своих глазах;
  • познает мир социальных ролей и профессий. Ребенок, представляя себя мамой, папой, поваром, продавцом etc., «примеряет» на себя эти роли;
  • развивает умение управлять своими эмоциями и поведением. Стремясь быть похожим на своего героя, малыш, например, не лезет с кулаками на обидчика, а старается разрешить спор словами;
  • приобретает первые навыки взаимодействия с окружающими. Когда ребенок начинает играть с другими детьми, он учиться где-то уступать, а где-то, наоборот, отстаивать свои интересы; учиться достойно проигрывать и выигрывать; учиться делиться; наконец он учится уважать желания других (а не растет эгоистом, который привыкает только получать).

Поэтому давайте не будем, во-первых, мешать ребенку играть, когда он играет, и, во-вторых, научим его играть, когда у него не получается.

В следующей статье читайте о том, как меняется игра, когда ребенок подрастает; во что играют малыши до 2-х лет, какие игровые сюжеты предпочитают дети дошкольного возраста, а также о том, как в игре строят дружбу и отношения подростки.

Ирина Абрамчук
Психолог центра детской
и семейной психологии «Я+Семья»
8 (044) 239-22-43
www.ya-plus.in.ua