Счетчики







Заикание у детей

С незапамятных времен врачи изучают причины заикания и ищут эффективные способы лечения. Многие из них думали, что заикание возникает из-за неправильного строения органов речевого аппарата. Впоследствии врачи убедились, что у заикающихся людей никаких нарушений нет.

Что же такое заикание? Это нарушение темпа, ритма и плавности речи, когда плавная речь прерывается непроизвольными задержками, а иногда и вынужденным повторением отдельных слогов или звуков. Задержки и повторения возникают из-за сокращения мышц речевого аппарата, которое возникает в дыхательном (легкие), голосовом (голосовые складки) и артикуляционном (губы, язык) отделах речевого аппарата. Вдыхание во время сокращения мышц дыхательного аппарата напоминает икоту – отсюда и происходит название заболевания “заикание”. Заикание, по сути, является отклонением высшей нервной деятельности от нормы. У детей, страдающих заиканием, наблюдаются периоды, когда заикание исчезает само собой либо под влиянием лечения, а иногда возобновляется. Это говорит о том, что заикание не относится к необратимым нарушениям центральной нервной системы.

Заикание чаще всего впервые отмечается у детей в период интенсивного формирования речевой функции, т.е. в 2-5 лет, очень редко в раннем школьном возрасте и еще реже у подростков.

Заикание может возникнуть у ребенка от сильного испуга или при длительной психической невротизации – постоянном несправедливом и грубом отношении к ребенку: угрозы, наказания, постоянные окрики. Возможно развитие нарушения после перенесенных инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону обстановки в семье (частые ссоры родителей в присутствии ребенка). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых слишком много читают им, обращаясь с постоянными просьбами повторить прочтенное, или заставляют говорить перед незнакомой большой аудиторией.

Заикание может возникнуть и у тех детей, которые в течение длительного времени общались с детьми-заиками, это связано с подражанием.

В период развития речи неправильно сказанное слово повторяется ребенком, и это в свою очередь приводит к формированию у него неправильной речи. Ведь сам процесс формирования речи в большой степени связан с копированием речи окружающих.

Необходимо учитывать, что ребенок еще недостаточно приспособлен к окружающему миру и иногда реагирует на сложную ситуацию возбужденно или начинает нервничать.

Заикание отражается на поведении и характере ребенка: он становится боязливым, молчаливым, стеснительным, пугливым, неохотно общается со сверстниками. Для детей, страдающих заиканием, большое значение имеет мнение окружающих; они остро переживают свой порок и, стесняясь своего заикания, уклоняются от разговора и общения.

По мере того, как организм созревает и укрепляется, нервная система детей, страдающих заиканием, стабилизируется. И поэтому подобных нарушений речи после 25-летнего возраста почти не встречается, встретить заику пожилого возраста – редкость. Взрослый заика осознает причину своего заикания и самостоятельно, путем настойчивой работы над собой, исправляет свой порок.

Древнегреческий оратор Демосфен, страдавший заиканием, избавился от этого дефекта, работая над собой, и приобрел славу великого оратора. Русский актер Певцов также избавился от заикания, работая над своей речью.

В лечении заикания принимают участие психотерапевт, невролог и логопед. Лечение сводится к устранению неправильного произношения слов, выработке навыков правильной речи и преодолению страхов, при этом пытаются достичь свободной, плавной, слитной, координированной речи. Для успешного лечения необходима спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

Лечение заикания у детей дошкольного возраста необходимо начинать как можно раньше, чтобы, поступая в школу, они хорошо разговаривали. Но стоит отметить, что лечить заикание никогда не поздно.

Занятия с детьми, страдающими заиканием, проводят индивидуально и в группе, что улучшает общий эмоциональный фон.

Вполне понятно, что дети, пришедшие на лечение, накопили в себе неуверенность, поэтому необходима психотерапия, чтобы ребенок повысил собственную самооценку и выработал внутри себя стойкую установку на успех.

Кроме того, не стоит забывать, что выздоровление – процесс, растянутый во времени, он требует нескольких недель, а в запущенных случаях – нескольких месяцев ежедневных занятий примерно по часу в день. Мгновенное исцеление – миф. Скандированная речь, шепот, пение создают иллюзию выздоровления. Полное выздоровление – это нормальная речь в любой ситуации, в том числе и при высокой нагрузке (к примеру, при выступлении перед аудиторией). А это может быть достигнуто только в результате длительных усилий самого человека.

Довольно часто ребенок, страдающий заиканием, слышит советы: “Следи за своей речью. Говори четко!”. Однако, пытаясь следить за своей речью, заикающейся попадает в заколдованный круг, так как, концентрируя внимание на недостатках произношения, что лишь усугубляет дефект.

Речевые движения человека тесно связаны с движениями всего тела, поэтому для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

Заикание, впрочем, можно предупредить. Очень важно, чтобы ребенок всегда слышал правильную речь.

Следует еще раз напомнить, что запугивание и жестокое наказание детей, грубые окрики, угрозы, частые ссоры в семье в присутствии ребенка могут вызвать у него страх, из-за которого ребенок может начать заикаться.

Не стоит читать детям на ночь страшные сказки, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, серого волка, и т.д.

Нельзя чрезмерно баловать детей и исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду, в школе.